Совсем недорого насос для солярки предлагаем всем желающим.

Jakob van Heemskerk

 

Этот легкий крейсер был заложен 31 октября 1938 года на той же верфи NSM в Амстердаме спустя два с поло­виной месяца после ввода в строй голов­ного корабля серии и спущен на воду 16 сентября 1939 года. Он стал третьим в голландском флоте кораблем, носив­шим имя вице-адмирала Якоба ван Хеемскерка (Якоб ван Хеемскерк (1567-1607) — голландс­кий флотоводец, одной из величайших побед которого является разгром испанского флота у Гибралтара 25 апреля 1607 года. Сам адмирал в этой битве погиб), после вооруженной шхуны XIX века и броненосца береговой обороны (1906, 4920 т.), в 1939 году сменившего название на Ijmuiden.

На рождение, пожалуй, ни одного ко­рабля война не оказывала такого влия­ния, какое она оказала на этот голландс­кий легкий крейсер. Еще до спуска на воду в Нидерландах была объявлена мобилизация и достроечные работы на Heemskerck производились форсирован­ными темпами. К моменту немецкого вторжения крейсер был подготовлен к выходу в море, но вместо отсутствующе­го пока штатного вооружения на нем ус­тановили только 20-мм зенитные авто­маты Hispano-Suiza. 10 мая 1940 года состоялось условное введение корабля в строй и на следующий день он, еще без гирокомпаса и с сокращенным составом команды на борту, вместе с крейсером Sumatra вышел из Флиссингена, на­правляясь в английский порт Имминхэм (согласно другим данным, выход состоялся 12 мая и крейсер прибыл не в Имминхэм, а в Портсмут).

2 июня Heemskerck в составе конвоя сопровождал крейсер Sumatra, на борту которого находились члены королевской семьи, в Галифакс. Во время непродол­жительной стоянки в этом канадском порту голландский крейсер был оснащен размагничивающим устройством Degaussing, крайне необходимым про­тив магнитных мин и торпед.

После возвращения в Великобрита­нию корабль был направлен на военную верфь Royal Naval Dockyard в Портсмуте, где в период с 4 июля по 5 октября он получил стандартное оснащение и воо­ружение крейсера ПВО. Сильное зенитное вооружение являлось необходимым для конвойной службы, к которой пред­назначался Heemskerck. Но уже первые выходы крейсера в составе конвоев по­казали его недостаточную оснащенность радиолокационным оборудованием, что стало причиной первой модернизации. Следующий ввод корабля в строй со­стоялся 17 февраля 1941 года. С апреля по декабрь крейсер базировался на Бел­фаст, исполняя функции эскортного ко­рабля во время конвойных операций британского флота в Атлантике и Ирлан­дском море. После японского налета на Пирл-Харбор и объявления Нидерланда­ми войны Японии, Jacob van Heemskerck был направлен 12 января 1942 года в Ост-Индию. Но кораблю не пришлось принять участие в военных действиях в составе сил АБДА, уже уничтоженных японцами к моменту появления крейсе­ра на этом театре. Поэтому 1 марта Heemskerck получил предписание отпра­виться в Коломбо, где вошел в состав британского Восточного флота, формиро­вавшегося в это время на Цейлоне.

После оккупации Андаманских остро­вов и северной части Суматры японский флот готовился нанести удар по Цейлону, чтобы не допустить вмешательства Вос­точного флота в свои действия против Бирмы. Планировалось, что авиация опе­ративного соединения вице-адмирала Нагумо, состоявшего из 5 авианосцев, 4 лин­коров, 3 крейсеров и 8 эсминцев должна нанести главный удар по острову. Одно­временно соединению адмирала Одзавы (легкий авианосец, 6 крейсеров и 8 эсмин­цев) предстояло произвести погром бри­танского судоходства в Бенгальском зали­ве. 26 марта 1 -и авианосный флот Нагумо вышел из Staring Bay на о. Целебес. 31 марта недавно вступивший в коман­дование Восточным флотом адмирал Сомервилл вывел свои корабли в двух груп­пах в море и крейсировал в ожидании про­тивника к югу от Цейлона. В группу Force А входили более быстроходные линкоры и авианосцы и крейсера новой постройки. В составе второй группы (тихоходных ко­раблей), Force В, вместе с 4 линкорами типа R (Royal Sovereign), авианосцем Hermes, 2 старыми крейсерами Caledon и Dragon и 8 эсминцами находился Jacob van Heemskerck. He получив данных о против­нике, командующий вечером 2 апреля по­вел флот на атолл Адцу (секретную англий­скую базу в группе Мальдивских островов, расположенную в 600 милях к юго-западу от Цейлона) для пополнения запаса топли­ва. При этом несколько кораблей из соста­ва обеих групп (2 тяжелых крейсера, авиа­носец и эсминец) были направлены в Ко­ломбо и Тринкомали.

5 апреля японцы нанесли удар по Коломбо. Налет авиации причинил относительно небольшие повреждения бере­говым сооружениям и не вывел базу из строя, но в гавани были потоплены вспомогательный крейсер Hector (11198 т) и эсминец Tenedos, а несколько часов спустя и успевшие уйти из Коломбо тя­желые крейсера Cornwall и Dorsetshire из состава Force A. 9 апреля состоялась ата­ка на Тринкомали: порт получил тяже­лые повреждения, а заблаговременно оставившие его корабли соединения Force В авианосец Hermes и эсминец Vampire обнаружены и потоплены вме­сте с корветом Hollyhock и 2 танкерами. К этим потерям следует добавить 23 судна общим тоннажем 112312 т, потоп­ленных соединением Одзавы в Бен­гальском заливе, и 5 судов (32 404 т), ставших жертвами японских подлодок у западного побережья Индии.

В условиях господства авианосного флота Нагумо в Индийском океане, когда корабли Eastern Fleet не могли получить необходимого авиационного прикрытия ни в море, ни на базах Цейлона, ни тем более на атолле Адцу, Сомервилл решил оставить «быстроходный» отряд кораблей Force А в индийских водах (с базой в Бомбее) на случай использования про­тивником легких сил, а группу Force В под командованием вице-адмирала Уиллиса отослать в Килиндини (Kilindini — Восточ­ная Африка) для защиты морских комму­никаций. Heemskerck оставался в составе этого соединения, действовавшего в за­падной части Индийского океана.

В сентябре-октябре крейсер находил­ся в водах Мадагаскара, участвуя в де­сантной операции союзников Stream по захвату этого острова, колониального владения вишистской Франции. 10 сен­тября соединение контр-адмирала Теннанта, состоящее из английских легких крейсеров Birmingham, Gambia, голлан­дского Jacob van Heemskerck и смешан­ной англо-голландской (Голландские эсминцы Van Galen (бывший анг­лийский Noble) и Tjerk Hiddes (бывший Nonpareil)) 7-й флотилии эсминцев (7 единиц), обеспечивала вы­садку 29-й пехотной бригады и групп коммандос в Мадзунга и Мурундава на западном побережье Мадагаскара. Авиа­ционное прикрытие осуществлял авиано­сец Illustrious в сопровождении корабля обеспечения Albatross и 4 эсминцев. 18 сентября союзные силы начали прове­дение операции Jane. 29-я бригада вновь погрузилась на транспорты и в со­провождении авианосца, линкора Warspite, Jacob van Heemskerck и 7 эс­минцев прибыла к Таматаве. 23 сентяб­ря была занята столица острова Антана­нариву и устранен вишистский губерна­тор. Французский гарнизон острова сдал­ся 5 ноября после прибытия на Мадагас­кар южно-африканских войск.

25 октября 1942 года Heemskerck был передан в оперативное подчинение американского 7-го флота и до декабря 1943 года эскортировал конвои в Ин­дийском океане, водах Австралии и Но­вой Зеландии. 26 ноября совместно с двумя корветами и австралийским крейсером Adelaide осуществлял эскорти­рование конвоя OW. 1 из Фримантла в Диего-Суарес на Мадагаскаре. 10 де­кабря крейсера эскорта наткнулись на германский блокадопрорыватель Ram­ses (7983 т), шедший из Батавии во Францию. Во избежание сдачи немец­кий экипаж затопил свой корабль.

В ходе упоминавшейся уже кон­войной операции Pamfhlet в феврале 1943 года Heemskerck конвоировал 5 войсковых транспортов-лайнеров до Сиднея, где 27.02. — 15.04. состоя­лись очередные ремонт и модернизация голландского крейсера.

В декабре 1943 года, находясь в Ко­ломбо на Цейлоне, Heemskerck получил предписание отправиться в Великобрита­нию, но уже с полпути был направлен в Средиземное море, где с января по июнь 1944 года все так же служил в роли «конвоира», базируясь на Гибралтар. 19 апреля он вышел из пролива в соста­ве эскортной группы TF.66 конвоя UGS.38 из 87 транспортов. Вечером 20 апреля к северу от Алжира конвой атаковали 60 немецких торпедоносцев. В результате были потоплены американский эсминец Lansdale (DD-426) и 2 транспорта, а два других получили повреждения. Голланд­скому крейсеру едва удалось увернуться от нескольких выпущенных в него торпед.

В июне 1944 года Heemskerck при­был в Ливерпуль на верфь Cammel Laird, где ремонтировался с 14.06.1944 до фев­раля 1945 года. Одновременно была произведена очередная модернизация. После капитуляции Германии Jacob van Heemskerck стал первым голландским военным кораблем, который вошел в порт Амстердама (26 июля 1945 года).

В сентябре крейсер отправился в Ост-Индию, где индонезийцы вели партизанскую войну против голландс­ких колонизаторов. Здесь он нес пат­рульную службу до 22 июля 1946 года, а затем был откомандирован из Бата­вии обратно в Голландию (прибыл в метрополию 29 августа). В дальней­шем Jacob van Heemskerck служил в ка­честве учебного артиллерийского корабля, совершив в сентябре 1947 года по­ход в Норвегию. В октябре 1948 года принимал участие в совместных уче­ниях флотов Великобритании, Нидер­ландов и скандинавских стран. 12 ян­варя — 4 мая 1950 года крейсер вмес­те с авианосцем Karel Doorman (быв­ший английский Venerable) и фрегатом Johan Maurits van Nassau посетил Ан­тильские острова. Оттуда отряд голлан­дских кораблей направился в Южную Америку.

На этом заканчивается активная служба корабля, который вскоре вывели из состава кораблей первой линии. С 12 марта 1951 года Jacob van Heemskerck поступает в распоряжение капитана порта во Флиссингене, затем становится плавучей казармой, а с 1 октября 1954 используется уже исключи­тельно в качестве стационера. В сентяб­ре 1957 года крейсер отбуксировали в Схидам, где до июля 1958 года он слу­жил плавказармой для экипажа авиа­носца Karel Doorman. После этого корабль вошел в состав резервного флота, а меж­ду 23 марта 1963 и 20 ноября 1969 года числился сторожевым кораблем во Флиссингене. 27 февраля 1970 года Heemskerck был исключен из списков флота и продан (за 696700 гульденов) на слом в Аликанте в Испании.

Следующий, четвертый, Jacob van Heemskerck появился в составе флота Нидерландов в 1983 году. Им стал фре­гат УРО (F812), относящийся к модер­низированной версии фрегатов типа Kortenaer.