Наименования кораблей

 

Примечательна история с наименовани­ями советских лидеров. Существовала ле­генда, согласно которой при закладке в 1932 году головного корабля проекта 1 на Северной верфи в Ленинграде присутство­вал С.М.Киров, который и дал лидеру наи­менование «Ленинград». Однако в действи­тельности дело обстояло иначе и свои наименовавания лидеры получили по чисто политическим соображениям.

Как свидетельствуют документы, этот воп­рос был решен на самом высоком уровне еще до закладки кораблей и они закладывались по своим наименованиям. Так, лидеры проек­та 1 получили свои имена по названиям сто­лиц: СССР — «Москва», Украины (до 1934 года) — «Харьков» и второго по величине города страны, где был разработан проект корабля — «Ленинград».

5 декабря 1 936 года была принята «ста­линская» Конституция Союза ССР. В этот день и вступил в строй головной лидер «Ленинг­рад». С принятием Конституции объединив­шиеся в 1922 году в Закавказскую Социа­листическую Федеративную Советскую Рес­публику Азербайджанская, Армянская и Грузинская Советские республики стали со­юзными социалистическими республиками. Столицы этих республик и дали впоследствии наименования лидерам проектов 38 и 48 — «Баку» (до 25 июля 1938 года — «Киев», до 27 декабря 1939 года — «Орджоникидзе», до 25 сентября 1940 года — «Серго Орд­жоникидзе»), «Тбилиси» (до 11 декабря 1940 го­да — «Тифлис»), «Ереван» (в первоначаль­ных документах фигурирует старое назва­ние города — «Эривань»).

По названиям столиц среднеазиатских союзных республик получили свои наиме­нования «Сталинабад», «Ашхабад», «Алма-Ата» и «Ташкент». Один из лидеров проекта 38 получил свое имя в честь столицы Бело­руссии — «Минск». «Петрозаводск» име­новался по названию столицы Карело-Фин­ской ССР (образованной в 1940 году), «Очаков» — в память об активном участии экипажа крейсера Черноморского флота с таким наименованием в Севастопольском восстании (1905 год), «Перекоп» — о за­вершающей операции Южного фронта Красной Армии (1920 год) по освобожде­нию Крыма от врангелевских войск.

«Архангельск» и «Мурманск», строив­шиеся на Севере, именовались по названиям крупных портовых городов на побере­жье Белого и Баренцева морей. Наимено­вания и переименования кораблей объявля­лись приказами начальника Морских Сил, затем — наркома ВМФ.

В предвоенные годы лидеры имели также бортовые литеры, например, «Ленинград» — ЛГ, «Минск» — МН, «Москва» — МС, «Баку» (бывший «Орджоникидзе») — ОЖ, во время испытаний — ВЛ (для введения в заблужде­ние противника, якобы «Владивосток»), «Тби­лиси» — ТБ , или бортовые номера: «Харь­ков» — 12. Позднее буквенные обозначения были заменены на номера.

В период строительства и дальнейшей службы лидеров сложилась традиция шеф­ства общественных организаций городов и даже республик над кораблями. Предусмат­ривался набор призывников на эти корабли из соответствующих городов и республик. Так в советском ВМФ появилась «городс­кая» серия кораблей.