Крит и снова Мальта

 

«Арк Ройял» вернулся в Гибралтар 29 мая. Ситуация на Средиземном море продолжала ухудшаться для англичан. Немецкие войска захватили Грецию, и в конце апреля 1941 года англичане были вынуждены эвакуироваться с материка. Большая часть дезорганизованной армии, потерявшей тя­желое вооружение, была вывезена на остров Крит.

Крит имеет длину 160 миль и ширину от 8 до 35 миль. Он является южной границей Эгейского моря. Самолеты с 3 аэро­дромов Крита могут держать под контролем все Восточное Средиземноморье. Пока шла битва за Грецию, оперативный отдел германского Генерального Штаба, состоявший из офицеров армии, авиации и флота, единодушно рекомен­довал захватить Мальту, а не высаживаться на Крит. Мальта по-прежнему являлась базой английских сил, препятство­вавших доставке снабжения итало-германским войскам в Северной Африке. Однако Гитлер решил, что нельзя остав­лять Крит в английских руках, так как это означало опас­ность воздушных налетов на нефтяные поля Румынии. Кро­ме того, захват Крита означал установление немецкого гос­подства над Восточным Средиземноморьем. 20 мая 1941 года было назначено днем начала первой в истории крупной воз­душно-десантной операции.

Во время подготовки вторжения часть самолетов X авиа­корпуса была переброшена в Грецию, ослабив давление на Мальту. В Грецию были направлены более 700 истребителей и бомбардировщиков VIII авиакорпуса. Эти самолеты в те­чение 3 недель бомбили и обстреливали аэродромы Крита и позиции английских войск, совершая по 200—300 выле­тов в день. Саму высадку должны были осуществить части XI авиакорпуса, в состав которого входили парашютно-де­сантная и горнострелковая дивизии (22750 солдат). Доста­вить на остров их должны были 500 транспортных самоле­тов и 72 планера.

После интенсивных воздушных налетов на каждый из 3 аэро­дромов Крита было сброшено 2000—3000 парашютистов. В те­чение всего первого дня шли ожесточенные бои, и лишь на второй день немцам удалось захватить один из аэродромов. За неделю немцы перебросили по воздуху на Крит большую часть обеих дивизий, вынудив англичан эвакуировать те войска, ко­торые еще можно было спасти. Крит пал 1 июня.

На море тоже шли жестокие бои. На первой стадии опе­рации корабли Королевского Флота не пропустили на ост­ров ни одного вражеского солдата, хотя немцы и пытались провести несколько конвоев, состоящих из мелких судены­шек. Адмирал Каннингхэм не мог использовать для защиты Крита свой единственный авианосец «Формидебл», так как после 4 месяцев боев его истребительная эскадрилья сокра­тилась до 4 «Фулмаров». Однако английские линкоры, крейсера и эсминцы мужественно сражались под небом, полно­стью контролируемым немецкой авиацией. Они помешали немецким войскам попасть на остров морем и эвакуирова­ли 16500 английских, австралийских и новозеландских сол­дат. В ходе битвы за Крит погибли 2000 английских солдат и 1828 моряков. 12000 английских и более 2000 греческих сол­дат попали в плен. Королевский флот потерял 3 крейсера и 6 эсминцев потопленными. 2 линкора, 6 крейсеров, 7 эсмин­цев и авианосец «Формидебл» были повреждены.

«Формидебл» вступил в бой 25 мая, имея на борту 12 «Фулмаров». В этот день авианосец вышел из Александрии вместе с 2 линкорами и 9 эсминцами. На следующий день с «Формидебла» взлетели 4 «Альбакора» и 4 «Фулмара», что­бы атаковать главную немецкую авиабазу на острове Карпатос (Скарпанто). Разумеется, 8 самолетов было совершен­но недостаточно, чтобы вывести из строя крупный аэро­дром. А вскоре после этого английские корабли попали под ответную воздушную атаку. «Фулмары» встретили атакующих, однако 20 пикирующих бомбардировщиков прорвались к ко­раблям. «Формидебл» получил 2 попадания 1000-фн бомба­ми. Бронированная полетная палуба спасла авианосец от ги­бели, однако он был серьезно поврежден и вечером ушел обратно в Александрию, оставив флот без истребительного прикрытия. Потери экипажа были совершенно незначитель­ными — 11 убитых и 7 раненых. Пикирующие бомбардиров­щики, атаковавшие «Формидебл», входили в состав Stukageschwader 1 майора Вальтера Эннекеруса. Именно эти самолеты ранее повредили «Илластриес».

На следующий день было принято решение эвакуировать Крит.

После 10 дней упорных боев немецкие воздушные силы захватили остров и вывели из строя второй английский авиа­носец. Немцы потеряли 4000 человек убитыми и 2600 ране­ными. Погибли 170 транспортных самолетов и большая часть планеров. Более 3000 убитых и 2000 раненых пришлись на долю парашютно-десантной дивизии и частей поддержки XI авиакорпуса. Эти потери обученного личного состава были так велики, что немцы больше никогда не высаживали воз­душных десантов с подобным размахом.

Крит стал победой немцев и одновременно победой воз­душной мощи над морской. Ранее все острова захватывались не иначе, как десантом с моря. Теперь Люфтваффе одолели Королевский Флот и одержали дорогостоящую, но несом­ненную победу. Однако больше никогда и никто не пытался высадить воздушный десант на остров, прикрываемый боль­шими силами флота противника.

Падение Крита поставило Александрию в пределы дося­гаемости немецкой авиации, однако немцы так и не вос­пользовались этой возможностью. Для них обладание Кри­том не стало первым шагом наступления на Суэц и далее в Среднюю Азию. Скорее, это был заключительный аккорд кампании на Балканах. Именно балканская кампания и втор­жение на Крит вынудили Гитлера перенести начало вторже­ния в Россию с середины мая на конец июня. Но эта задер­жка сломала намеченный график наступления, и немцам пришлось столкнуться с ужасной русской зимой.

Еще до окончания боев на Крите немцы начали перебра­сывать авиацию с греческих аэродромов на север, готовясь к русской кампании. X авиакорпус, ранее направивший свои самолеты в Северную Африку для поддержки войск Роммеля, теперь покинул Сицилию, чтобы участвовать в боях в Эгейском море и на востоке Средиземного моря. Мальта по­лучила передышку от непрерывных немецких воздушных атак. Английские эсминцы, подводные лодки и морская авиация снова начали использовать остров в качестве базы, что по­ставило под угрозу морские коммуникации Оси, идущие из Италии в Северную Африку. С июля 1941 года с Мальты на­чали действовать бомбардировщики Королевских ВВС, ко­торые проводили дневные атаки итальянских конвоев. С это­го момента и до самого конца войны ни один конвой не сумел пройти, не попав под удар англичан.

Обсуждение результатов боев за Крит и ситуации в Вос­точном Средиземноморье заставило поднять вопрос о реор­ганизации системы командования. Во время операции все немецкие силы на суше, на море и в воздухе были объеди­нены под командованием генерала Люфтваффе. Его штаб находился в Афинах, в непосредственной близости от райо­на боевых действий.

В отличие от простой и эффективной немецкой системы командования, английская была сложной и ненадежной. Армия и ВВС на Крите имели собственных командующих, которые были подчинены соответствующему командующе­му родом войск на Средневосточном театре, штаб которого находился в Египте. Командующий флотом (адмирал Каннингхэм) обычно находился на корабле. Все трое командую­щих родами войск на этом театре сносились через свои ми­нистерства в Лондоне с Военным кабинетом и получали рас­поряжения оттуда. Еще больше осложняло ситуацию то, что командующий новозеландскими войсками на Крите связы­вался со своим правительством в Веллингтоне, когда считал необходимым, и получал приказы оттуда. Наконец премьер-министр Уинстон Черчилль часто посылал директивы ко­мандующему войсками на Крите, когда считал, что его вли­яние и темперамент могут оказаться полезны.

Во второй половине 1940 года и весной 1941 года Северная Африка была единственным театром, где армии союз­ников (английские!) сражались с войсками Оси. Поэтому особенно возросло значение проводимых через Средизем­ное море конвоев. Уход X авиакорпуса из Сицилии дал воз­можность спасти Мальту, а спасение Мальты обеспечило конечную победу союзников в Северной Африке.

Хотя немецкие воздушные налеты на Мальту прекрати­лись, требовалось наладить снабжение острова, чтобы под­держать силы гарнизона и гражданского населения. Требова­лось также отражать воздушные налеты итальянцев и про­должать действия против вражеского судоходства в централь­ной части Средиземного моря. С середины января до середи­ны мая 1941 года англичане потеряли на Мальте 32 самолета в воздухе и столько же на земле. За этот же период немцы потеряли 62 самолета, а итальянцы — 15. Без авианосцев для обеспечения воздушного прикрытия и дальней разведки Сре­диземноморский флот не мог проводить транспорты из Алек­сандрии на Мальту, поэтому вся тяжесть снабжения острова легла на Соединение Н.

После утомительной охоты за «Бисмарком» ему дали от­дохнуть до 13 июня. В этот день «Арк Ройял» и «Викториес» под прикрытием линейного крейсера и 6 эсминцев пошли на восток. Авианосцы имели на борту 48 истребителей «Харрикейн» Королевских ВВС для Мальты. 15 июня 4 двухмотор­ных бомбардировщика из Гибралтара встретили авианосцы в море и повели «Харрикейны» к Мальте. 3 истребителя были потеряны во время перелета, но остальные 45 стали желан­ным пополнением поредевших эскадрилий.

Оба авианосца благополучно вернулись в Гибралтар, а потом совершили короткий бросок в Атлантику, так как в очередной раз пролетел слух, будто 2 немецких корабля про­рвались туда. Сообщение оказалось ложным. После возвра­щения в Гибралтар «Арк Ройял» был встречен «Фьюриесом», который передал ему еще 22 «Харрикейна» для Мальты. «Арк Ройял» вышел в море 26 июня и на следующий день поднял в воздух эти истребители. Все они, кроме одного, добрались до Мальты.

29 июня авианосец опять вышел в море, и на следующий день с него стартовали еще 26 «Харрикейнов», направив­шихся на Мальту. На сей раз вместе с Соединением Н вы­шел и «Фьюриес». Когда с него взлетал один из «Харрикейнов», самолет при разбеге занесло в сторону, и он врезался в островную надстройку. Истребитель взорвался, вызвав силь­ный пожар. Погибли 14 офицеров и матросов, в том числе несколько пилотов Королевских ВВС, ожидавших своей оче­реди взлетать. «Фьюриес» сумел отправить на Мальту только 9 «Харрикейнов» и был вынужден вернуться в Гибралтар, имея на борту еще 5 истребителей. В общей сложности 30 июня на остров перелетели 34 истребителя.

В течение месяца Королевский Флот трижды направлял авианосцы в центральную часть Средиземного моря. В ходе этих 3 операций они доставили на Мальту более 100 истре­бителей. Англичане не понесли никаких потерь от действий противника ни в кораблях, ни в самолетах. Однако топливо, боеприпасы, продовольствие и многое другое нельзя было доставить на Мальту по воздуху. Поэтому Соединение Н раз за разом выходило в море, сопровождая торговые суда и суда снабжения ВМФ на осажденный остров. В конце июля на Мальту были проведены 6 судов со снабжением, в нача­ле августа — войсковой транспорт, в конце сентября — еще 8 торговых судов. Во время 2 сентябрьских операций «Арк Ройял» и «Фьюриес» перебросили на Мальту еще 51 «Харрикейн» Королевских ВВС. (В это время многомоторные бомбардировщики перелетали на Мальту прямо из Гибрал­тара.) После получения этих подкреплений наступательная мощь Мальты возросла настолько, что 25 сентября граф Чиано записал в своем дневнике:

 

«В действительности положение на Средиземном море мрачное и станет еще хуже из-за продолжающихся потерь в торговых судах. Ответственное морское руководство начало подумывать, а не отдать ли Ливию добровольно, прежде чем мы будем вынуждены сделать это из-за нехватки тоннажа».

 

Чтобы восполнить нехватку транспортов, Люфтваффе начали перевозку некоторых грузов из Италии в Северную Африку по воздуху, используя транспортную авиацию. Впро­чем, вскоре германская транспортная авиация практически погибла в напрасных попытках организовать воздушный мост для снабжения окруженной в Сталинграде армии. Обсужда­лась возможность переброски в Сицилию нового авиакорпу­са, чтобы «нейтрализовать» Мальту и таким образом подго­товить захват острова. Однако более тяжелые последствия имела переброска на Средиземное море немецких подвод­ных лодок, которая была предпринята осенью 1941 года по настоянию Гитлера.