фетр рулон

Действия против Японии

 

В марте 1944 года "Ришелье" вышел в Тринкомали на присоединение с британскому Восточному Флоту. Первой операцией, в которой он принял участие, ста­ло прикрытие атаки базы Сабанг самолетами с авиа­носцев "Илластриес" и "Саратога" (американский) 19 апреля. Её целью было отвлечь внимание японцев от высадки союзников на Новой Гвинее. Затем линкор несколько раз обстреливал японские позиции в рай­оне от Бирмы до Явы. 7 сентября "Ришелье" вышел во Францию и 1 октября прибыл в Тулон, красуясь длинным 52-метровым боевым вымпелом на флаг­штоке мачты - по метру за каждый проведенный вне Франции месяц. В Тулоне линкор принял новый эки­паж и приступил к необходимым учениям и трениров­кам, в ходе которых 10 октября посетил Касабланку.

После ремонта в Гибралтаре в течение января 1945 года "Ришелье" вышел в Коломбо, где 15 марта вместе с английским "Куин Элизабет" образовал 3-ю эскадру линкоров Восточного Флота, в составе кото­рой провел ряд обстрелов японских позиций в Синга­пуре и на Никобарских островах. В апреле оба линко­ра в сопровождении двух крейсеров, пяти эсминцев и пары эскортных авианосцев боем проводили разведку японских укреплений на Суматре и перехватывали японские транспорты между Сабангом и Падангом. Затем "Ришелье", снова вместе с "Куин Элизабет", прикрывал высадку британских войск при взятии Рангуна, 30 апреля обстрелял аэродром на Никобарских островах. 2 мая - военную верфь в Порт-Блэйре на Андаманских островах. Рангун пал на следующий день и "Ришелье" вернулся в Тринкомали как раз к известию об окончании войны в Европе.

В мае ему пришлось участвовать в более веселом деле - охоте за последним действующим японским тяжелым крейсером "Хагуро", который был замечен эсминцами и подлодками у Порт-Блэйр. Британский адмирал Уолкер разделил свои силы на две группы, во главе с линкором каждая. Но открыть огонь так и не пришлось. Ночью 16 мая японский крейсер обнаружи­ли и потопили четыре британских эсминца 28-й фло­тилии из состава группы "Ришелье". Командир линко­ра капитан 1 ранга Жан дю Виньё изо всех сил пытал­ся успеть принять участие в бою. но полученное им радостное сообщение с эсминцев "Противник пото­плен!" перечеркнуло все надежды его экипажа в по­следнем надводном бою войны показать, на что спо­собны французские артиллеристы. Слабым утешени­ем стал бой с японской авиацией, которая двое сле­дующих суток пыталась отомстить за гибель "Хагуро".

В июле французский линкор отправился в Дурбан для текущего докования и ремонта. Его командир отказался от возможности первым пройти очистку и покраску днища в недавно прибывшем плавучем доке, сомневаясь, что последний выдержит 48500-тонный корабль. И оказался прав! При попытке принять 33000-тонный английский линкор "Вэлиент" док раз­ломился надвое. В течение нескольких часов, пока сильно поврежденный "Вэлиент" не удалось снять с дока, существовала серьезная опасность опрокиды­вания и линкора, и дока.

15 августа "Ришелье" вернулся в Тринкомали, а 5 сентября вышел в море для участия в операции "Зиппер". В 0744 10 сентября, когда он в сопровожде­нии английского линкора "Нельсон", находившегося примерно в 900 м за кормой, вошел в Малаккский пролив недалеко от банки Уан Фэтом, раздался силь­ный взрыв и напротив башни I в 17 метрах с правого борта в воздух взметнулся столб воды. Это была магнитная мина с зарядом примерно 200 кг. Несмотря на сильное сотрясение корпуса, "Ришелье" не получил серьезных повреждений, а только слегка осел носом. На запрос с "Нельсона" французский корабль ответил: "Готов к бою!" Однако через несколько минут пришлось объявить водяную тревогу - в отсеке, где размещались цистерны с вином обнаружилась течь.

На следующий день корабль достиг Сингапура. После капитуляции японского гарнизона 12 сентября он вышел в Тринкомали, куда прибыл 16 сентября. Здесь он принял на борт части 5-го пехотного полка и вместе с эсминцем "Триомфан" и двумя английскими пассажирскими судами "Куин Эмма" и "Принцесс Беатрикс" взял курс на Индокитай. 3 октября подошли к мысу Сен-Жак. Глубокосидящий "Ришелье" стал на якорь, а остальные корабли проследовали вверх по реке Меконг к Сайгону. Линкор оставался у берегов Индокитая большую часть месяца и пришел в Синга­пур 29 октября.

17 ноября "Ришелье" вернулся в Индокитай, чтобы на следующий день высадить у На-Транга подразде­ления 6-го пехотного полка под прикрытием огня сво­их 100-мм и 152-мм орудий. Линкор покинул Индоки­тай только 29 декабря и, проследовав через Сингапур, Тринкомали и Суэцкий канал, 11 февраля 1946 года прибыл в Тулон. Оттуда он перешел в Шербур для прохождения капитального ремонта в сухом доке Оме.