Двигатели

 

Вопрос с двигателями в нашем повествова­нии является ключевым, поэтому попытаемся прояснить его хотя бы в общих чертах, даже не­много забегая вперед. Причем говорить будем о звездообразных двигателях воздушного ох­лаждения, история с рядными двигателями -это, как говорится, отдельная песня.

Прежде всего, отметим (понятно, это не от­крытие), что наличие отработанного, надежно­го и, одновременно, перспективного с точки зрения дальнейшего совершенствования дви­гателя во многом определяет судьбу любого нового самолета. Можно сказать, что успех поликарповских истребителей И-15 и И-16 состо­ялся благодаря весьма своевременному появ­лению у нас американского двигателя Райт «Циклон». А вот неудача И-180 напрямую зави­сит от несчастливой судьбы двигателя М-88.

В начале ноября 1939 г., буквально за не­сколько дней до отъезда Н.Н.Поликарпова в Германию, в его конструкторское бюро посту­пили основные характеристики авиадвигате­лей, которые в ближайшем будущем могла предложить отечественная промышленность. По части перспективных двигателей воздушно­го охлаждения дела выглядели следующим об­разом (см. таблицу 6).

Из перечисленных двигателей наиболее ин­тересным и многообещающим представлялся М-90 (который также обозначался как 2М) с пер­воначально заявленной мощностью 1600 л.с.

В отношении этого мотора отмечалось, что спроектирован он был за рекордно короткий срок - в период с 15 мая по 15 августа 1939 г. Уже 29 ноября 1939 г. первый М-90 поставили на испытательный стенд. Спустя несколько ме­сяцев проектные и доводочные работы на дви­гателе шли по плану, поэтому в мае 1940 г. пла­нировалось приступить к его государственным испытаниям.

Несмотря на подобные оптимистические настроения, мнение Николая Поликарпова в отношении отечественных авиамоторов было неоднозначным. Он понимал, что эти двигате­ли могут и не появиться в срок, поэтому имел некоторую надежду на другие варианты полу­чения мощных силовых установок. В частности, конструктор неоднократно обращался к руко­водству авиапромышленности с просьбой за­купить лицензию на американский «Пратт Уитни» или немецкий BMW 801. Существует пред­положение, что поездка Поликарпова в Герма­нию была во многом связана с надеждой полу­чить именно упомянутый BMW 801.

В январе 1940 г. конструктор окончательно понял, что шансы на приобретение импортного авиадвигателя весьма призрачны, поэтому он все свои надежды связал с М-90 и именно под него начал разработку нового истребителя.

 

Таблица 6 : ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕРСПЕКТИВНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ВОЗДУШНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ НА 1940 ГОД

Тип двигателя

Производитель

Мощность макс., л. с.

Диаметр, мм

Сухой вес, кг

Удельный вес кг/л. с.

М-90 (двухрядный, 18 цилиндров)

г. Запорожье, завод №29

1600*

1298

850

0,56

М-64 (однорядный, 9 цилиндров)

г. Пермь, завод №19

1050

1375

510

0,53

М-71 (двухрядный, 18 цилиндров)

г. Пермь, завод №19

2000

1375

970

0,485

М-81 (двухрядный, 14 цилиндров)

г. Пермь, завод №19

1500

1375

*Взлетная мощность 1700 л.с., 1500 л.с. на высоте 6000 м