Конструкция G4M

(Эта глава подготовлена Сергеем Цветковым)

 

Двухмоторный свободнонесущий цельнометаллический мо­ноплан, дальний скоростной бомбардировщик-торпедоносец с экипажем из 7-8 человек.

Фюзеляж — овального сечения (в миделе — 2,5 м х 2 м), монокок клепаной конструкции. Силовая конструкция состоит из 38 шпангоутов, стрингеров и работающей обшивки. Для удобства производства, сборки и ремонта фюзеляж имеет разъем по шпангоуту №24. Шпангоуты №12 и №14 — усиленные, для креп­ления лонжеронов крыла. В передней части (от шпангоута №1 до шпангоута №5) располагается кабина штурмана. Между шпанго­утами №6 и №11 — кабина пилотов, между шпангоутами №9 и №22 — отсек вооружения. За местами пилотов размещается си­денье командира и рабочее место радиста (выполняет и функ­ции верхнего стрелка). За крылом расположено рабочее место бортинженера и сиденье радиста (в бою выполнявших функции боковых стрелков). За хвостовым оперением оборудовано место заднего стрелка. Экипаж попадает в самолет через круглую дверь (между шпангоутами №25 и №27) по левому борту. Между шпангоутами №27 и №28 по левому борту оборудован туалет. Самолет оснащен автопилотом «Сперри», радиокомпасом. Штурман при бомбометании использует оптический бомбоприцел «Тип 90».

Крыло — трапециевидной формы в плане, со скругленными законцовками без изломов по передней и задней кромкам. Среднее расположение крыла позволило исключить интерфе­ренцию с фюзеляжем без применения развитых зализов. Конст­рукция — цельнометаллическая, двухлонжеронная, с работаю­щей обшивкой и клепкой впотай. Профиль крыла — «Митсубиси» MAC 118 по всему размаху (толщина у корня — 12,5%, на конце - 10%). Для удобства при сборке, транспортировки и ремонта состоит из пяти частей — центроплана (внутри фюзеляжа), двух внутренних консолей и двух внешних консолей. Лонжероны центроплана проходят сквозь фюзеляж и крепятся к усиленным шпангоутам №12 и №14. Передняя кромка внутренних консолей образована отъемными маслобаками, а к задней крепятся щеле­вые закрылки с металлическим каркасом и обшивкой (размах каждого 5,250 м, площадь 4,108 м2), оснащенные электроприво­дом. Углы отклонения: на взлете 36°, на посадке 45°. К задней кромке внешних консолей крепятся элероны типа «Фрайз» (15%-я аэродинамическая компенсация) с металлическим каркасом и полотняной обшивкой (размах каждого 6,25 м, площадь 2,05 м2), оснащенные управляемыми триммерами. Углы отклонения: вверх 18°, вниз 27°. Мотогондолы расположены на внутренних консолях, крепятся к переднему и заднему лонжеронам.

Хвостовое оперение свободнонесущее, однокилевое. Стаби­лизатор (размах — 10,0 м) состоит из трех частей (центроплана и отъемных консолей), на рулях имеются управляемые триммеры. Конструкция металлическая, однолонжеронная (лонжерон кре­пится к шпангоуту №35), с полотняной обшивкой рулей. Площадь рулей 3,02 м2, углы отклонения: вверх 20°, вниз 25°. Киль состоит из двух частей (нижняя крепится к фюзеляжу, верхняя отъемная. Конструкция металлическая, с полотняной обшивкой руля на­правления. На руле управляемый триммер. Площадь руля 1,82 м2, углы отклонения: +/'30°.

Силовая установка — два звездообразных двухрядных 14-ци­линдровых двигателя воздушного охлаждения «Касей»11. Взлет­ная мощность 1530 л.с./2450 об/мин на второй скорости нагнета­теля, максимальная мощность 1410 л.с./2350 об/мин на 2000 м и 1340 л.с./2350 об/мин на 4000 м. Двигатель оснащен двухскоростным одноступенчатым нагнетателем. Вес 632 кг. Передаточное число редуктора 0,684. Двигатели через генераторы постоянного тока обеспечивают работу приводов шасси и закрылков и других систем и оборудования. Винты «Сумитомо Гамильтон» с механиз­мом постоянных оборотов CS-3B, трехлопастные, металлические. Диаметр 3,4 м, пределы изменения шага 20-40°, вес 175 кг.

Капоты двигателей — типа NACA, с регулируемыми створками выходной щели. Выхлопные коллекторы — отдельные для каждого ряда цилиндров, выхлопные трубы выведены на верхнюю поверх­ность мотогондолы. Маслорадиаторы тоннельные, установлены внутри капотов. Съемные маслобаки расположены с обеих сторон от мотогондол (емкость баков для одного двигателя — 150 л) и об­разуют переднюю кромку внутренних консолей.

Топливная система состоит из восьми непротектированных ба­ков общей емкостью 4780 л, размещенных между лонжеронами крыла, а также топливопроводов и электробензонасосов. Два бака емкостью по 690 л расположены в центроплане (внутри фюзеляжа); во внутренних консолях крыла (между фюзеляжем и мотогондолой) смонтированы 630-литровые; еще по два бака емкостью 640 и 430 л находятся между мотогондолой и стыком с внешней консолью. За­правочные горловины расположены на верхней поверхности крыла, снизу имеются люки для осмотра баков.

Шасси убирающееся, с хвостовым колесом. Основные стойки крепятся к переднему лонжерону крыла и полностью убираются в мотогондолы вперед электроприводом. Аварийный выпуск — за счет веса и набегающего потока воздуха. Амортизация основ­ных стоек — масляно-пневматическая. Колеса (пневматик 1200x400 мм) оснащены тормозами. Хвостовое колесо (пневма­тик 500x180 мм) — свободноориентирующееся, со стопором, убирается в фюзеляж, но на практике силовой привод снимался и стойка фиксировалась в выпущенном положении.

Бомбовое и торпедное вооружение (максимальным весом до 1000 кг) размещается в отсеке вооружения (между шпангоутами №9 и №22). Створки, закрывающие отсек снизу, используются только в отсутствие подвешенного вооружения (при перегонке самолета или разведывательном вылете) и служат в качестве об­текателя. При подвеске торпеды, а также 800- и 500-кг бомб, створки частично демонтировались. При этом вырез выступаю­щей части для 800- и 500-кг бомб был одинаковым, а для торпе­ды имел соответствующую длину, равную длине бомбоотсека. Для снижения турбулентности воздушного потока и улучшения отделения бомб (при сбросе) в задней части отсека может уста­навливаться дефлектор. При подвеске торпеды Тип 91 Кай 7, массой 1055 кг оборудование самолета обеспечивало подводку к ней электричества и сжатого воздуха (для раскрутки гироско­пов механизмов наведения, приводов и двигателя). Бомбы под­вешиваются только горизонтально, варианты бомбовой нагруз­ки: 1x800 кг, 1x500 кг, 4x250 кг или 12х60 кг (в последнем случае бомбы крепились на двух балках-мостах — два ряда по три бом­бы на каждом; передний мост крепился к шпангоутам №10 и №14, а задний — №15 и №19).

Стрелковое оборонительное вооружение состояло из четырех (и двух запасных) пулеметов калибра 7,69 мм и пушки калибра 20 мм. Пулеметы размещались в кабине штурмана, верхнем блисте­ре и двух боковых блистерах. Пулеметы Морской Тип 92 представ­ляли копию английского пулемета «Виккерс» того же калибра и ос­нащались дисковыми магазинами емкостью 97 патронов (могли использоваться и магазины на 47 патронов). Пулемет штурмана крепился в шаровой установке (яблоке), установленной асиммет­рично во вращающемся конусе, что позволяло увеличить углы обстрела. Вращение переднего конуса осуществлялось электромо­тором, управляемым специальной рукояткой. Углы отклонения (без учета поворота конуса): по вертикали 75°, по горизонтали 60°. Боезапас — семь магазинов. На потолке кабины штурмана мог крепиться запасной пулемет.

Блистер верхней стрелковой точки состоял из переднего об­текателя и задней подвижной части (перед стрельбой ее пово­рачивали вокруг продольной оси и она убиралась под пулемет). Пулемет крепился к поперечной направляющей, что позволяло перекидывать его с одного борта на другой. Углы обстрела: по вертикали 70°, по горизонтали +/-35°. Боезапас — семь диско­вых магазинов по 97 патронов в каждом. Боковые блистеры по конструкции подобны верхнему, углы обстрела: по горизонтали 90°, по вертикали — +/-60°. Боезапас — шесть магазинов (для каждого). На потолке между блистерами мог крепиться еще один запасной пулемет.

Пушка «Мегуми» Специальный Морской Тип 99 модель 1, раз­мещенная в хвосте самолета крепилась к специальной качаю­щейся (в вертикальной плоскости по тангажу) установке, позво­лявшей стрелку при наведении в вертикальной плоскости сохра­нять неизменное положение относительно пушки. Одновремен­но эта установка вместе с хвостовым прозрачным обтекателем могла вручную вращаться вокруг продольной оси. Боезапас — восемь барабанов по 45 снарядов в каждом размещался справа сзади стрелка и подавался к нему по специальной транспортер­ной ленте. Углы обстрела пушки: по вертикали +/-35°, по гори­зонтали +/-35° (за счет вращения хвостового конуса).