Проект перестройки двух крейсеров в танкеры

 

Совсем недавно итальянские морские истори­ки обнаружили на пыльных полках архивов ориги­нальный инициативный проект, напрямую касающийся крейсеров типа "Capitani Romani".

В сентябре 1941 года после остановки работ на крейсерах "Caio Mario" и "Claudio Tiberio", строи­тельство которых было достаточно продвинуто - пер­вый из них месяцем раньше спущен на воду, второй еще находился на стапеле - техническое бюро верфи в Ливорно составило проект перестройки этих двух крейсеров в быстроходные танкеры для снабжения военных кораблей в походах.

К этому времени транспортный флот Италии понес большие потери. Особенно остро ощущался недостаток быстроходных транспортов - снабжение войск в Северной Африке требовало участия в кон­войных операциях именно таких судов. Высокая ско­рость была необходима также и для успеха переходов в зонах действий подводных лодок противника, кото­рые стали причиной примерно 25 % потерь итальян­ских транспортов.

Расчету показывали, что танкеры, перестро­енные из крейсеров, могли бы следовать со скоро­стью 21 узел в полностью загруженном состоянии и 22,5 узлов в порожнем состоянии. При полном водо­измещении 6350 тонн танкеры могли бы принимать на борт наливной груз из 3800 тонн нефти-сырца или 3000 тонн бензина в танках и 2200 тонн Б бочках на палубах. Учитывая, что корпуса уже почти полностью готовы, в них почти не предусматривались переделки - сохранялось двойное дно и прежнее расположение переборок. Дополнительные подкрепления требова­лись в продольных структурах между двойной обшив­кой, а также предусматривалось устройство двух до­полнительных боковых килей. Размеры крейсеров практически не менялись - наибольшая длина остава­лась равной 142,9 м при конструктивной ширине 14,4 м. Только максимальная осадка увеличилась до 5,8 м.

В качестве энергетической установки перво­начально предлагались паровые машины - выбор их перед более экономичными дизелями был обусловлен фактором веса - 260 тонн против 600 тонн. Рассмат­ривался также вариант установки двигателей внутрен­него сгорания немецкой фирмы "Vulcan", но он был быстро отвергнут. В результате был принят двухвальный паротурбинный вариант - две паровые турбины общей мощностью 12 тысяч SHP с редукторами про­стого типа, преобразующими 2400 оборотов в минуту турбин в 220 оборотов на валах. Обе турбины нахо­дились в одном отделении, к которому с кормовой стороны чуть выше коридоров валопроводов примы­кало котельное отделение с двумя водотрубными котлами угольного отопления с трубками большого диаметра (давление пара 25 кг/кв.см, температура пара 300 градусов). Уголь для котлов находился в четырех бункерах, размещенных в отсеках двойного дна, в боковых проходах и на краях главной палубы.

С носовой стороны перед машиной находилось отделение с турбо-генераторами (два по 300 кВт) и дизель-генераторами (два по 150 кВт). Рядом с ним с другого борта находилось насосное помещение для перекачки содержимого цистерн и различная трубопроводная арматура. Посты перекачки топлива включали четыре насоса производительностью по 150 тонн в час, что обеспечивало максимальную загрузку корабля примерно за шесть часов. На палубах нахо­дились отдельные посты перекачки топлива на кораб­ли в море по шлангам.

В носовой части были устроены два специ­ально огражденных отсека для сухих грузов, которые обслуживались двумя 4-тонными кранами.

Для обеспечения лучшей маневренности, не­обходимой при отражении атак подводных лодок и самолетов, предполагалась установка двойного руля. Предусматривалась также хорошо развитая система пожаротушения.

Экипаж составляли 8 офицеров (каюты в над­стройках), 15 унтер-офицеров (каюты на батарейной палубе) и 80 матросов (помещения в носу).

В состав вооружения включались два 120-мм 50-калиберных орудия на одноствольных лафетах. Орудия устанавливались на специальных платформах-островках в оконечностях. Четыре спаренных установ­ки с 20-мм автоматами "Breda" были размещены на островке на вращающихся платформах. Помимо этого имелись два 90-см прожектора - один на возвышен­ной платформе в носовой части и один на платформе за кормовой трубой.

Силуэт танкеров не отличался от классиче­ских форм судов этого класса. Суда имели низкий надводный борт с несколько возвышенной носовой частью - наследие крейсерского корпуса. Недалеко от форштевня "островок" 120-мм орудия, перед кото­рым размещались ахтерпик, якорные клюзы, помеще­ния команды, кладовые и другие общесудовые поме­щения. За "островком" орудия грузовые отсеки сухих грузов с двумя кранами, а за ними небольшая над­стройка с офицерскими помещениями, мостиком, прожекторной платформой и единственной на кораб­ле мачтой. Далее в корпусе находились танки жидкого груза, а примерно на трети длины корабля от кормы начиналась надстройка с помещениями для унтер-офицеров и четырьмя платформами 20-мм автоматов. Там же находились подвешенные вдоль бортов четы­ре спасательные шлюпки, слегка наклоненная дымо­вая труба и прожекторная площадка. Далее в корму находился еще один "островок" 120-мм орудия. Вся энергетическая установка и вспомогательное обору­дование размещались под кормовой надстройкой.

Для перестройки крейсеров в танкеры требо­валось дополнительно примерно по 900 тонн различ­ных металлоконструкций (в дополнение к уже смонти­рованным), и в принципе осуществление проекта не могла встретить особенных затруднений. Тем не ме­нее известно, что проект реализован не был, причи­нами чего, вероятно, можно назвать слишком боль­шую и напряженную загруженность верфей да все тот же дефицит материалов. Сказать более конкретно не имеется возможности. Хотя с уверенностью можно сказать, что потребность итальянского флота в судах такого класса была огромной. Флот который постав­лен в зависимость от поступления больших количеств нефти из Румынии, который должен обеспечивать грузовые поставки для армии, ведущей боевые дей­ствия по другую сторону моря, просто обязан был иметь большое количество быстроходных танкеров. При этом следует напомнить, что недостаток топлива в итальянском флоте стал сказываться уже к августу 1941 года, из-за чего, к примеру, высшее командова­ние флота Италии (Supermarina) распорядилось при­влекать к операциям только новые линкоры, а в 1942-1943 годах итальянский флот зачастую не мог прово­дить некоторые боевые операции именно из-за отсут­ствия топлива - корабли просто не могли выйти в море и в ряде случаев их было проще разоружить, что, в принципе, и делалось - например с модернизи­рованными линкорами старых типов, выведенных в резерв в первой половине 1942 года. Особенно эта ситуация обострилась весной-летом 1943 года, когда дефицит топлива напрямую влиял на эффективность и успешность боевых операций.