валенки

Вашингтонская конференция 1921 - 1922 годы.

 

В 1921 году крупнейшие морские держа­вы - Великобритания, Соединенные Штаты и Япония - уже определились в тактико-техни­ческих характеристиках будущих линейных кораблей и линейных крейсеров, и ухе имели достаточно полно разработанные проекты, и даже уже заложенные по некоторым из них корабли на стапелях.

 

СРАВНЕНИЕ ПРОЕКТОВ ДРЕДНОУТОВ КРУПНЕЙШИХ МОРСКИХ ДЕРЖАВ.

 

Великобритания

Соединенные Штаты

Япония

"G-3"

"N-3"

"Lexington"          "S.Dakota"

"Amagi"

"Kii"

"Nr.13"

Водоизмещение Скорость

Главный калибр

Поясная броня

Броня палуб

48.400

31-32

9 406

356

203

48.500

23

9 457

381

203

43.500                  43.200

33,25                    23

8 406                    12 406

190,5                    343

50,8                      88,9

40.000

30

10 406

254

152

41.400 29,75

10 406

292

152

47.500

30

8 457

343

127

 

Самые первые проекты подобных кораб­лей были созданы в США, поэтому их харак­теристики сказались сравнительно хуже, чем у кораблей других держав. О японских про­ектах Европа знала сравнительно мало, и когда, наконец, стали известны некоторые подробности они подействовали как шок.

Не лишним будет провести краткую срав­нительную характеристику этих проектов.

Корабли типа "South Dakota" отличались неплохим вооружением и достаточно мощным вертикальным бронированием, однако на фоне этих достоинств слабая защита палуб и низ­кая скорость явно снижали их боевую цен­ность - особенно если сравнить с японскими проектами.

Крейсера типа "Lexington", хотя и име­ли достаточно высокую скорость, не могли более ничем превзойти японские корабли, поэтому в некоторой степени справедливы были высказывания, что эта скорость нужна "Lexington'ам" только для того, чтобы как можно дальше удирать от японских кораблей. Для европейских держав и Японии весьма слабая защита линейных крейсеров типа "Lexington" оказалась некоторого рода сюр­призом, хотя и превосходила защиту ранних британских крейсеров и, справедливости ра­ди, можно сказать, что первоначальный про­ект "Hood" также не имел лучшей защиты. Но при этом следует отметить первенство аме­риканцев в применении принципа защиты ко­раблей "Все или Ничего", позднее принятый всеми морскими державами.

Британский проект "N-3" имел несколь­ко лучшую защиту, чем американский "South Dakota", но, применительно к ним, можно вполне сказать, что оба они были близки по техническим данным; при одинаковой ско­рости более тяжелый калибр британских ору­дий компенсировался большим количеством американских кораблей. Но за исключением скорости британский проект более ни в чем не уступал японским.

Сравнение британского "G-3" с япон­скими проектами также говорит о превосход­стве более позднего по времени "G-3", осо­бенно в отношении скорости и защиты. Одна­ко, как и в предыдущем случае, 4 предпола­гавшихся британских крейсера выглядели бы несколько тускло на фоне 12 планировав­шихся японских крейсеров. Само собой разу­меется, что "Lexington", уступал по всем данным британскому "G-3".

Таково было положение дел в начале 1921 года, и из всего сказанного явно про­ступало, что качественное превосходство кораблей было на стороне Японии. При этом США были поставлены перед фактом, что их корабли устареют еще до того, как будут окончательно готовы. К тому же следует до­бавить , что Великобритания к этому времени не имела достаточное количество кораблей, чтобы сохранить за собой "владение морями" ("One Power Standard"). На Востоке появи­лось мощная морская держава, которая силь­но угрожала интересам Англии и США в этом регионе, и выходом из создавшегося положе­ния для обеих держав было только форсиро­вание новой кораблестроительной программы, причем для США необходимо было заново на­чинать строительство еще более крупных и мощных боевых кораблей. Разумеется, что в ответ на это Япония расширила бы свою программу. В итоге такой политики продол­жавшаяся гонка морских вооружений неизбеж­но привела бы к войне на дальневосточном театре. Для США это было чревато тем, что в предполагаемом конфликте победа зависела бы от позиции Великобритании, а амери­канские политики не были уверены, что анг­лийские корабли не присоединятся к японс­кому флоту, поскольку еще существовал анг­ло-японский альянс. К тому же существовали в собственные внутренние проблемы. В США выделилась сильная оппозиция, недовольная большими размерами принятой военно-морской программы и требовавшая ее резкого сокра­щения. В таких условиях американские адми­ралы и не мечтали о расширении программы -сохранить бы существующую. Выход виделся только в одном направлении - всемирная конференция об ограничении морских воору­жений .

В июле 1921 года США, в то время круп­нейшая морская держава, предложила созвать конференцию с тем, чтобы осудить создавше­еся положение на Тихом океане и Дальнем Востоке, а также возможности ограничения гонки вооружений. Предложение сразу же бы­ло поддержано Лондоном, так как англичане, только что перенесшие трудную войну, были заинтересованы в уменьшении громадных фи­нансовых затрат на строительство флота. Вслед за Англией согласились прислать свои делегации Япония, Франция и Италия.

Конференция была открыта в Вашингтоне 12 ноября 1921 года. Великобританию на ней представляли бывший премьер-министр Артур Бальфур (Arthur James Balfour), Первый Лорд Адмиралтейства Форхэм (Arthur Hamil­ton Lee of Fareham) и британский посол в Вашингтоне Окленд Геддес (Sir Auckland Campbell Geddes). Co стороны Великобрита­нии были также представители Австралии, Канады и Новой Зеландии. Советниками по морским вооружениям были адмирал Битти (Sir David Beatty), помощник начальника генерального штаба ВМС контр-адмирал Четфилд (Assistent Chief of Naval Staff Rear-Admiral Sir Alfred Ernie Montacute Chatfield) и капитаны 1-го ранга Бэрри Домвиль (Sir Barry Edward Domville) и Чарльз Литтл (Sir Charles James Colebrooke Little). Вскоре после начала конференции адмирал Битти вернулся в Адмиралтейство, а его место занял Четфилд. Председателем на кон­ференции был госсекретарь (министр иност­ранных дел) США Чарльз Хьюджес (Charles E.Hughes). Он и открыл конференцию с пред­ложением от имени своей страны об ограни­чении морских вооружений.

США были готовы отказаться от дост­ройки и пустить на слом 15 из 16 кораблей программы 1916 года ("Maryland" к этому времени был почти готов) если Великобрита­ния и Япония не откажутся сделать то же самое со своими военными программами.

Следующим шагом должно было стать ис­ключение из состава флота многих старых ко раблей, с условием, что в ближайшие 10 лет никакой из оставшихся дредноутов не может быть заменен, а новые корабли не должны превышать по водоизмещению 35.000 тонн стандартного водоизмещения, общий тоннаж оставшихся дредноутов должен был быть распределен в определенном соотношении.

Учитывая вышесказанные касательно дредноутов Хьюджес предложил следующие мероприятия:

- США: пуск на слом 15 строящихся ко­раблей и 15 старых до-дредноутов. В строю остаются 18 кораблей;

- Британия: отказ от строительства зап­ланированных кораблей и разборка 19 ста­рых. В строю остаются 22 корабля;

- Япония: отказ от строительства (зало­женных и запланированных) 15 кораблей и разборка 10 до-дредноутов. В строю оста­ются 10 кораблей;

- Большее количество кораблей, остаю­щихся у Великобритании, объяснялось их большим сроком службы по сравнению с ко­раблями США и Японии;

- В дальнейшем соотношение линейных морских сил этих наций должно было отно­ситься как 5:5:3.

Эти предложения, касающиеся трех наи­более крупных морских держав, оказали нес­колько большее действие, чем предполагали американцы. Тем не менее Британия в прин­ципе одобрила эти предложения, хотя оспо­рила некоторые пункты, в частности (и осо­бенно) - касающееся десятилетнего перерыва в строительстве новых дредноутов. Это оз­начало необходимость государственных дота­ций для британской военной промышленности во избежание ее развала из-за отсутствия заказов. Принимая во внимание большой воз­раст своих кораблей Бальфур предложил вместо десятилетней строительной паузы постепенную замену кораблей.

Предложения Хьюджеса также не полнос­тью удовлетворяли интересы Японии, желав­шей увеличить свою долю в предложенном соотношении. Кроме того, японская делега­ция под руководством морского министра Томособуро Като (Navy Minister Vice-Admiral Kato Tomosaburo), высказалась за окончание постройки линкора "Mutsu", собрата уже на­ходившегося в строю "Nagato".

В последовавших дебатах был достигнут компромисс. Япония получила право достро­ить "Mutsu", США - "Colorado" и "West Vir­ginia", а Британия - построить два новых корабля водоизмещением не более 35.000 тонн и с орудиями калибра не более 406 мм. В качестве компенсации этого Япония обяза­лась разобрать дополнительно на один ста­рый корабль больше, США - на два, а Вели­кобритания - на четыре, как только будут готовы оба новых.

35.000-тонный предел был принят воп­реки желанию Адмиралтейства, которое хоте­ло завершить постройку линейных крейсеров проекта "G-3". Для корабля с 406-мм.оруди­ями водоизмещение 35.000 тонн считалось недостаточным - минимальное реальное водо­измещение считалось Адмиралтейством 43.000 тонн.

Конференция окончилась 6 февраля 1922 года. В итоге полуторамесячной работы были выработаны следующие основные положения:

- Англо-японский альянс должен быть расторгнут;

- Никаких новостроек в ближайшие 10 лет, за исключением двух линкоров в Англии;

- Соотношение сил флотов между США, Ве­ликобританией, Японией, Францией и Италией должно составлять 5 : 5 : 3 : 1,75 : 1,75;

По истечении 10-летней паузы никакой линкор не может быть заменен новостройкой, если он моложе 20 лет;

- Максимальное водоизмещение должно сос­тавлять :

35.000 тонн для дредноута,

33.000 тонн для авианосца,

10.000 тонн для крейсера;

Водоизмещение это исчисляется для ко­рабля с полным боевым снаряжением, нор­мальным боевым запасом, но без нефти и за­паса котельной воды;

- Максимальный калибр орудий должен составлять для дредноута 406 мм, для крей­сера 203 мм.;

- Государства, подписавшие соглашение, имели право увеличить водоизмещение имею­щихся кораблей на 3000 тонн в ходе разви­тия воздушной и подводной угрозы. Усиление наступательной мощи кораблей запрещалось;

- В определенных районах Тихого океана запрещалось (за исключением Сингапура) расширение имеющихся укреплений и морских баз.

Условия договора по ограничению воо­ружений были вскоре выполнены участвующими нациями, в том числе и в Великобритании.

Строительство линейных крейсеров про­екта "G-3" было остановлено 18 ноября 1920 года, а заказы были аннулированы 13 февра­ля 1921 года. Согласно условиям договора англичане могли перестроить два корабля этого проекта в авианосцы, однако корабли были сочтены Адмиралтейством непригодными для этого. В то же время работы над проек­том будущих линкоров "Nelson" и "Rodney" сильно продвинулись вперед.

Четыре старых британских дредноута были проданы на слом еще в 1920 и 1921 го­дах, следующие двенадцать - последовали в 1922 году. За ними, в 1924 году - линейный крейсер "Lion", а в 1926-ом - "Princess Royal". Линкор "Monarch" был использован как цель для артиллерийских и авиационных опытов. В январе 1925 года он был потоплен снарядами "Revenge". Похожая судьба пос­тигла и австралийский линейный крейсер "Australia". В 1924 году он был отбуксирован в море и потоплен напротив Сиднея.

Таким образом, флот Великобритании уменьшился на 20 дредноутов, а еще два "Courageous" и "Glorious" были перестроены в авианосцы. В строю остались следующие корабли:

5 - типа "Royal Sovereign";

5 - типа "Queen Elisabeth";

4 - типа "Iron Duke";

3 - типа "King George V";

1 - "Hood";

2 - типа "Repulse";

1 - "Tiger";

1 - "Thunderer" - в качестве учебного корабля кадет.

После вступления в строй двух новых кораблей, "Thunderer" и три корабля типа "King George V" предусматривалось пустить на слом согласно договора. Так и произошло - в ноябре и декабре 1926 года они были проданы, за исключением "Centurion", кото­рый стал радиоуправляемой целью.

США остановили все новостройки 8 фев­раля 1922 года, кроме уже готового "Mary­land" и его двух собратьев "Colorado" и "West Virginia", которые были готовы в ав­густе и декабре 1923 года. Четвертый ко­рабль этого типа при готовности 75 % был потоплен как цель в 1924 году.

Шесть кораблей типа "South Dakota" и четыре типа "Lexington" были в 1923-1924 годах разобраны на стапелях, a "Lexington" и "Saratoga" переделаны в авианосцы.

Девятнадцать до-дредноутов и четыре дредноута в 1923-24 годах были исключены из списков флота и разобраны или использо­ваны для вспомогательных целей.

В строю флота США остались только восемнадцать дредноутов.

Заказы на все японские строящиеся или планирующиеся корабли в 1922 году были ан­нулированы, за исключением "Mutsu", кото­рый был достроен в октябре 1921 года, а также "Akagi" и "Кага", достроенных как авианосцы.

Все до-дредноуты в 1922-23 годах были исключены из списков флота, а самый старый дредноут "Settsu" в 1924 году перестроен в корабль-цель.

В строю остались только десять дред­ноутов .