Бронирование и конструктивная защита

 

Линейные корабли типа «Ямато» имели более мощное бронирование, чем все дру­гие линкоры за всю историю корабле­строения, однако при этом следует отме­тить, что, за исключением румпельных от­делений и палубной брони в оконечно­стях, броневая защита ограничивалась цитаделью, занимавшей всего 54% от длины корабля по ватерлинии. С целью повышения защитных свойств при попадании снарядов с больших дистанций (при больших углах падения) бортовая броня располагалась с развалом под углом 20°.

Главный броневой пояс (сталь марки ВЗ) имел толщину 410 мм, ширину 5500 мм (из них 3000 мм выше ватерлинии) и доходил до уровня главной палубы, а в районе носо­вых башен главного калибра поднимался несколько выше. Броня типа В3 применялась только на линейных кораблях типа «Ямато» и только для плит толщиной свыше 280 мм. К моменту постройки этих кораблей японцы еще не разработали удовлетворительного способа насыщения углеродом поверхност­ного слоя броневых плит (цементации), так что броня типа В3 имела достаточно высо­кое содержание углерода и поэтому оказа­лась излишне хрупкой. Очень интересной особенностью схемы защиты можно считать наличие подводного броневого пояса, на­чинающегося у нижней кромки главного пояса и служившего одновременно про­тивоторпедной переборкой. Этот пояс в рай­оне машинно-котельных отделений имел толщину 200 мм, уменьшающуюся у днища до 75 мм, а в районе башен главного калибра увеличивающуюся до 175 и 270 мм. Идея ус­тановки мощного пояса бортовой брони в подводной части, предназначавшегося для защиты от бронебойных снарядов при близких промахах, когда снаряд уходил под воду и попадал в борт корабля ниже ватерлинии, зародилась в Японии еще в 1923 г.

Этой идеей не воспользовалась ни одна из стран, вероятно, из-за большой секрет­ности работ в Японии. В целом бортовое бронирование рассчитывалось на защиту при попадании 460-мм снаряда на дистанции 20—30 тыс. м.

Нижняя часть сильно наклоненных к оконечностям (под углом 30° к вертикали)

необычайно ломанных по форме траверзов имела толщину 270 мм (такую же, как и под­водный броневой пояс), а их верхняя часть выполнялась из броневых плит толщиной 300 мм. За траверзами установили по одной (также наклоненной) противоосколочной переборке толщиной 16 мм.

Наиболее мощно была защищена боевая рубка. Толщина ее стенок составляла 500 мм, крыши — 200 мм, пола — 75 мм, а идущая к ней от главной палубы цилиндрическая шахта имела толщину стенок 300 мм. Глав­ный пост управления огнем защищался 150-мм плитами. Этим и ограничивалось бронирование носовой части надстройки. Отказ от полного ее бронирования привел впоследствии к очень большим потерям лич­ного состава от взрывов бомб и огня круп­нокалиберных пулеметов американских са­молетов, атаковавших «Ямато» в его послед­нем походе.

Главная броневая палуба располагалась не у нижней кромки главного пояса бортовой брони, как это было принято ранее, а у верхней кромки этого пояса, и имела скос у бортов под углом 7°. Такой «подъем» бро­невой палубы позволил разместить главные двигатели и котлы, имевшие значительную высоту, а также уменьшить площадь глав­ного пояса, который не доходил до уровня броневой палубы. Такой же «подъем» па­лубы находился перед барбетом второй башни главного калибра. Позади барбета наклон шел под более крутым углом, и поэтому здесь толщину плит увеличили до 320 мм. Горизонтальная часть главной броневой палубы имела толщину 200 мм, а ее наклонные участки — 230 мм. Это считалось достаточным для противодейст­вия 1000-кг бронебойной авиационной бомбе, сброшенной с высоты 3500 м. Жиз­ненно важные части корабля имели допол­нительное бронирование из плит толщиной 35—50 мм.

По всей длине цитадели под главной палубой на расстоянии 700 мм находилась противоосколочная палуба толщиной 10 мм. Этот дополнительный настил предназначал­ся только для защиты от осколков, которые могли образоваться от крепежных болтов и заклепочных головок, если бы в броневую палубу попала бомба или снаряд.

Толщина брони главной палубы в районе дымоходов (участок размером 14x15 м) была увеличена до 380 мм и для прохода газов имела не колосники, как обычно, а пер­форацию диаметром 180 мм с общей пло­щадью отверстий 45% от площади плиты. Такая защита эквивалентна примерно 152-мм броневой плите, что меньше толщины окру­жающей дымоходы палубы, поэтому нахо­дящаяся над дымоходами носовая часть наклоненной в корму трубы покрывалась броней толщиной 50 мм, защищающей как щитом это слабое место. С кормы роль тако­го же щита выполняла массивная кормовая башенноподобная надстройка. Эти меры позволили значительно снизить массу защи­ты дымоходов.

Какая-либо броневая преграда выше главной палубы отсутствовала. Исключение составляли небольшие броневые настилы толщиной 50 мм в средней части и 35 мм у бортов, прикрывавшие броневые траверзы.

Толщина фронтальных плит барбетов башен главного калибра равнялась 560 мм, а бортовых — 410 мм, что теоретически позволяло противостоять разрушительной кинетической энергии 1460-кг снаряда, ударившегося о барбет со скоростью около 500 м/с.

Главное румпельное отделение брони­ровалось следующим образом: бортовые плиты — 360 мм, кормовая — 350 мм, верх­няя — 200 мм, палуба — 25 мм. Располо­женное ниже и немного в нос вспомогатель­ное румпельное отделение имело несколько более слабую броневую защиту: бортовые части — 300 мм, кормовая часть (частично прикрываемая главным румпельным отделе­нием) — 250 мм. Горизонтальная защита — те же 200 мм, а толщина палубы уменьшена до 20 мм. Крыша и торцевые стенки аварий­ного рулевого поста, размещавшегося над главным румпельным отделением, имели бронирование толщиной 200 мм.

Днища артиллерийских погребов при­крывались броней толщиной 50—80 мм. Такое своеобразное тройное дно увеличи­вало защиту погребов от взрыва мины или торпеды.

К числу технических новинок относи­лись: изготовление броневых плит макси­мально возможного размера и использование нового технологического процесса, позволявшего довести глубину цементации до 140 мм при весьма незначительных расхо­дах. Теоретически сопротивление действию снаряда различных частей броневой плиты не одинаково. Оно меньше у краев, и поэто­му чем больше размер плиты, тем выше ее сопротивление. На линейных кораблях типа «Ямато» бортовые бронеплиты имели раз­меры 5,9x3,6 м и весили по 68,5 т каждая. Общая же масса брони достигала 33,1% от стандартного водоизмещения.

Противоторпедная конструктивная за­щита соответствовала классической схеме: камера расширения, камера поглощения и фильтрационная камера. Первые две камеры образовывали бортовые були с двойной обшивкой, идущие от ватерлинии до днища. Продолжением главного броневого пояса являлась броневая переборка толщиной 50— 270 мм, установленная под углом 14—25°. За ней в районе башен главного калибра находилась продольная переборка толщиной 14 мм, а в районе машинно-котельных отделений (МКО) — еще одна продольная переборка толщиной 16мм. Общая глубина противоторпедной защиты на уровне 3 м ниже ватерлинии составляла 5 м.

Дополнительной мерой для повышения непотопляемости являлась установка по всей длине цитадели продольной переборки, от­стоящей от диаметральной плоскости на расстоянии 8 м, а также устройство двойной продольной переборки в районе МКО. Все переборки, расположенные за броневым поясом, шли от днища до главной палубы.

Принятая система противоторпедной защиты проектировалась для противодей­ствия заряду тротила массой 400 кг на осно­ве испытаний, проведенных во время модер­низации линейного корабля «Нагато». При этом использовались натурные кессоны и модели в масштабе 1:3 и 1:5, поскольку узлы и соединения трудно было воспроизвести на меньших моделях.

Сохранению плавучести в случае полу­чения в бою повреждений способствовало увеличение количества водонепроницаемых отсеков. Корпус корабля разделялся на 24 главных водонепроницаемых отсека; при этом почти все главные поперечные пере­борки доходили до верхней палубы. Всего корабли типа «Ямато» имели 1147 отсеков, из которых 1065 находилось ниже главной броневой палубы.

Система контрзатопления и осушения корабля проектировалась исходя из следу­ющих требований: крен и дифферент (в пре­делах 4° и 2,3 м), возникающий при попа­дании первой торпеды, должны вырав­ниваться в течение 5 мин с момента начала борьбы за живучесть; крен и дифферент при попадании второй торпеды берется под конт­роль в пределах 12 мин.

По проекту крен в 9,8° выравнивался контрзатоплением отсеков противополож­ного поврежденному борта, еще в 4,5° — с помощью перекачки топлива, однако, мож­но предположить, что линейные корабли типа «Ямато» можно было поставить на ров­ный киль такими способами даже при кре­не в 18,3°.

Почти по всей длине корпуса (кроме МКО) корабли типа «Ямато» имели тройное дно; в районе МКО — двойное.