Мелкие операции (август - ноябрь 1940 г.)

Сражение у Пунта-Стило не отразилось, как это зачастую преподносится в исторической литературе, на моральном духе итальянских моряков. Формально, если учесть, что основой морской мощи в то время считались линкоры, а итальянцы имели в бою два корабля данного класса против трех британских, они вели бой в меньшинстве и сумели избежать серьезных последствий. Экипажи рвались в бой, однако Супермарина распорядилась - операций с участием главных сил временно - до ввода в строй новейших линкоров - не проводить. На 2-ю эскадру, командование которой 25 июля принял вице-адмирал Анжело Якино, данный запрет не распространялся.

30 июля "Пола", "Тренто" и три крейсера 1-й дивизии покинули Неаполь для прикрытия очередного конвоя, направлявшегося в Триполи и Бенгази, вернувшись на следующий день. 16 августа "Зара", "Фиуме", "Гориция" и "Пола" совершили выход к скалам Ла-Мотт, чтобы дать артиллеристам поупражняться в стрельбе по щитам. 29 - 30 августа тяжелые крейсера перешли из Неаполя в Таранто и днем позже в составе крупной эскадры (2 линкора, 13 крейсеров, 39 эсминцев) направились в море на перехват обнаруженного авиаразведкой британского флота, проводившего в это время конвой на Мальту. Выход прошел безрезультатно, и 2 сентября итальянские корабли возвратили в базы. 7 - 9 сентября "Гориция" патрулировала у побережья Сицилии, не имея контактов с противником, после чего ушла в Палермо, а оттуда 11 сентября - в Таранто. Затем крейсер дважды (23 сентября и 6 ноября) провел артиллерийские стрельбы. "Пола" же в период с 7 сентября по 6 октября не менее пяти раз выходила в море на различные учения, прикрытие конвоев, поиск вражеских кораблей или межбазовые переходы. 1 ноября на борту стоявшего в Таранто флагмана 2-й эскадры побывал Муссолини.

Трагичная для итальянского флота "Ночь Таранто" (11 ноября 1940 г.) застала в гаванях этой военно-морской базы все четыре крейсера описываемого нами типа. Корабли 1-й дивизии стояли на якорях на внешнем рейде (Map Гранде): "Фиуме" в его северо-восточной части, "Зара" - в четырех кабельтовых южнее его и примерно в шести к западу от стоянки линкоров, "Гориция" - еще в трех кабельтовых мористее. "Пола" находилась во внутренней гавани (Map Пикколо), пришвартованная кормой к пирсу вместе с другими крейсерами и эсминцами. Для них британский налет закончился благополучно: два "суордфиша", прошедших над стоянкой в Map Пикколо, отбомбились неточно (хотя во время атаки второй волны стоявший рядом "Тренто" получил попадание бомбы, которая, к счастью для итальянцев, не взорвалась), а торпедоносцы имели своей целью линкоры. Правда, по некоторым свидетельствам, самолет 813-й эскадрильи из состава второй волны (бортовой номер Е4Н; пилот - лейтенант Бейли, наблюдатель - лейтенант Слотер) заходил в атаку на "Горицию", но был сбит итальянскими зенитчиками и упал в воду примерно в полумиле от крейсера; экипаж погиб.

Главным итогом "Ночи Таранто" стало решение итальянского командования отвести главные силы флота из Таранто в Неаполь. "Зара", "Фиуме" и "Гориция" совершили переход уже 12 ноября, "Пола" - днем позже; причем "Зара" сразу же ушла на ремонт в Специю и вернулась в строй 10 декабря. В ее отсутствие флагманом 1-й дивизии являлся "Фиуме".