Дредноутная гонка

 

В 1911 г. практически во всех великих морских державах мира развернулась неви­данная дотоле гонка морских вооружений, причём строились главным образом линей­ные корабли только что появившегося прин­ципиально нового типа - - так называемые дредноуты. Это британское нововведение, отцами которого стали лорд Кельвин, адми­ралы Фишер и Перси Скотт, явилось на свет с неописуемым эффектом в военно-морских кругах всего мира.

Научно-техническая революция в силах и средствах морской войны, произошедшая после завершения русско-японской войны 1904-05 гг., явила миру этот продукт новей­шей, по тем временам, машинной индустрии, который, как повсеместно счи­тали военно-морские экспер­ты, способен был легко раз­громить в морском артилле­рийском бою всё, что дотоле годами создавалось для дости­жения господства на морских и океанских театрах военных действий.

Новый линейный ко­рабль — дредноут, имея в зал­пе в два-три раза больше стволов артиллерии крупного калибра, мог легко и победо­носно сражаться с 4-5 линко­рами старого, додредноутного, типа. Имея превосходство в скорости от 3 до 5 узлов, он мог запросто выбирать удоб­ную для себя позицию в ар­тиллерийском бою, а мог про­сто от этого боя уклониться. А ещё он обладал принципиально сильнейшей конструктивной защитой --и надводной, и подводной. Так что руководству всех более или менее крупных военно-морских флотов мира теперь с избытком хватало новых про­блем. Создававшийся многие годы военный баланс на морях и океанах грозил вот-вот рухнуть.

Центр тяжести военно-морского сопер­ничества держав лежал в области жёсткой морской конфронтации Британской и Гер­манской империй, буржуазии которых явно не хватало места на одной планете. Разгром британского флота означал неминуемое кру­шение "империи самой великой и самой об­ширной" (как писал Р. Киплинг), а посему германские морские офицеры давно уже под­нимали тост "За День", когда английский и немецкий флоты встретятся в решающем ге­неральном сражении.

А пока немецкий морской министр, не­сменяемый с 1897 г. (и по 1916 г.!), гросс-ад­мирал А. Тирпиц (1849-1930 гг.), снискавший в кругах государственной бюрократии себе почётное прозвище "Тирпиц-вечный", упор­но ковал "морской меч любимого фатерланда". С того самого 1907 года в Германии дей­ствовал "морской закон", регламентировав­ший строительство военно-морского флота и замену его устаревших кораблей.

В стране усиленно пропагандировался маринизм, с огромной помпой проходили морские праздники "Кильской недели", а школьники писали конкурсные сочинения на военно-морские темы. Немецкие корабли бо­роздили моря всего мира, и немецкие коло­нии росли и в Африке, и в Океании, и в Ки­тае. Но немцы всё время были вынуждены догонять, и прежде всего Англию и Францию, в деле военно-морского строительства.

К маю 1910 г., когда Британия уже рас­полагала семью линейными кораблями и тремя линейными крейсерами дредноутного типа (все с 305-мм орудиями), Германия обладала лишь четырьмя сво­ими первыми дредноутами типа "Нассау" (с 280-мм артиллерией) и броненос­ным крейсером "Блюхер" (12 210-мм орудий), кото­рый даже сами немцы не причисляли к линейным крейсерам дредноутного типа. Зато на протяжении 1911 и к лету последующе­го года немцы ввели в строй ещё четыре дредноу­та типа "Гельголанд" с 305-мм артиллерией и три полноценных линейных крейсера "Фон дер Танн", "Мольтке" и "Гебен" — с 280-мм.

В 1910-12 гг. на не­мецких верфях закладыва­лись девять турбинных линкоров-дредноутов ти­пов "Кайзер" и "Кениг" с главным вооружением из десяти 305-мм орудий, ли­нейные крейсера: "Зейдлиц" с 280-мм оруди­ями и три типа "Дерфлингер" с 305-мм ар­тиллерией.

Британия тем не менее явно опережала свою соперницу, громогласно объявив о сво­ём намерении отвечать закладкой двух своих дредноутов на один немецкий. К исходу лета того же 1912 г. флот "владычицы морей" уже имел в строю 13 линкоров и 5 линейных крейсеров дредноутного типа. Отметим, что из них 4 корабля несли уже не 305-мм, а 343-мм артиллерию главного калибра. Тогда же в Британии в процессе постройки и на раз­личных стадиях приёмных испытаний нахо­дилось 9 линкоров и 5 линейных крейсеров (все -- с 343-мм орудиями). Энергичный и ещё молодой новый первый лорд Адмирал­тейства Уинстон Черчилль придавал своему ведомству всё больше динамизма. Под об­щим руководством шеф-конструктора Фили­па Ватса бригада конструкторов Эдварда Муни уже заканчивала в июне 1912 г. проек­тирование эпохальных линкоров с восемью 381-мм орудиями, 330-мм бронёй и 25-узловой скоростью.

По этому проекту англичане построили пятёрку кораблей типа "Куин Элизабет" знаменитую впоследствии 5-ю эскадру Гранд-Флита. Вслед за ними последовал проект, по которому вскоре заложили ещё пять линко­ров типа "R", первоначально предполагав­ший создание варианта "Куин Элизабет", но с угольным отоплением, которое в ходе пост­ройки всё-таки заменили на нефтяное.

Корабли, однако, получились сравни­тельно "неторопливыми" - 22 узла, но бро­нировались удачнее своих предшественников. Помимо того несколько дредноутов строи­лись на британских верфях по заказам ряда зарубежных флотов. Любопытно, но три из них впоследствии в роковом августе 1914 г. англичане реквизировали для своего флота. Словом, при объявлении 4 августа Британс­кой империей войны Германии Королевский флот смог противопоставить 29 дредноутов (20 линкоров и 9 линейных крейсеров) 19 не­мецким кораблям этих классов (15 линкоров и 4 линейных крейсера).

Но ещё интереснее тот факт, что за че­тыре года войны англичане пополнили свой флот 15 линкорами и 3 линейными крейсера­ми (не считая 3 "линейно-лёгких крейсеров" типа "Корейджес"), а немцы - - лишь 4 и 3 такими кораблями соответственно! То есть, за годы войны англичане пополнили свой флот таким же точно количеством тяжёлых надводных кораблей, каковым располагал в начале войны немецкий флот. Вот только мощь новых английских кораблей в большин­стве случаев сокрушительно превосходила мощь уже действовавших немецких. Это уже был принципиальный перелом, можно даже сказать, "великий перелом". Правда, в ходе боевых действий англичане потеряли два лин­кора и три линейных крейсера, а немцы - лишь один линейный крейсер. Но это совер­шенно не меняло соотношение сил на море.

Вот так, например, выглядят данные по соотношению артиллерийского вооружения двух противостоявших друг другу флотов, при­веденные в таблице на моменты объявления войны 4 августа 1914 г., Ютландского сраже­ния 31 мая 1916 г. и подписания перемирия на 11 ноября 1918 г.

Несмотря на то что к 1910 г. экономи­ческий потенциал быстро прогрессировавшей Германии уже существенно превосходил дряхлеющий английский, в силу целого ряда объективных причин, германская судострои­тельная промышленность все же ещё не могла соперничать с английской. Кроме того, нем­цы должны были тратить по сравнению с ан­гличанами неизмеримо больше средств на ос­нащение своей сухопутной армии. В связи с этим совершенно понятна установка руковод­ства немецкого военно-морского флота на всемерное совершенствование качественных параметров своих кораблей.

Прежде всего упор делался на артилле­рию умеренного калибра с форсированной баллистикой. Так, все немецкие линейные корабли-додредноуты вооружались тяжёлыми орудиями калибром 280 и даже 240 мм, тогда как на их зарубежных "сверстниках" приме­нялась 305-, 330-, 343-мм артиллерия. На пер­вых четырёх немецких дредноутах также применили 280-мм артилле­рию главного калибра, одна­ко затем все линейные кораб­ли вооружались 305-мм ору­диями длиной 50 калибров. Объяснялось это тем, что немцы не собирались воевать за пределами Северного моря, а в его гидрометеоро­логических условиях види­мость благоприятствовала умеренным дистанциям боя (не свыше - - 70 каб.), на ко­торых снаряды и этих орудий уверенно пробивали вражес­кую броню, а скорострель­ность оказывалась ощутимо выше, чем у противника.

Приверженность немец­ких конструкторов эшелонно-ромбическому размещению башен артиллерии главного калибра объяснялась, как ис­пользованием на первых по­рах поршневых паровых ма­шин, так и предположением о необходимости иметь некото­рое количество стволов в ре­зерве в бою с превосходящи­ми силами противника, как, впрочем, и вероятностью боя на оба борта. Кстати отме­тим, что англичане перешли к линейному расположению ба­шен артиллерии главного ка­либра, начиная только со сверхдредноутов типа "Орион", заложенных в 1909 г., тогда как немцы - с ко­раблей типа "Кёниг", зало­женных в 1911 г.

Первоначально не удавалось обеспечить 10000... 12000-тонным немец­ким додредноутам живу­честь, превосходившую бы таковую у 14000 ... 15000-тонных английских кораблей. Размеры немецких кораблей лимитиро­вались неглубокими фарватерами немецких портов, устьев рек Одер, Яде и др., а также сооружений Кильского канала. Но фарвате­ры непрерывно углубляли. И вот, начиная с 18000-тонных дредноутов типа "Нассау" зак­ладки 1907 г., немецким кораблестроителям под руководством своего знаменитого шефа - тайного советника доктора Ганса Бюркнера (1864-1943 гг.) удалось создать одну из са­мых эффективных систем конструктивной за­шиты крупных броненосных кораблей: как надводной, так и подводной.

По своим маневренным элементам не­мецкие линейные корабли не уступали анг­лийским, хотя паровые турбины, в отличие от англичан, немцы смогли применить только начиная с третьей серии своих линкоров-дредноутов типа "Кайзер". Острый дефицит нефти в Германии повлёк за собой ту особен­ность немецких дредноутов, что все они име­ли либо чисто угольное, либо смешанное отопление своих котлов со всеми вытекающими отсюда неблагоприятными последствиями.

Самое главное: немцы быстро учились и "наступали Англии на пятки". Согласно германского "Закона о флоте" (Das Flottengesettz) от 27 июня 1912 г., устанавли­вался состав немецкого флота к 1920 г.: 41 линкор, 20 линейных крейсеров, 40 лёгких крейсеров 144 миноносца и 72 подводные лодки! Сроки службы кораблей различных классов также определялись этим законом, например, линкоры и крейсера подлежали замене через 20 лет. Это уже не могло не пу­гать правящие круги Британии! Именно по­этому там должны были все предвидеть, за­щититься и повергнуть Германию, хотя бы лишь для того, чтобы лет на 30 продлить агонию собственной империи - "Germaniam esse delandam" ("Германия должна быть уничтожена" —лат.)... А пока шёл 1912 год и "дредноутная гонка" продолжала набирать обороты.

 

Соотношение состава артиллерийского вооружения дредноутов английского и германского линейных флотов в ходе первой мировой войны

Калибр орудий, мм

По состоянию на 4 августа 1914 г.

По состоянию на 31 мая 1916 г.

По состоянию на 11 ноября 1918 г.

 

Англия

Германия

Англия

Германия

Англия

Германия

381

64

100

16

356

10

10

343

124

152

144

305

148

118

162

162

136

154

280

86

86

86

Итого

272

204

388

248

390

256

Масса бортового залпа, т

127

62

214

80

230

89

Огневая производи­тельность, т / мин

127

124

214

160

230

178