Послесловие

По возвращении из плена все кондукторы, унтер-офицеры и матросы «Адмирал Ушакова» за коллективный подвиг в бою с превосходящими силами противника получили Знаки отличия Военного ордена (Георгиевские кресты). При этом 298 человек наградили крестами 4-й, а 27 наиболее отличившихся — сразу 3-й степени. Среди последних были кондукторы Василий Черникеев, Никифор Никитин, Иван Драницын (старший боцман), Николай Никанов, Александр Шутов, Иван Степанов, Александр Лейман, боцман Григорий Митрюков, матрос 1-й статьи Федор Санников, фельдфебель Алексей Новиков, хозяин трюмных отсеков Багаутдин Шагигалеев, артиллерийские квартирмейстеры Василий Филиппов, Павел Степанов, комендоры Матвей Шишкин, Максим Алексеев, Иван Чернов, строевые квартирмейстеры Константин Ушаков, Степан Солонкин, рулевой боцманмат Иван Шипов, сигнальный квартирмейстер Ефим Юленков, сигнальщики Фома Чернов, Михаил Шуклин, Николай Чесноков, фельдшер Порфирий Лежневский, санитары Александр Зинкович, Иван Эгле и матрос 2-й статьи Николай Чесноков.

Офицеров наградили значительно позднее—только в январе 1907 г. Все они получили ордена Св. Владимира 4-й степени с мечами и бантом. На некоторых кораблях («Варяг», «Кореец») за подобные подвиги офицеров награждали орденами Св. Георгия. При высоком положении «Владимира» «Георгий» все же подчеркивал исключительное значение боевого подвига. Может быть, при награждении сказалось общее пренебрежительное отношение к «цусимцам». Так или иначе, большинство офицеров броненосца остались во флоте и участвовали в первой мировой войне. К этому времени в списках офицеров флота появилось имя сына старшего офицера «Ушакова» — Георгия Александровича Мусатова, окончившего Морской корпус в 1907 г. В ноябре 1910 г. бывший штурман капитан-лейтенант Е. А. Максимов возбудил ходатайство о награждении капитана 1 ранга В. Н. Миклухи орденом Св. Георгия 4-й степени, но оно не было удовлетворено.

Драматически завершился путь корабля. Беспримерному подвигу офицеров и матросов броненосца А. С. Новиков-Прибой в своей книге посвятил главу «Люди боевых традиций». Преемником этих традиций в 50—80-х годах стал легкий крейсер «Адмирал Ушаков», а с 1991 г. это имя носит тяжелый атомный ракетный крейсер.

БИОГРАФИЧЕСКИЕ СПРАВКИ

Александр Михайлович (1866—1934), великий князь, родственник и личный друг Николая II, адмирал (1916). Начал морскую службу в 1885 г. мичманом. Выступал активным сторонником отечественного маринизма и научного подхода к вопросам строительства и боевого применения флота. В 1891 г. основал издание первого в России ежегодного справочника «Военные флоты», организовал собрания морских офицеров для обсуждения вопросов теории войны на море, способствовал внедрению военно-морской игры Ф. Джейна в практику Морской академии. Будучи сторонником создания Тихоокеанского флота, в 1895—1896 гг. по предложению Николая II и императрицы выступил с обоснованной программой усиления морских сил России на Дальнем Востоке. Из-за возмущения по этому поводу генерал-адмирала Алексея Александровича и Н. М. Чихачева был вынужден уйти в отставку с должности старшего офицера броненосца «Сисой Великий». При П. П. Тыртове в 1899 г. вернулся на службу старшим офицером на «Апраксин». В 1900—1902 гг. командовал черноморским броненосцем «Ростислав», с 1903 г. младший флагман Черноморского флота и одновременно Главноуправляющий торговым мореплаванием и портами. В русско-японскую войну 1904—1905 гг. возглавлял снаряжение вспомогательных крейсеров и усиление флота на добровольные пожертвования, командовал отрядом новых минных крейсеров на Балтике. После войны занимался воздухоплаванием, став одним из создателей российской военной авиации. Умер в эмиграции.

Алексей Александрович (1850—1908), адмирал (1888), главный начальник флота и Морского ведомства (1881 —1905). Произведен в мичманы в семилетнем возрасте. С 1873 г. командовал Гвардейским флотским экипажем, в 1874— 1877 гг.— винтовым фрегатом «Светлана». Во время русско-турецкой войны 1877—1878 гг. был начальником всех морских команд на Дунае, где получил орден Св. Георгия 4-й степени. В мае 1883 г. возведен в звание генерал-адмирала. Как один из главных виновников гибели флота в русско-японской войне 1904— 1905 гг. после Цусимской катастрофы был уволен от должности «по личной просьбе».

Андреев Константин Матвеевич (1845 — ?), выпускник Морского училища, в 1868 г. произведен в мичманы. В 1883 -1887 гг. старший офицер броненосного фрегата «Князь Пожарский», которым в кампанию 1885 г. командовал С. О. Макаров. В 42 года стал командиром канонерской лодки «Дождь». В 1890 1893 гг. командовал монитором «Вещун», в 1893—1894 гг.— мореходной лодкой «Манджур» на Дальнем Востоке. Перед назначением на броненосец «Адмирал Ушаков» с 1897 г. был командиром крейсера 1 ранга «Минин».

Бабушкин Василий Федорович, с 1900 г. служил на броненосном крейсере «Баян», в 1903 г. совершил на нем переход с Балтики в Порт-Артур. Отличился инициативой, умением и храбростью в боевых действиях 1-й Тихоокеанской эскадры и в обороне Порт-Артура. В заключительных боях на суше был тяжело ранен 18-ю осколками и поэтому отпущен японцами в Россию. Прибыв в Шанхай, явился к контр-адмиралу Н. К. Рейценштейну с просьбой направить его во 2-ю Тихоокеанскую эскадру. Адмирал послал его в Сингапур. Ему удалось сбежать с германского парохода. Попав к консулу, он вызвался доставить секретные бумаги в отряд Н. И. Небогатова. Проведя 3 суток в тропическом море, дождался встречи с отрядом и по личной просьбе был зачислен в команду «Императора Николая I». При сдаче корабля японцам хотел потопить броненосец, но не был поддержан матросами. Японцы, заподозрив в нем шпиона, подвергли его допросам, однако он ничего не сообщил противнику. Осенью 1905 г. вернулся в Россию. В С.-Петербурге Николай II лично возложил на него награды: 4 степени Знака отличия Военного ордена (Георгиевского креста) и Знак отличия ордена Св. Анны. Став единственным из матросов, отмеченным такими наградами, по решению «высшего морского начальства» не был однако произведен в машинные кондукторы или в подпоручики по Адмиралтейству (согласно представлению бывшего старшего офицера «Баяна») и вышел в отставку.

Бирилев Алексей Алексеевич (1844—1915), поступив во флот юнкером, произведен в мичманы в 1864 г. С 1880 г. командовал кораблями, крупнейшим из которых был эскадренный броненосец «Гангут» (1893—1894). В 1893 г. некоторое время был командиром строившегося «Адмирала Ушакова». Командовал в 1900—1901 гг. отдельным отрядом судов в Средиземном море, затем стал вице адмиралом и старшим флагманом. В 1904 г., сменив С. О. Макарова на посту главного командира Кронштадтского порта, занял новый пост главного командира Балтийского флота. В мае 1905 г. прибыл во Владивосток командующим флотом в Тихом океане, а после Цусимы был возвращен в Петербург и назначен морским министром. Однако на этом посту не смог выдвинуть обоснованной программы восстановления флота, н в начале 1907 г. сдал должность адмиралу И. М. Дикову.

Бринк Антон Францевич (1851 — ?), ученый и конструктор артиллерийских систем, оказавший большое влияние на развитие вооружения флота в конце XIX — начале XX вв. Воспитанник Технического училища Морского ведомства и Михайловской артиллерийской академии, которую окончил в 1878 г. первым по успеваемости. Обогатил теорию проектирования артиллерийских орудий, опубликовав целый ряд научных трудов, часть которых была переведена на иностранные языки и удостоена специальной премии. Сконструировал целый ряд артиллерийских орудий, первое из которых — 152-мм «проволочная» пушка в 35 калибров длиной.— было принято на вооружение в 1885 г. В 1892 г. исполнял должность помощника главного инспектора морской артиллерии, с октября 1902 г.— председатель комиссии для производства морских артиллерийских опытов. В 1907 г. в чине генерал-лейтенанта назначен главным инспектором морской артиллерии.

Верховской Владимир Павлович (1837—1917), один из первых специалистов-минеров отечественного флота, возглавлявший Минный офицерский класс в самом начале массового внедрения минного оружия. С 1870 г. командовал кораблями, в том числе в 1885—1887 гг. крупнейшим во флоте броненосным; кораблем «Петр Великий». В 1887—1889 гг. начальник Отряда судов Морского училища. В 1892 г. принял дела, а с 1893 г. утвержден в должности главного командира С.-Петербургского порта. В 1896—1902 гг. начальник ГУКиС. Вошел в историю как апологет командно-административной системы своего времени, придерживался принципов архаичной организации, призванной соблюдать интересы казны за счет увеличения сроков и снижения качества работ. Был активным сторонником экономии даже на боеприпасах, ставшей одной из главных причин низкой боеспособности флота в русско-японской войне 1904—1905 гг. В апреле 1902 г. назначен членом Адмиралтейств-совета, впоследствии произведен в полные адмиралы, дожил до глубокой старости и был похоронен на Новодевичьем кладбище в Петрограде.

Гезехус Александр Петрович (1875 — ?). выпускник Морского корпуса (1896). 24 апреля 1900 г. вместе с лейтенантом А. Н. Рычаговым прибыл на броненосец «Адмирал Ушаков» вахтенным начальником иа 16-го флотского экипажа. В мае 11 дней плавал на учебном судне «Воин», с которого вернулся на броненосец, 7 сентября убыл на «Первенец». В 1901 г. окончил Артиллерийский офицерский класс с присвоением чина лейтенанта. В 1903—1904 гг. плавал в Средиземном море на канонерской лодке «Запорожец». В 1905 г. на броненосце «Адмирал Ушаков» младшим артиллерийским офицером участвовал в походе на Дальний Восток и в Цусимском сражении. Затем служил на Черноморском флоте. В 1911 — 1915 гг. в чине капитана 2 ранга командовал эсминцем «Звонкий», а в октябре 1915 г. был назначен командиром эсминца «Лейтенант Зацаренный». Кавалер боевых орденов за участие в первой мировой войне.

Гессен Федор Егорович (1841 — ?). В 1879—1885 гг. командовал корветом «Гиляк», а в 1891 —1803 гг.— фрегатом «Дмитрий Донской» в Тихом океане. С 1893 г. 'контр-адмирал, 26 января 1898 г. назначен младшим флагманом 1-й флотской дивизии. В кампанию 1900 г. возглавил Учебно-практический отряд Балтийского моря.

Голубев Владимир Валентинович (1880—?), выпускник Морского кадетского корпуса (1901). В 1901—1903 гг. участвовал в заграничных плаваниях на крейсере «Герцог Эдинбургский». В 1908 г. окончил класс подводного плавания и в 1908—1912 гг. командовал подводной лодкой «Сом». В августе 1914 г. назначен командиром миноносца «Ретивый», на котором участвовал в 1-й мировой войне, кавалер боевых орденов.

Гуляев Эраст Евгеньевич (1851—1919), выпускник Морского технического училища, в 1870 г. произведен в офицеры корпуса корабельных инженеров. Завершил образование в Англии. С 1904 г. помощник главного инспектора кораблестроения. В 1904 г. с этой должности перешел в правление Балтийского завода, а в 1908 г. вышел в отставку в чине генерал-лейтенанта. Автор многих научных трудов по вопросам кораблестроения. 24 года работал в кораблестроительном отделении МТК, добившись постройки первого в стране опытового бассейна и составив целый ряд проектов кораблей, среди которых броненосцы «Гангут», «Двенадцать апостолов» и «Адмирал Сенявин». С середины 80-х годов XIX в. выступал последовательным сторонником строительства броненосцев наибольшего водоизмещения, превосходящих по мощи вооружения и защиты лучшие иностранные образцы. Его идеи в области обеспечения живучести я боевой остойчивости корабля были воплощены в проектах относительно широких «непотопляемых и неопрокидывающихся» броненосцев и оказали влияние на развитие систем конструктивной подводной защиты.

Джелепов Леонид Федорович (1872—?), поступил в корпус инженеров-механиков флота в 1899 г., с 1905 г. поручик. В 1907—1908 гг. судовой механик броненосца «Адмирал Грейг» и эсминца «Инженер-механик Дмитриев», участник 1-й мировой войны, с декабря 1914 г. инженер-механик капитан 2 ранга, кавалер боевых орденов, после 1917 г. в эмиграции.

Дмитриев Николай Николаеиич (1876—1931), воспитанник Морского кадетского корпуса, мичман (1895), в 1897 г. окончил курс в Морской стрелковой команде, а в 1903 г.— Артиллерийский класс, с чином артиллерийского офицера 1-го разряда. В 1902—1904 гг. плавал на канонерских лодках в отряде Средиземного моря, вызвался добровольцем н отряд Н. И. Небогатова, но получил отказ из-за отсутствия мест. На броненосец «Адмирал Ушаков» переведен с «Черноморца» по срочной телеграмме ГМШ. В 1907—1909 гг. служил на Черноморском флоте старшим офицером линейных кораблей «Иоанн Златоуст» и «Георгий Победоносец». В 1909—1911 гг. командовал посыльным судном «Казарский», в 1912 1914 гг. —канонерской лодкой «Терец». Участвовал в 1-й мировой войне, с 1915 г. флаг-капитан штаба транспортной флотилии Черного моря. Скончался в эмиграции, похоронен в Париже.

Жданов Борис Константинович (1878—1905), воспитанник Морского кадетского корпуса, мичман (1898). Участвовал в заграничных плавания на крейсерах «Память Аэова» и «Владимир Мономах» (1899—1901), па мореходной канонерской лодке «Отважный» и крейсере «Дмитрий Донской» (1901—1902). За храбрость, проявленную во время войны в Китае (1900—1901), награжден орденом Св. Станислава 3-й степени с мечами и бантом. В 1903 г. окончил Минный офицерский класс, получив знание минного офицера 2-го разряда.

Кази Михаил Ильич (1839—1896), произведен в мичманы в 1858 г. из юнкеров Черноморского флота, с 1868 г, в отставке. Благодаря трудолюбию и техническому таланту выдвинулся на службе в Русском обществе пароходства и торговли. В 1877 г. занял пост управляющего Балтийским заводом, который оставил летом 1893 г. вследствие передачи завода в казну, и возглавил комиссию по развитию торгового мореплавания в Совете мануфактур и торговли. Проводил политику жесткой экономии, технической реконструкции, замены английских служащих русскими. Превратил завод из убыточного предприятия в прибыльное, не уступавшее по скорости и качеству работы лучшим иностранным фирмам. Критиковал руководство Морского ведомства за плохое поощрение отечественной промышленности. В 1895 г. по личной просьбе Николая II представил записку о состоянии и перспективах развития военно-морских сил России, в которой обосновал необходимость создания Тихоокеанского флота. Скоропостижно скончался в должности генерального комиссара Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде.

Кладо Николай Лаврентьевич (1862—1919), крупнейший военно-морской историк и теоретик флота конца XIX — начала XX вв. Воспитанник Морского училища, мичман (1882). В 1881—1882 гг. плавал на «Петре Великом» в Средиземном море, а после окончания Морской академии (1886) преподавал в Морском училище. В 1890 г. назначен старшим флаг-офицером штаба эскадры Тихого океана. В 1890—1891 гг. плавал на крейсере «Память Азова». С Тихого океана вернулся в Морской корпус, а с 1896 г. преподавал в Морской академии, пройди путь от штатного преподавателя до заслуженного профессора. В мае 1917 г. стал начальником академии. В 1896 г. 5 месяцев стажировался во Франции на крейсере «Латуш Тревиль» под командованием адмиралов Фурнье и Жерве, признанных тактиков французского флота. Не имея плавательного ценза, в 1901 г. за отличие получил чин подполковника по адмиралтейству, В 1903 г. переведен во флот капитаном 2 ранга, и летнюю кампанию плавал старшим офицером на учебном судне «Березань» в Учебном отряде Черноморского флота под флагом Н. И. Небогатова. К началу русско-японской войны были известны его научные труды и учебники по тактике и артиллерии. Последовательно отстаивал важность военной науки дли моряков, что по-настоящему оценили только после войны.

Константин Николаевич (1827—1892), великий князь, адмирал (1855) и главный начальник Флота и Морского ведомства на правах министра (1855— 1881), с 1865 г. одновременно председатель Государственного совета. Второй сын Николая I, назначенный генерал-адмиралом российского флота в четырехлетнем возрасте. Учился морскому делу под руководством известного адмирала Ф. П. Литке. В 1847—1848 гг. командовал фрегатом «Паллада», совершив несколько заграничных плаваний. В 1853 г. в чине вице-адмирала вступил в управление Морским министерством. Проявил незаурядные способности при пересмотре Морского устава, решительно боролся с показной официальной отчетностью. В 50-х годах выдвинул на ответственные посты многих выдающихся молодых моряков И. А. Шестакова, Г. И. Бутакова, И. Ф. Лихачева, А. А. Попова, С. С. Лесовского и др. В 60-x годах на основе гласного обсуждения провел ряд прогрессивных реформ во флоте. Не пользовался доверием дома Романовых, прослыв среди родственников «либералом». Уволен со всех должностей своим племянником — Александром III, сторонником консервативного внутриполитического курса.

Краббе Николай Карлович (1814—1876), адмирал (1869), в 1856— 1860 гг. директор Инспекторского департамента, в 1860—1876 гг. управляющий Морским министерством. Произведенный в мичманы в 1832 г, сделал карьеру, будучи адъютантом у адмирала А. С. Меншикова. Не имея настоящего командного и морского опыта, он оказался хорошим администратором и ловким царедворцем. С 1863 г., в отсутствие великого князя Константина Николаевича, позднее занятого также делами Государственного совета, фактически руководил Морским ведомством, приняв многие важные решения. На редкость верно угадывал мысли главного начальника флота и самого Александра II, что и послужило залогом его завидного служебного долголетня.

Макаров Степан Осипович (1848—1904), выдающийся флагман, всемирно известный ученый н изобретатель, герой русско-турецкой войны 1877—1878 гг., Георгиевский кавалер. Воспитанник провинциального Морского училища в Николаевске-на-Амуре, не без труда получил флотский чин мичмана (1809), зато потом обогнал своих ровесников и в 1896 г. стал вице-адмиралом. В 1904 г. назначен командующим флотом в Тихом океане. На посту главы технической части артиллерии флота проявил себя последовательным сторонником унификации предметов вооружения и снабжения, добился выработки способа снаряжения снарядов и их единообразия, приняв на вооружение «легкие» снаряды, позволявшие обеспечить высокие начальные скорости и лучшую настильность траектории полета, выгодную нн близких дистанциях боя. Обеспечил успешную работу научно-технической лаборатории Морского ведомства, которая, при участии Д. И. Менделеева, привела к внедрению бездымного пороха. Провел многочисленные опыты по испытанию броневых плит и орудий, результаты опытов привели его к изображению известного бронебойного наконечника («колпачок Макарова») и к мысли о бесполезности тяжелой вертикальной броневой защиты. Предпочитая порой скорострельность орудий в ущерб величине их калибра, С. О. Макарон впервые утвердил задания на башенные установки с заранее обусловленной скоростью заряжания («Ростислав», «Генерал-адмирал Апраксин») и неоднократно поднимал вопрос о необходимости усиления вооружения крейсеров и миноносцев. Поддерживал идеи отечественных конструкторов артиллерийской техники (Л. Ф. Бринк, А. П. Меллер, В. И. Алексеев) и новаторов тактики ее применения (В. X. Иениш, А. К. Мякишев). Погиб 31 марта 1904 г. при взрыве на мине флагманского броненосца «Петропавловск»,

Максимов Евгений Александрович (1877—?). В 1895 г. окончил Морской кадетский корпус, а в 1904 г.— Морскую академию по гидрографическому отделению, штурманский офицер 1-го разряда, по старшинству — первый заместитель старшего офицера броненосца. В 1890 1900 гг. плавал в водах Дальнего Востока на, транспорте «Якут», минном крейсере «Всадник» и пароходе «Силач», участвовал в войне в Китае в 1900 г. В 1907—1908 гг. старшин офицер учебного судна «Океан», после этого служил в Главном гидрографическом управлении и в Морском корпусе. В 1913—1915 гг. старший офицер и командир транспорта «Хабаровск».

Мессер Владимир Павлович (1840—?), воспитанник Морского корпуса, мичман (1859). В 1877—1891 гг. командовал канонерской лодкой «Картечь», корветами «Боярин» и «Аскольд», фрегатом «Князь Пожарский». Пользовался репутацией опытного моряка, строгого и принципиального начальника. В 1893— 1894 гг. начальник штаба Кронштадтского порта, в 1894—1895 гг. командующий Учебным отрядом судов Морского кадетского корпуса. В кампаниях 1896— 1897 гг. возглавлял отряд судов Балтийского моря, назначенных для испытаний. Выступил с резкой критикой порядков «казенного судостроения», которая сыграла известную роль в принятии в 1900 г. «Временного положения о новом судостроении в С.-Петербургском порте». В 1898 г. произведен в вице-адмиралы и назначен старшим флагманом. В кампанию 1899 г. командовал Учебной эскадрой Балтийского моря. С декабря 1901 г. состоял членом Главного военно-морского суда.

Миклуха Владимир Николаевич (1853 1905), выпускник Морского училища, мичман (1873), из потомственных дворян С. -Петербургской губернии. Его старший брат Н. Н. Миклухо-Маклай (1846—1888) знаменитый путешественник и ученый. Начав службу на балтийских броненосцах «Чародейка» и «Севастополь», участвовал в русско-турецкой войне 1877—I87S гг. на вспомогательных крейсерах Черноморского флота «Аргонавт» и «Владимир». В 80-х годах дважды увольнялся со службы, много плавал на судах Добровольного флота, в том числе с января 1886 г. почти 2 года командовал пароходом «Владивосток». В 1888 г. вернулся в военный флот на черноморский броненосец «Екатерина II». Прослушав курс минного дела (1889), получил право командовать миноносцами. В 1890 г. командовал миноносцем «Килия» в Практической эскадре Черного моря. В 1891—1895 гг. в чине капитана 2 ранга служил старшим офицером на эскадренном броненосце «Двенадцать апостолов», а в 1895 г., после пятимесячного командования уже небоеспособным «Новгородом», получил мореходную канонерскую лодку «Кубанец», с которой ходил в Средиземное море. В 1898 г. произведен в капитаны 1 ранга, 3 года занимал временные должности, а в кампаниях 1901—1902 гг. командовал броненосцами «Не тронь меня» и «Первенец».

Мусатов Александр Александрович (1860—1905), выпускник Морского училища, мичман (1883). Начал службу в Балтийском флоте. С 1889 г. более 10 лет плавал на кораблях Сибирской флотилии, только раз воспользовавшись двухмесячным отпуском. Вернувшись на Балтику, служил ревизором и вахтенным начальником на броненосце «Император Николай I», на котором в 1901 — 1902 гг. ходил в Средиземное море. 8 августа 1902 г. вновь отправился в заграничное плавание и год командовал миноносцем № 119 в отдельном отряде судов Средиземного моря. 13 октября 1903 г, назначен старшим офицером броненосца «Адмирал Ушаков», судьбу которого разделил в Цусимском сражении. По мнению офицеров, отличался оптимизмом, ровным и выдержанным характером. Не имея недвижимой собственности, оставил пенсию вдове и семерым детям, старший из которых, Георгий, учился в Морском корпусе.

Небогатов Николай Иванович (1849—1934), выпускник Морского училища, мичман (1871). С 1888 г. командир канонерской лодки «Гроза». В 1891-1901 гг. командовал крейсерами «Крейсер», «Адмирал Нахимов», «Минин», броненосцем «Первенец». В 1901—1904 гг. начальник Учебного отряда Черноморского флота в чине контр-адмирала. За сдачу отряда противнику в 1905 г. был уволен со службы с лишением чинов и приговорен судом к смертной казни, замененной 10 годами заключения в крепости. Досрочно освобожден, дожил до глубокой старости в крымском селе Михайловка, где одно время учительствовал в школе.

Невражин Александр Васильевич (1843—?), выпускник Морского училища, мичман (1864), участник подавления Польского восстания 1863—1864 гг. и русско-турецкой войны 1877—1878 гг., в которой был отмечен орденом Св. Анны 3-й степени с мечами и бантом. Служил в Черноморском флоте, где в 1884 г. получил под командование шхуну «Редут-Кале». В 1887—1891 гг. командир мореходной канонерской лодки «Запорожец», С 4 сентября 1893 г. по 23 мая 1894 г. командовал строившимся броненосцем «Адмирал Ушаков», затем назначен командиром 31-го флотского экипажа н эскадренного броненосца «Синоп».

Паренаго Александр Николаевич (1847—?), выпускник Морского училища, мичман (1867), участник двух кругосветных плаваний — на корвете «Витязь» (1870—1874 гг.) и на крейсере «Забияка» (1880—1881 гг.), на котором он ходил старшим офицером. С 1886 г. командовал шхунами «Алеут», «Самоед» и мореходной канонерской лодкой «Грозящий». С 23 мая по 6 декабря 1894 г. командир строившегося броненосца «Адмирал Ушаков». В начале русско-японской войны 1904—1905 гг, в чине контр-адмирала наблюдал за ускоренным окончанием строительства кораблей в С.-Петербургском порту.

Ратник Ксаверий Ксаверьевич (1852—1925), выпускник Технического училища Морского ведомства, инженер-механик (1875), а по окончании Морскбй академии перешел в корпус корабельных инженеров. Выдвинулся в 1887— 1893 гг. благодаря умелому руководству постройкой эскадренных броненосцев «Двенадцать апостолов» и «Три святителя» в Николаевском адмиралтействе. На Балтийском заводе продолжил лучшие традиции своего предшественника М. И. Кази. Руководил проектированием эскадренных броненосцев типа «Пересвет», крейсеров I ранга типа «Диана», составлением ряда оригинальных неосуществленных проектов. Во время русско-японской войны 1904—1905 гг. добился успешного выполнения заводом огромного объема кораблестроительных и судоремонтных работ, обоснованно предлагал окончить постройкой и послать со 2-й эскадрой Тихого океана последний броненосец типа «Бородино» — «Слава». В 1905—1907 гг. в чине генерал-лейтенанта был главным инспектором кораблестроения.

Рожественский Зиновий Петрович (1848—1909), воспитанник Морского училища, мичман (1870), отмеченный орденом Св, Георгия 4-й степени за храбрость, проявленную в неравном бою парохода «Веста» с турецким броненосцем в 1877 г. В чине капитан-лейтенанта стал первым морским министром независимой Болгарии. В 1890 г. плавал командиром клипера «Наездник», после непродолжительного командования клипером «Крейсер» и мореходной канонерской лодкой «Грозящий» (1891) направлен морским агентом в Великобританию. В 1894— 1896 гг, командовал крейсером 1 ранга «Владимир Мономах» в эскадрах С. О. Макарова и С. П. Тыртова, в 1896—1898 гг.— броненосцем «Первенец» и Учебной артиллерийской командой. С 1899 г. возглавлял Учебный артиллерийский отряд, с 1903 г.— ГМШ, вице-адмирал (1904). В апреле 1904 г. назначен командующим 2-й эскадрой флота Тихого океана, совершил с ней поход на Дальний Восток, где она была почти полностью уничтожена японцами в Цусимском сражении 14—15 мая 1905 г. Энергичный и деятельный, достаточно опытный моряк, сторонник «волевого» стиля руководства, производившего выгодное впечатление на высшее руководство (в том числе и на императора). Тяжело раненный в дневном бою 14 мая 1905 г., был снят с флагманского корабля эсминцем «Буйный», с которого на следующий день эвакуирован на «Бедовый», сдавшийся японцам. На суде в 1906 г. был оправдан и вышел в отставку.

Скворцов Дмитрий Васильевич (1859—1910), выпускник механического отделения Технического училища (1880). В 1887 г. добился перевода в корпус корабельных инженеров после окончания кораблестроительного отдела Морской академии. В 1880—1883 гг. плавал инженером-механиком на крейсерах «Африка», «Стрелок» и «Европа» в отечественных и заграничных водах. Произведен в 1907 г. в генерал-майоры. Броненосец в 4126 т стал первым объектом, на котором Д. В. Скворцову удалось реализовать ряд удачных конструктивных решений, В 1894—1900 гг. строил в С. -Петербургском порту броненосцы «Генерал-адмирал Апраксин» и «Бородино», а в 1900 г. в звании старшего судостроителя стал главным корабельным инженером порта. Реализуя идеи великого князя Александра Михайловича, составил проекты броненосца береговой обороны, эскадренного броненосца и броненосного крейсера с главной артиллерией исключительно 203-мм калибра, в 1903 г, проект эскадренного броненосца «Андрей Первозванный», а в 1904 по заданию МТК — проект большого броненосного крейсера с 254- и 203-мм орудиями. Накануне и во время русско-японской войны проделал огромную работу по завершению постройки кораблей в порту.

Тихонов (Тиханов) Николай Андреевич (1860—1905), выпускник Технического училища. До назначения на броненосец «Адмирал Ушаков» в 1897— 1898 гг. был старшим судовым механиком броненосца «Адмирал Чичагов». Русско-японскую войну встретил старшим судовым механиком эскадренного броненосца «Ослябя», обеспечив безаварийную работу его механизмов в походе на Дальний Восток 2-й Тихоокеанской эскадры. Переведен в полковники (1905), погиб вместе со всей машинной командой «Осляби» в Цусимском сражении.

Транзе Александр Александрович (1880—?), воспитанник Морского кадетского корпуса, мичман (1902). Участник 1-й мировой войны, в апреле 1915 г. назначен старшим офицером канонерской лодки «Грозящий», а через год получил чин капитана 2 ранга «за отличие в делах против неприятеля», кавалер боевых орденов. После 1917 г. в эмиграции, скончался в Копенгагене в начале 80-х годов.

Тыртов Дмитрий Дмитриевич (1880—1936), выпускник Морского корпуса (1900), с 16 мая по 27 августа 1900 г. плавал на «Ушакове» вахтенным начальником, после чего назначен на крейсер «Громобой», на котором ушел на Дальний Восток. В эскадре Тихого океана служил на «Громобое», минном крейсере «Гайдамак» и канонерской лодке «Гиляк». В 1904 г. произведен в лейтенанты и назначен на вспомогательный крейсер «Дон». Вахтенным начальником на броненосце «Адмирал Ушаков» участвовал в походе и боях 1905 г. В 1913 г. получил в командование балтийский эсминец «Крепкий» В 1913—1915 гг. старший офицер линкора «Гангут», а с марта 1916 г. командир эсминца «Забайкалец». За участие в 1-й мировой войне отмечен боевыми наградами.

Францкевич Александр Иванович (1860—?), выпускник Технического училища Морского ведомства, произведенный в офицеры корпуса инженеров-механиков в 1882 г., через 10 лет уже плавал старшим судовым механиком на броненосце «Чародейка». Зарекомендовал себя «человеком дельным, вполне посвятившим себя специальности» и знатоком водотрубных котлов системы Бельвиля, с которыми впервые ознакомился на фрегате «Минин». Посвятив водотрубным котлам несколько научных статей и докладов, справедливо отдавал им предпочтение в будущем. В 1893—1898 гг. старший судовой механик броненосца «Адмирал Ушаков», на котором принял деятельное участие в приемке и испытании механизмов, организовав их эксплуатацию в первых кампаниях корабля. В 1901—1903 гг. служил старшим судовым механиком эскадренного броненосца «Ретвизан» (17 тыс. л. с.).

Храбростин Александр Николаевич (1851—?), мичман (1873), в 1881 г, окончил Артиллерийский офицерский класс, в 1893 г. командовал транспортом «Красная горка», в 1894—1895 гг. броненосцем береговой обороны «Броненосец», в 1895—1897 гг. учебным судном «Верный». В 1900 г. назначен командиром броненосца «Адмирал Ушаков», а с 27 сентября 1900 г. и командиром 7-го флотского экипажа.

Чижов Алексей Михайлович (1858—1917), выпускник Морского училища, мичман (1880). Окончив н 1882 г. Минный офицерский класс, плавал на башенном фрегате «Адмирал Лазарев», а в кампании 1883 г.— на подводной лодке системы С. К. Джевецкого, став одним из немногих офицеров-подводников XIX в. Минным офицером служил на кораблях Балтийского флота — канонерской лодке «Мина», корвете «Варяг», миноносце «Взрыв». В 1887—1890 гг. на клипере «Разбойник» совершил кругосветное плавание, в 1891- 1894 гг. минный офицер и командир роты на броненосном крейсере «Рюрик». В кампании 1895 г. командовал миноносцем «Аспэ» (№ 125) в Практической эскадре Балтийского моря. В 1897 г. уволен со службы с «мундиром» и с производством в капитаны 2 ранга, через год поступил в Министерство путей сообщения, с 1900 г. служил старшим помощником капитана над Санкт-Петербургским коммерческим портом, а в 1902— 1906 гг.— начальником этого порта в ведении Министерства финансов.

Чихачев Николай Матвеевич (1830—1917), воспитанник Морского кадетского корпуса, мичман (1848). Отличился в Амурской экспедиции Г. И. Невельского. С 1854 г. самостоятельно командовал кораблями, был адъютантом великого князя Константина Николаевича. С 1862 г. директор Русского общества пароходства и торговли. В 1877—1878 гг. начальник морской обороны Одессы. С 1884 г. возглавлял ГМШ, в 1888—1896гг. управляющий Морским министерством, адмирал (1892).

Шестаков Александр Павлович (1848 — 1903), выпускник Морского училища, мичман (1871), герой русско-турецкой войны 1877—1878 гг. 14 мая 1877 г. на минном катере «Ксении» вместе с лейтенантом Ф. В. Дубасовым (старший на катере «Царевич») атаковал на Дунае и потопил шестовыми минами турецкий монитор «Сейфи», за что был награжден орденом Св. Георгия 4-й степени. Активно участвовал и в других боевых действиях катеров. Получил золотую саблю с надписью «За храбрость» и чин капитан-лейтенанта «За отличную распорядительность и храбрость в делах против неприятеля». После войны служил старшим офицером на корвете «Варяг» н клипере «Опричник», состоял адъютантом при опальном великом князе Константине Николаевиче. В 1892 г. командовал канонерской лодкой «Кубанец». 6 декабря 1894 г. назначен командиром броненосца «Адмирал Ушаков», на котором плавал три кампании для испытаний. В 1902 г. произведен в контр-адмиралы.

Шестаков Иван Алексеевич (1820—1888), отчисленный из Морского кадетского корпуса в 1836 г., вышел в офицеры флота благодаря участию адмирала М. П. Лазарева, старинного друга его отца. В 27-летнем возрасте стал командиром тендера «Скорый», в период становления парового кораблестроения (50-е годы) участвовал в проектировании и наблюдал за постройкой кораблей, выступили с инициативой организации крейсерской войны против Англии (1855). В 1860 1862 гг. командовал эскадрон в Средиземном море, в 1863—1864 гг.— помощник главного командира Кронштадтского порта, в 1872 - 1881 гг.— морской агент в Италии и Австро-Венгрии, в 1881—1882 гг.- председатель кораблестроительного отделения МТК, в 1882—1888 гг. — управляющий Морским министерством, адмирал (1888). Имел репутацию просвещенного моряка, но не избежал и скандальной известности. В молодости вместе с Г. И. Бутаковым составил первую в истории лоцию Черного моря. Покровительство генерал-адмирала обеспечило способному флагману блестящую карьеру, однако в 1864 г. он из-за конфликта с Н. К. Краббе вышел в отставку, вернувшись на службу только через 8 лет. Выступал с резкой и справедливой критикой кораблестроительной политики Морского ведомства, особенно против «дешевых» броненосцев оборонительного флота. Не лишенный талантов администратора, автор ряда оригинальных мыслей и в молодости испытавший воздействие либеральных идей английского толка, он отличался упрямым и нетерпимым характером. Упрямство мешало ему признавать ошибки и привело к разрыву отношений с такими моряками, как Г. И. Бутаков и И. Ф. Лихачев. Некоторые последствия его самоуверенной настойчивости в проведении реформ плачевно сказались в русско-японской войне 1904— 1905 гг. (например, практическое осуществление положения о «морском цензе» 1885 г.).

Яковлев Федор Андреевич (1872—1905), выпускник Технического училища Морского ведомства (1893). В 1894—1900 гг. плавал на Дальнем Востоке на мореходной канонерской лодке «Бобр» и крейсере «Рюрик». В 1904 г. судовой механик броненосца «Адмирал Грейг» и минного крейсера «Посадник» на Балтике, с 1905 г.— капитан.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Александровский Г. Цусимский бой. Нью-Йорк, 1956.

Боголюбов Н. Ф. Броненосец береговой обороны «Адмирал Ушаков» в санитарно-гигиеническом отношении, «Медицинские прибавления к Морскому сборнику», 1898. № 6, 7.

Дитлов И. А. В походе и бою на броненосце «Адмирал Ушаков»//Русская старина. 1909. № 1,2, 3,

Заключение следственной комиссии по выяснению обстоятельство Цусимского боя. Пг., 1917.

Н. Д. (Дмитриев Н. Н.). Броненосец «Адмирал Ушаков», его путь и гибель. СПб., 1906.

Описание военный действий на море в 1837 1838 гг. Мейдзи (в 1904-1905 гг.)/Пер. с японского яз. Т. 4. Спб., 1910.

Отчет по делу о сдаче 15 мая 1905 г. неприятелю судов отряда бывшего адмирала Нсбогатова. Спб., 1907.

Русско-японская война 1904—1905 гг. Действия флота. Документы. Отд. IV. Вып. 1—5. Спб., Пг. 1912 1917.

Сборник приказов и циркуляров по 2-й эскадре флота Тихого океана яа 1904 и 1905 г, Владивосток, 1905.

Яцыно И. А. Курс морской артиллерии. СПб., 1901.