Морская политика

 

К важнейшим задачам флота после окон­чания войны относились демобилизация, ре­организация флота на положение мирного времени и сокращение военных расходов. Из имеющихся дредноутов лишь три - сам осно­ватель этого класса кораблей "Dreadnought" и линейные крейсеры "Indomitable" и "In­flexible" - были исключены из списков фло­та как не представляющие боевой ценности для послевоенного флота. Большинство дред­ноутов с 305-мм.артиллерией были переведе­ны в резерв или использовались для второ­степенных задач. Два из них - "Colossus" и "Hercules" - были проданы на слом в 1920 году.

В первые послевоенные годы Великобри­тания имела в боевом состоянии 27 дредноу­тов - все с 343-мм. и 381-мм. артиллерией. Это четыре типа "Orion", три типа "King George V", четыре типа "Iron Duke" и по пять типов "Queen Elisabeth" и "Royal Sovereign", а также линейные крейсеры "Li­on" , "Princess Royal", "Tiger", "Renown" и "Repulse". Имелись также еще дредноуты, по мнению англичан представляющие ограничен­ную боевую ценность, "Erin", "Canada" и два однотипных легко-линейных крейсера "Courageous" и "Glorious". В достройке на­ходился "Hood" и его остановленные пост­ройкой собратья - единственные корабли, спроектированные после Ютландского сраже­ния. Однако и в их проекте опыт войны не мог быть учтен полностью, поэтому было принято решение аннулировать заказы на постройку трех линейных крейсеров типа "Hood" - "Anson", "Howe" и "Rodney". Оста­вался открытым и вопрос, касающийся совер­шенно недостаточной и устаревшей системы броневой защиты имеющихся дредноутов. Было необходимо исследовать и тщательно изучить развитие систем защиты во флотах других стран, и в первую очередь США и Японии. Это было необходимо сделать еще до того, как будет рассматриваться вопрос о разви­тии британской послевоенной морской поли­тики.

В Лондоне было хорошо известно, что еще в 1916 году Конгресс США одобрил прог­рамму строительства для американского флота десяти линкоров и шести линейных крейсе­ров. В том же году началось финансирование строительства четырех первых линкоров этой программы - типа "Colorado", и уже 24 ап­реля следующего года состоялась закладка первого линкора этой серии "Maryland". При водоизмещении 32.000 тонн и скорости 21 узел эти корабли должны были нести восемь 406-мм.орудий. Однако вступление США в войну приостановило реализацию этой прог­раммы, так как верфи оказались задейство­ваны для решения более важных и насущных задач. Но полностью программа остановлена не была, и еще до окончания войны морское министерство начало строить планы о расши­рении программы 1916 года. Уже в октябре 1918 года на рассмотрение Конгресса было выдвинуто предложение об удвоении прежней программы, то есть речь шла о постройке дополнительных десяти линкоров и шести ли­нейных крейсеров. Согласно этому предложе­нию всего к 1925 году американский "US Navy" имел бы 49 дредноутов (без учета двух 18,5-узловых кораблей типа "Michi­gan"). В основу доктрины закладывалась возможность на ведение войны с Японией и Великобританией - как порознь, так и одно­временно (учитывался англо-японский мор­ской союз). По мнению Морского штаба для этого потребовался бы флот "Second to One" ["Не уступать никакому врагу"], который позволял бы США одновременно обороняться как в Атлантике, так и в Тихом океане. Причиной подобных конфликтов могла стать растущая, сильная роль США в мировой тор­говле, а это, надо полагать, могло при­вести к ухудшению отношений с Великобрита­нией. К этому нужно добавить столкновения с японскими интересами в Азии и в западной части Тихого океана. Будущая война с Япо­нией, без сомнения, считалась вполне веро­ятной, однако по мнению экспертов Морского министерства и Адмиралтейства Япония не могла рассматриваться как серьезная угро­за, между тем, как вооруженный конфликт США с Великобританией был более возможен. Однако большая часть населения США не была настроена против англичан, и поэтому круг сторонников "большого флота" был довольно узок. Само собой, общественное мнение ока­залось против такой большой и дорогостоя­щей программы, и нет ничего удивительного в том, что Конгресс не принял Программу 1918 года, оставив в силе приостановленную на время Программу 1916 года. В 1919 году вновь началось финансирование работ по ней, и уже в мае и июне 1919 года были за­ложены однотипные с "Maryland" линкоры -"Colorado" и "Washington", а в апреле 1920 году четвертый такой же линкор "West Virginia". Следующая серия линкоров - ко­рабли типа "South Dakota", финансировавши­еся постройкой с 1917 года, были увеличен­ной копией "Colorado". Основным отличием было вооружение их двенадцатью 406-мм.ору­диями в четырех трехорудийных башнях при водоизмещении 43.200 тонн и скорости 23 узла. Между январем 1920 года и апрелем 1921-го было заложено шесть подобных ко­раблей - "South Dakota", "Indiana", "Mon­tana", "North Carolina", "Iowa" и "Massa­chusetts". Заканчивали программу шесть ли­нейных крейсеров типа "Lexington" водоиз­мещением 43.500 тонн, вооруженных восемью 406-мм.орудиями. Предполагалось, что энер­гетическая установка мощностью 180.000 WPS позволит крейсерам ходить со скоростью 33,25 узла.

Главной задачей японского флота была защита государственных интересов на Даль­нем Востоке и в зоне Тихого океана. Опас­ность военного конфликта, естественно, при­вела к созданию кораблестроительной прог­раммы, о которой, впрочем, нельзя сказать, что она была чисто оборонительной. Амери­канская кораблестроительная программа, равно как и отдельные дредноуты тщательно изучались в Японии, и, насколько это было возможно, японцы старались отвечать кораб­лем на каждый американский корабль.

После одобрения американским Конг­рессом Программы 1916 года японский Парла­мент одобрил так называемую программу " 8 + 8 ", предусматривавшую создание ударной силы военного флота из восьми линкоров и восьми линейных крейсеров, каждый из кото­рых в отдельности, в период нахождения в строю действующего флота, не должен был быть старше восьми лет. По этой программе в ходе войны была начата постройка только двух кораблей. В августе 1917 года был за­ложен "Nagato", а в июне 1918 года - "Mutsu". Оба они имели водоизмещение по 32.700 тонн, развивали скорость 26,75 узла и были вооружены восемью 40б-мм.орудиями. В рам­ках 1918 финансового года были заказаны еще два линкора - "Tosa" и "Када", однако закладка их состоялась только в феврале и июле 1920 года. Они были увеличенной версией кораблей типа "Nagato". Их водоиз­мещение должно было составлять 38.500 тонн, а вооружение увеличилось на два ору­дия такого же главного калибра. Следующими стали четыре линейных крейсера типа "Amagi". При водоизмещении 40.000 тонн крейсера предполагалось вооружить десятью 406-мм.орудиями. Корабли должны были хо­дить со скоростью 30 узлов. Два первых крейсера - "Amagi" и "Akagi" - были зака­заны в 1919 году, а заложены только в де­кабре 1920-го. В том же 1920-м состоялась выдача заказов на "Atago" и "Takao", зак­ладка которых состоялась в ноябре и декаб­ре 1921 года.

К этому времени в США уже были готовы проекты кораблей Программы 1916 года, а сами корабли уже были заложены. В связи с этим восемь оставшихся кораблей (первона­чально предполагалось четыре линкора и че­тыре линейных крейсера) было решено дост­роить двумя сериями, как быстроходные лин­коры. В 1921 году были заказаны первые четыре линкора "Kii", "Owari" и еще два, не получивших названия. Заказ на корабли вто­рой серии (они также не получили названий) так и не был выдан. Корабли типа "Kii" по существу были повторением типа "Amagi", но с некоторыми улучшениями бронирования и с увеличением вооружения до восьми 457-мм. орудий. При увеличении мощности механизмов до 150.000 WPS крейсера должны были раз­вить скорость до 30 узлов. Все это потре­бовало увеличения водоизмещения до 47.500 тонн.

Выполнение этой программы позволило бы японскому флоту не только численно сравняться с американским, но даже (по крайней мере на бумаге) превзойти его.

Британское Адмиралтейство в 1919 году еще не имело никакого определенного представления о своей будущей дредноутской политике. Тем не менее в американской Программе 1916 года англичане увидели уг­розу своему морскому господству, однако прежде чем приступить к выполнению какой-либо своей новой программы кораблестрое­ния, требовалось очистить путь от двух главных конкурентов. К тому же постройке новых дредноутов препятствовало не только общественное мнение. Внутри Адмиралтейства образовался определенный круг лиц, высту­пающих против крупномасштабного строи­тельства дредноутов. По их мнению дредноу­ты оказались слишком уязвимы для подводных и воздушных атак, а именно подводная лодка и самолет, считали они, станут доминирую­щим оружием в будущей морской войне. В ре­зультате, в августе 1919 года в Адмирал­тействе была создана "Комиссия по послево­енному развитию", которая должна была за­ниматься изучением и использованием воен­ного опыта в проектировании и развитии но­вых боевых кораблей и военно-морских прог­рамм, а также возникшей проблемой главной составляющей военного флота - за кем оста­нется это место - за линкорами, как преж­де, или за авиацией и подводными лодками. В марте 1920 года, в докладе "Комиссии" было отмечено, что линкоры в будущей вой­не, несмотря на развитие подводного оружия и авиации, не будут абсолютно беспомощны, и потому они не потеряли еще своего былого значения.

В отношении отдельных боевых единиц "Комиссия" рекомендовала постройку линко­ров водоизмещением 35.000 тонн и вооруже­нием из орудий 381-мм.калибра. Хотя выводы "Комиссии" не были свободны от предрассуд­ков (они по-прежнему выражали идею "завое­вания господства над морем"), в целом они были правильны. Следует учитывать также, что прошло еще много лет, прежде чем бое­вые возможности авиации достигли того уровня, чтобы представлять реальную угрозу для дредноутов.

Результаты исследований "Комиссии" были опубликованы в марте 1920 года. В докладе Первого Морского Лорда (так называе­мая "Объяснительная записка по поводу Морского бюджета 1920/21 года") в "Замет­ках по дредноутам" говорилось: "Относи­тельно сохранения современных типов кораб­лей надо сделать некоторые технические за­мечания, относящиеся к дредноутам. Сейчас существует сама себе противоречащая поли­тика, основное содержание которой в том, что дредноуты как класс кораблей потеряли свое былое значение и будущее принадлежит подлодкам и самолетам. Морской штаб осно­вательно исследовал этот вопрос. Получен­ные результаты полностью расходятся с этой точкой зрения. Немедленный отказ от дред­ноутов на основании их иллюзорной замены подлодками или самолетами при отсутствии передового опыта выбросит Великобританию из ряда ведущих морских держав..."

Большим препятствием в разработке морской доктрины было отсутствие каких-ли­бо достоверных сравнений (на правительст­венном уровне) мощи Королевского флота и других флотов, которые позволили бы Морскому штабу сформировать основы будущей доктрины. В августе 1919 года, по настоя­нию командований сухопутных сил, авиации и флота правительство приняло окончательное решение, на котором должны были основы­ваться их программы 1920/21 годов - это так называемое "10-летнее правило". После этого всем трем командованиям было предло­жено согласовать свои бюджеты, не рассчи­тывая на какую-либо войну в наступающем десятилетии (в этом и состояла главная идея "10-летнего правила"). В таком до­вольно скользком решении правительства от­разились чисто экономические соображения -извечные противоречия между требованиями армии и возможностями Казначейства. Нас­колько это касалось флота, спор между Каз­начейством и Адмиралтейством оказался дли­тельным и порой весьма ожесточенным, одна­ко зачастую виновниками этих "баталий" оказывались те, кто давал этим важным государственным учреждениям противоречивые распоряжения и полномочия. Финансовые ог­раничения в межвоенный период имели отри­цательные последствия в виде затягивания реализации новых идей и отставания в испы­таниях новых систем оружия, особенно это касается морской авиации и противовоздуш­ной обороны кораблей, а также модернизации устаревающих кораблей.

В августе 1919 года Правительство уве­домило Адмиралтейство о том, что в 1920/21 финансовом году бюджет флота не должен пре­вышать 60 млн.фунтов стерлингов. Со своей стороны, в октябре 1919 года Адмиралтейст­во сообщило Правительству, что указанной суммы явно недостаточно, и что в 1923 го­ду, когда США завершит свою Программу 1916 года, Великобритания окажется только вто­рой по мощи морской державой. Адмиралтейство видело только одно решение возник­шей проблемы - пригласить США на перегово­ры и договориться о равенстве силы флотов. Предложенный Адмиралтейством в феврале проект бюджета 1920/21 финансового года превысил разрешенные флоту возможности (84 млн.фунтов стерлингов), но не содержал ни­каких требований о строительстве новых дредноутов, хотя в нем было специально от­мечено, что линкоры по-прежнему являются основой британской морской мощи. Одновре­менно с этим Адмиралтейство предложило ввести в морскую политику государства по­нятие "Стандарт равновесия сил", основным смыслом которого было то, что будущий бри­танский флот должен был иметь такой сос­тав, чтобы, как минимум, равняться по силе флоту любой другой мировой державы. Однако Кабинет без особого воодушевления отнесся к этому предложению, опасаясь в первую очередь того, что эта программа будет но­вым аргументом сторонников "Большого фло­та" в Конгрессе США. К тому же принятие ее означало громадные расходы. Тем не менее от предложений Адмиралтейства нельзя было отказаться, не рассмотрев их очень внима­тельно - испокон веков флот для Великобри­тании был основным столпом колониальной политики, а аргументы, представленные Ад­миралтейством, говорили, что морская мощь Британии может пошатнуться.

 

ЧИСЛО ДРЕДНОУТОВ И ЛИНЕЙНЫХ КРЕЙСЕРОВ НА КОНЕЦ 1919 ГОДА.

 

             | Калибр | Британия |  США  | Япония

------------------------------------------------------

Готовы | 343 мм.|    14          |             |

             | 356 мм. |                  |        9   |   8

             | 381 мм.|     12          |             |

   На     | 381 мм.|      1           |              |

верфях | 406 мм.|                   |   4         |   2

------------------------------------------------------

Планируются     |                  |  12        |  14

------------------------------------------------------

ВСЕГО               |     27          |  25        |  24

(*) В таблице не указаны:

- линкоры с 305-мм.артиллерией, как потерявшие свою боевую ценность;

- дредноуты  "Erin" и "Canada",  которые проектировались для латиноамери­канских стран и не вписывались в британские стандарты;

- линейные   крейсеры   "Courageous"   и "Glorious", которые предполагалось перестроить в авианосцы.

 

На конец 1919 года, как это видно из таблицы, Великобритания все еще сохраняла численное превосходство, однако следует учитывать, что большинство кораблей были спроектированы еще до войны. Если же брать корабли, проект которых составлялся после Ютланда, то у Англии был только недостро­енный "Hood", причем строительство других не планировалось. Другие страны, хотя и не имели равносильных готовых кораблей, но предусматривали их крупномасштабное строи­тельство, причем часть кораблей уже были заложены. К тому же Королевский флот явно уступал в калибре орудий, имея только 381 мм. против 406 мм. в других флотах.

С 1920 года в Адмиралтействе началось формирование новой военно-морской доктри­ны. Управление кораблестроения подготовило проекты новых линкоров и линейных крейсе­ров, и в том же году Адмиралтейство пред­ложило программу финансирования строи­тельства восьми новых кораблей. В 1921 го­ду предполагалось заложить четыре из них, остальные в 1922-м. Готовность всех восьми кораблей ожидалась в 1924/27 годах. В де­кабре 1920 года внутри "Комитета нацио­нальной обороны" была организована "Ко­миссия по морским вопросам". Она имела за­дачу заниматься рассмотрением предложений Адмиралтейства по усилению флота. После обобщения всех высказанных мнений как внутри Адмиралтейства, так и за его преде­лами, весной 1921 года "Комиссия" пришла к заключению, что дредноуты устарели. Излиш­не говорить, что это вызвало резкий про­тест со стороны моряков. Против выводов "Комиссии" выступили Первый Лорд Адмирал­тейства Лонг (Walter Hume Long), Начальник Морского штаба Битти (Sir David Beatty), a также небезызвестный всем, бывший Первый Лорд Адмиралтейства, Черчилль (Sir Winston Leonard Spenser Churchill). Их протесты возымели действие и в публикации результатов работы "Комиссии" было отказано, одна­ко и Адмиралтейство все еще не могло на­чать строительство новых кораблей. Положе­ние становилось более чем угрожающим. Отсутствие твердых перспектив вынуждало свертывать работы на оружейных и броневых заводах, увольнять рабочих. Это вызвало бы неоправданные ничем потери во времени и затратах, если бы позже пришлось возобно­вить строительство кораблей.

В марте 1920 года Кабинет рассмотрел предложенный проект бюджета флота на 1920/ /1921 финансовый год и в принципе одобрил его, однако несколько позже 84 млн.фунта стерлингов, запрошенные флотом, показались Кабинету слишком большой суммой и от Адми­ралтейства потребовали сократить до 60 миллионов. На Лордов Адмиралтейства это не произвело никакого впечатления и после этого адмиралы начали открытую борьбу про­тив Кабинета. В январе был представлен но­вый бюджет, финансовые запросы в котором уменьшены не были. Последовавшие споры продлились до марта 1921 года и закончи­лись компромиссом, который в итоге ока­зался чуть меньше 80 млн.фунтов стерлин­гов. Дополнительно к этой сумме Адмирал­тейству удалось выхлопотать у Кабинета еще 2,5 млн., предусмотренные для начала работ на вновь закладываемых кораблях, предпола­гавшихся для замены устаревших. Эта сумма была выделена при условии, что в текущем финансовом году никаких новых средств фло­том затребовано не будет, однако в августе 1921 года Адмиралтейство запросило еще 12 млн.фунтов стерлингов, что вызвало резкие возражения в правительстве.