ВМС Финляндии

 

Финляндия до 6.12.1917 входила в состав Российской импе­рии и первыми кораблями молодых финских ВМС стали несколь­ко единиц Балтийского флота, оставленных в Гельсингфорсе. На­следство оказалось небогатым — большинство кораблей нахо­дились либо в плохом техническом состоянии, либо были выведены из строя прежними владельцами. Положение до не­которой степени компенсировалось тем, что в стране имелась достаточно развитая судостроительная промышленность. В конце Первой мировой войны на финских верфях находилось в по­стройке несколько сторожевых кораблей и вспомогательных судов для Балтийского флота, которые и составили в будущем ядро финского флота.

При строительстве своих вооруженных сил в начале 1920-х гг. Фин­ляндия делала основной упор на развитие сухопутной армии, и дол­гое время моряки получали средства лишь на поддержание в строю имеющегося плавсостава. Только 30.10.1927 Парламент страны утвердил первый закон о флоте, предусматривающий постройку двух броненосцев береговой обороны, четырех подводных лодок, четы­рех торпедных катеров и парусного учебного судна. До начала Вто­рой мировой эта программа была полностью выполнена.

 

Броненосцы береговой обороны

 

Броненосцы береговой обороны типа "Vainamoinen" — 2 единицы

52.jpg

 

"Vainamoinen" CV 8.1929 28.12.1930 12.1932 В 1947 продан СССР

"Ilmarinen"       CV 8.1929 9.7.1931 9.1933 Погиб 13.9.1941

 

3900 (станд.) т; 93 (между перпендикулярами)х16,9х4,5 м; 2 ДЭ, 6000 л.с., 15 уз., 93 т соляра. Бронирование: борт 50 — 55 мм, башни 100 мм, палуба 12,7 — 20 мм, рубка 120 мм. Эк. 330 чел. 2x2 — 254-мм/45, 4x2— 105-мм/50, 4x1— 40-мм, 2x1— 20-мм.

 

Оригинальные корабли, одни из последних в мире предста­вителей класса броненосцев береговой обороны. Проект под­готовлен по заказу финского флота немецко-голландской фир­мой "М.В. Инжинерсконтор Вор Схепсбаув". Заказ на постройку выдан 31.12.1927.

Поскольку корабли проектировались для Финского и Ботни­ческого заливов, зимой сковывающихся довольно толстым льдовым покровом, обводы корпусов получили ярко выраженные ле­докольные образования.

В качестве артиллерии главного калибра были избраны 254-мм орудия шведской фирмы "Бофорс". Размещенные в двух башен­ных установках в носу и корме, они имели угол возвышения 50° и весьма солидную дальность стрельбы — 162 кбт. Для своих не­больших размеров финские корабли несли достаточно мощное зе­нитное вооружение: четыре спаренных 105-мм установки также шведского производства и, кроме того, четыре 40-мм автомата анг­лийской фирмы "Виккерс" (знаменитые "пом-помы") и два 20-мм автомата "Мадсен".

В июле 1941 г. устаревшие 40-мм "пом-помы" заменили таким же числом 40-мм "бофорсов". Осенью 1944 г. количество 20-мм автоматов увеличилось до восьми.

"Ilmarinen" 13.9.1941 во время проведения операции "Нордвинд" подорвался на одной или двух минах (финских или немецких), опрокинулся и быстро затонул в 24 милях к юго-зап. острова Уте (59° 27' сш, 21° 05' вд).

"Vainamoinen" 3.3.1947 куплен Советским Союзом и под назва­нием "Выборг" служил до середины 1960-х гг.

 

Подводные лодки

 

Подводные лодки типа "Vetehinen" — 3 единицы

53.jpg

 

"Vetehinen" (CV, 1926/1.6.1930/10.1930 — исключена в 1947),

"Vesihiisi" (CV, 1926/1.8.1930/12.1930 —исключена в 1947),

"Iku Turso" (CV, 1927/ 5.5.1931/10.1931 — исключена в 1947)

 

Надводное — 495/600 т, подводное — 716 т; 63,5x6,1x3,5 м; 2 диз./2 ЭД, 1160/ 700 л.с., 13,5/8,5 уз., 20 т соляра, 1500 (10)/75 (4) миль. Эк. 29 чел. 1x1 — 76-мм/48, 1x1 — 20-мм, 4x1 — 533-мм ТА (носовые), 20 мин.

 

Проект разработан на базе герм. ПЛ времен Первой мировой войны типа UB III. Спроектированы немецкими конструкторами, строились в Финляндии. В начале 1930-х гг. по тайному соглаше­нию между правительствами Финляндии и Германии на этих лод­ках проходили подготовку немецкие подводники.

Полуторакорпусные, глубина погружения — 75 м.

По условиям Парижского мирного договора 1947 г. Финляндии запрещалось иметь подводные лодки, и все три ПЛ этого типа исключены из состава флота. Сданы на слом в 1953 г.

 

Подводная лодка "Vesikko" — 1 единица

54.jpg

 

"Vesikko" (CV, 1.8.1931/10.5.1933/4.1934 —исключена в 1947, ныне - корабль-музей)

 

Надводное — 254 (станд.) т, подводное — 303 т; 40,9x4,1x3,8 м; 2 диз./2 ЭД, 700/ 360 л.с., 13,1/8,1 уз., 9 т соляра, 1500 (13)/50 (5) миль. Эк. 19 чел. 1 х1 —20-мм, 1 пул, 5x1 — 533-мм ТА (3 носовых, 2 кормовых).

 

Эта ПЛ была построена в Финляндии по заказу Германии (по сек­ретному соглашению между правительствами этих стран) в обход Версальского договора. Использовалась для подготовки немец­ких подводников до января 1936 г., когда была выкуплена Фин­ляндией и под названием "Vesikko" вошла в строй.

Спроектирована немецкими конструкторами на основе проекта ПЛ Первой мировой войны типа UB И. Фактически являлась про­тотипом герм. ПЛ II серии. Глубина погружения — 90 м.

В соответствии с Парижским мирным договором в 1947 г. ис­ключена из списков флота, но на слом сдана не была, а в 1962 г. превращена в памятник на о. Соуманлинна (б. Свеаборг) непода­леку от Хельсинки.

 

Подводная лодка "Saukko" — 1 единица

55.jpg

 

"Saukko" (HL, 1928/2.7.1930/12.1930 — исключена в 1947)

 

Надводное — 114/130 т, подводное — 140 т; 32,4x4,1x2,9 м; 1 диз. 1 ЭД, 200/ 120 л.с., 7/7,5 уз., 375 (8)/45 (4) миль. Эк. 13 чел. 1x1 — 12,7-мм пул., 2x1 — 450-мм ТА (2 носовых), 6 мин.

 

"Saukko" стала единственная в мире подводной лодкой, спро­ектированной не для моря, а для озера, поскольку предназнача­лась для действий на Ладоге. По Тартусскому мирному договору 1920 г. водоизмещение любого военного корабля на озере не долж­но было превышать 100 т, поэтому согласно техническому зада­нию водоизмещение лодки могло составить не более 99 т. Про­ект, как и в случае с остальными финскими ПЛ, подготовлен герм, инженерами.

Для удобства транспортировки ПЛ ее корпус выполнялся сбор­ным из двух частей, вписывающихся в габариты железной дороги.

В середине 1930-х гг. лодку модернизировали, заменив неудач­ный дизель и установив дополнительные цистерны. Водоизмеще­ние при этом возросло, а число принимаемых мин сократилось с девяти до шести.

В годы войны "Saukko" находилась в Финском заливе.

В соответствии с Парижским договором в 1947 г. исключена из списков флота и сдана на слом в 1952 г.

 

Минные заградители и тральщики

 

Минный заградитель "Louhi" — 1 единица

56.jpg

 

"Louhi" (б. русский "Воин", Коломна, 1916 — погиб 12.1.1945)

 

640/776 т; 50x8x2,7 м; 1 ПМ, 3 ПК, 800 л.с., 12 уз., 50 т угля. Эк. 46 чел. 2x1 — 75-мм/50, 2x1 — 40-мм, 1x1 — 20-мм, 3 пул., 150 мин.

 

Бывший русский минзаг "Воин". При уходе Балтийского флота из Финляндии оставлен в Гельсингфорсе, где в 1918 г. захвачен финнами. Погиб 12.1.1945 года в районе п-ова Ханко при подры­ве на мине (вероятно, немецкой).

 

Минные заградители типа "Ruotsinsalmi" — 2 единицы

57.jpg

 

"Ruotsinsalmi" (CV, 5.1940 — искл. в 1974),

"Riilahti" (CV, 1940 — по­гиб 23.8.1943)

 

310 (станд.) т; 50x7,9x1,5м; 2 диз., 1120 л.с., 15 уз. Эк. 60 чел. 1 х75-мм/50,1x1 — 40-мм, 2x1 — 20-мм, ГБ, тральное оборудование, 100 мин.

 

Заложены в 1938 г., вступили в строй в 1941 г. Удачные уни­версальные тральщики-минзаги, благодаря малой осадке могли достаточно смело действовать в районах с повышенной минной опасностью.

"Riilahti" южнее Тиискери 23.8.1943 атакован тремя советскими ТКА и потоплен торпедой с ТКА-94.

 

Минные заградители типа "Pommi" — 5 единиц

 

"Pommi", "Miina", "Lieska", "Loimu", "Paukku". Построены в Або или Борго и спущены на воду в 1915 — 1917 гг.

 

80 ("Pommi" и "Miina") или 60 (остальные) т; 23,2x5x1,1 м ("Pommi" и "Miina") или 20,7 х 5 х 1,2 м (остальные); 1 диз., 260 л.с., 7,8 — 8,5 уз. Эк. 6 чел. 25 — 40 мин.

 

Бывшие русские малые минные заградители "Теплоход № 1", "Теплоход № 4", "Теплоход № 5", "Теплоход № 6" и "Теплоход № 7".

Все в 1918 г. были захвачены финнами: № 1 и № 4 — 13 мая в Борго; № 5 и № 6 — 21 апреля в Гельсингфорсе; № 7 — 9 апре­ля в Або.

"Paukku" 14.11.1941 потерпел крушение в шторм. "Lieska" зато­нул 4.11.1943 в результате налета советской авиации на Котку. Остальные проданы на слом в 1945 г.

 

Кроме минзагов специальной постройки в состав финских ВМФ входили четыре МЗ, переоборудованные из торговых судов.

"Baltic" (1898 г., 1096 брт, 10 уз., 1 х 75-мм, 60 мин), "Frei" (1900 г., 561 брт, 10 уз., 1 х 1 — 75-мм, 50 мин), "Poseidon" (1899 г., 804 брт, 10 уз., 1 х 75-мм, 60 мин) и "Suomi" (1910 г., 659 брт, 12 уз., 1x1 — 75-мм, 60 мин).

 

Тральщики типа "Rautu" — 2 единицы

58.jpg

 

"Rautu" (6. "Фортрал", Vs, 1916/1917/1918 — слом в 1950),

"Vilppula" (6. "Защитник", П, 2.1916/23.6.1916/7.1917 — погиб 24.4.1944)

 

190/240 т; 43,6х 6,1x2,5 м; 2 ПМУ, 2 ПК, 550 л.с., 10 уз., 30 т нефти. Эк. 32 чел. 1x1 — 75-мм/60, 1x1 — 20-мм, 30 мин.

 

Бывшие тральщики русского флота типа "Ударник". После ре­волюции находящиеся в Гельсингфорсе "Фортрал" и "Защитник" в апреле 1918 г. захвачены финнами и включены в состав своего флота под названиями "Rautu" и "Vilppula".

В годы войны служили, главным образом, в качестве плавучих баз для катеров-тральщиков. 24.4.1944 "Vilppula" потоплен в га­вани Порккала сов. авиаторпедой.

 

Тральщики типа "Narvi" — 3 единицы

 

"Narvi", "Jurmo" и "Luppi" — место постройки неизвестно, спущены на воду в 1944 г.

 

400 (станд.) т; 39,3x8,5x2,3 м; 2 ПМУ, 2 ПК, 400 л.с., 10 уз. 1 х 1 — 45-мм/47, 3 х 1 — 20-мм, 40 мин.

 

Речные буксиры, заказанные СССР в Финляндии в 1940 г. Пос­ле начала войны конфискованы и переоборудованы в тральщи­ки. Возвращены СССР в 1944 г.

 

Тральщики типа "Pukkio" — 2 единицы

 

"Pukkio" и "Porkkala" — место постройки неизвестно, спущены на воду в 1939 —1940гг.

 

162 (станд.) т; 27x6,7x2,5 м; 1 диз., 300 л.с., 10 уз. 1 х 1 — 45-мм/47, 1x1 — 20-мм, 20 мин.

 

Импровизированные тральщики в корпусах буксиров. Серия из трех единиц, но последний — "Pansio" — спущен на воду уже после окончания войны, в 1947 г.

Количество 20-мм автоматов во время войны увеличено до трех.

"Porkkala" 28.11.1941 в проливе Койвисто-Зунд подорвался на мине, выставленной сов. ПЛ "Лембит" и затонул; летом 1942 г. под­нят и восстановлен.

 

Тральщики типа "Viipuri" — 4 единицы

59.jpg

 

335 т (187 брт); 31,6x7,5x4 м; 368 л.с., 10 уз. 2x1 — 45-мм, 2x1 — 12,7-мм пул.

 

Буксиры, строившиеся на верфи "Крейтон-Вулкан" по заказу Советского Союза, стапельные номера — 761 — 764. В июне 1941 г. проходили сдаточные испытания. Конфискованы и под заводски­ми номерами включены в состав финских ВМС. № 761 получил при этом имя "Viipuri" . Использовались в основном как стороже­вые корабли. После войны возвращены СССР и вошли в строй как электромагнитные тральщики ЭМТЩ-70 — ЭМТЩ-73.

 

Катерные тральщики

 

Подкласс катерных тральщиков финских ВМС представляли корабли специальной постройки типов "Ajonpaa" (2 единицы), "Ahven" (6 единиц), "Kuha" (8 единиц) и SM (4 единицы).

 

Тип "Ajonpaa": "Ajonpaa" и "Kalianpaa" Спущены на воду в 1941 — 1942 гг., 2 единицы.

52т; 20x5,3x1,7 м; 1 диз., 200 л.с., 10 уз., 1 х 1 —20-мм.

Куплены в Дании в 1943 г. Специально предназначались для борьбы с магнитными минами, имели деревянные корпуса. Сда­ны на слом, соответственно, в 1960 и 1962 гг.

 

Тип "Ahven": "Ahven", "Kiiski", "Kuore", "Lohna", "Muikku" и "Sarki". Спущены на воду в 1936 — 1937 гг., 6 единиц.

17т; 17,2x3,8x1,Зм; 1 диз., 65 л.с., 10,5 уз., Эк. 8 чел., 1 х 1 —20-мм.

Финской постройки. Сданы на слом в 1961 г.

 

Tun "Kuha": "Kuha-1" — "Kuha-8". Спущены на воду в 1941 — 1942 гг., 8 единиц.

17т; 17,2x3,8x1,5 м; 1 диз., 70 л.с., 9 уз., 1x1 —20-мм.

Финской постройки, развитие типа "Ahven". 4 катера погибли в результате подрыва на минах: "Kuha-1" — 3.11.1941 у Порво; "Kuha-4" — 23.7.1942 у Ханко; "Kuha-6" — южнее Котки 15.9.1944; "Kuha-3" — 30.9.1944 у о. Гогланд. Остальные сданы на слом после войны.

 

Тип SM: SM-1 — SM-4. Спущены на воду в 1938 —1940 гг., 4 единицы. 20т; 18x3,8x1,7 м; 80 л.с.; 80 л.с., 9 уз., 1 х 1 —20-мм.

Финской постройки. SM-3 подорвался на мине 5.10.1944 у о. Гог­ланд. Остальные сданы на слом в 1951 — 1954 гг.

Помимо перечисленных, имелось еще 9 катерных тральщиков, ранее принадлежавших русскому флоту и захваченных финнами в 1918 г. С началом войны, кроме того, в тральщики было пере­оборудовано несколько буксиров.

 

Канонерские лодки

 

Канонерские лодки типа "Hameenmaa" — 2 единицы

60.jpg

 

"Hameenmaa" (б. герм. "Wulf", б. русский "Пингвин", KSH , 1916/1917/1918 — слом в 1953),

"Uusimaa" (б. герм. "Вео", б. русский "Голубь", KSH, 1916/1917/1918 —слом в 1953)

 

406/530 т; 52x7,5x3,4 м; 2 ПМУ, 3 ПК, 1400 л.с., 15 уз., 100 Т угля, 700 (15) миль. Эк 55 чел. 2x1 — 105-мм, 2x1 — 40-мм, 1x1 — 20-мм.

 

Бывшие сторожевые корабли русского флота типа "Голубь". Серия из шести единиц, к началу революции находились в по­стройке. Во время германской оккупации Финляндии в 1918 г. все были конфискованы германскими войсками и в 1920 г. после тра­ления в восточной Балтике возвращены финнам. "Голубь" и "Пин­гвин" вошли в состав финских ВМС под названиями "Uusimaa" и "Hameenmaa" и зачислены в класс КЛ. Остальные ("Бекас", "Ку­лик", "Чибис" и "Стриж") в 1920 г. проданы Чили.

Первоначально вооружение состояло из двух 102-мм орудий Обуховского завода и 40-мм автомата "Виккерс"; впоследствии заменено на два универсальных 105-мм орудия герм, фирмы "Рейнметалл", два 40-мм автомата "бофорс" и один 20-мм "мадсен".

После войны оба корабля применялись в качестве тральщиков в Финском заливе, в 1953 г. проданы за границу на слом.

 

Канонерские лодки типа "Karjala" — 2 единицы

61.jpg

 

"Karjala" (б. "Филин", CV, 1916/1918/1918 —слом в 1953),

"Turunmaa (б. "Орлан", CV, 1916/1918/1918 — слом в 1953)

 

342 (станд.) т; 50,1x6,8x2,3 м; 2 ПМУ, 2 ПК, 1150 л.с., 15 уз., 50 т угля, 700 (15) миль. Эк. 48 чел. 2x1 — 75-мм/50, 1x1 — 40-мм, 2 пул., 30 мин.

 

Бывшие сторожевые корабли русского флота типа "Водорез". Серия из шести единиц, к началу революции находились в по­стройке. После революции захвачены финнами. В 1921 г. "Лунь" и "Водорез" проданы Польше, "Горлица" и "Сова" разобраны, а "Филин" и "Орлан" достроены для финского флота под названия­ми "Karjala" и "Turunmaa" (первоначально эти названия получили

"Лунь" и "Водорез") и включены в класс канонерских лодок.

Во время войны зенитное вооружение усилено — 40-мм авто­мат заменен на три 20-мм "мадсена".

"Turunmaa" 2.5.1943 у Хаапассаари тяжело поврежден сов. авиа­цией, при буксировке посажен на мель и замаскирован. Вновь вве­ден в строй в октябре 1943 г. После войны применялись в каче­стве тральщиков в Финском заливе, в 1953 г. проданы на слом.

 

Вспомогательные канонерские лодки — 2 единицы

 

"Aunus" (б. "Kingston Emerald", 1927 г.),

"Viena" (б. "Conan Doyle" 1915 г.)

 

"Aunus" — 360 т; 48,5x7,2x5,1 м; 1 ПМ, 575 л.с., 10 уз., 160 т угля; 2000 миль. Эк. 53 чел. 1x1 — 130-мм/55, 1x1 — 40-мм, 2x1 — 20-мм зен. 'Viena" — 276 т; 45x7x4,7 м; 1 ПМ, 540 л.с., 10 уз, 170 т угля., 3600 миль. Эк. 53 чел. 1x1 — 130-мм/55, 3x1 — 20-мм зен.

 

Бывшие траулеры, мобилизованы в конце 1942 г. и переобору­дованы в канонерские лодки.

 

Торпедные и сторожевые катера

62.jpg

 

Первоначально все торпедные катера финского флота обозна­чались аббревиатурой MTV ("мооттори Торпедо вене" — торпед­ный катер), впоследствии замененной на имена собственные.

В 1939 г. Финляндия заказала 12 ТКА американской фирме "Хиггинс Индастриз", однако поставлены они не были, а попали в со­став английского флота (MGB-69 — 73, MGB-100 — 106).

В апреле 1944 г. было достигнуто соглашение с Германией о пере­даче в конце августа того же года четырех ТКА (S-62, S-64, S-99 и S-117), но советско-финское перемирие 4 сентября помешало этому.

 

Торпедные катера

 

Тип "Syoksy": "Syoksy" (MTV-4), "Nuoli" (MTV-5), "Vinha" (MTV-6) и "Raju" (MTV-7). Спущены на воду в 1928 — 1929 гг., 4 единицы.

12 т; 16,8x3,4x1 м; 2 бенз., 750 л.с., 40 уз. 200 миль. Эк. 7 чел. 2x1— 450-мм ТА, 1 пул.

Строились в Англии на верфи "Торникрофт" (MTV-4 и MTV-5) и в Финляндии (MTV-6 и MTV-7), относились к "55-футовому" типу. Корпус деревянный.

В 1942 г. на всех дополнительно установлено по 1 х 1 20-мм автомату. С "Vinha" в 1943 г. сняты ТА, а сам он переклассифици­рован в патрульный катер.

"Raju" погиб 16.5.1943, "Nuoli" исключен из списков флота в августе 1942 г., "Syoksy" — в 1944 г. и "Vinha" — в 1945 г.

 

Тип "Sisu": "Sisu" (MTV-1, 6. итал. MAS-220) и "Hurja" (MTV-2, б. итал. MAS-221). Спущены на воду в 1918 г., 2 единицы.

13 т; 16,2x3x1,2 м; 2 бенз., 1000 л.с., 26,5 уз., 150 миль. Эк. 8 чел. 2x1 — 450-мм ТА, 2 пул.

Построены фирмой "Орландо" для итальянского флота. Куплены в 1920 г. Корпус деревянный. Отличались плохой мореходностью, к 1940 г. скорость ограничивалась 22 уз. Сданы на слом в конце войны.

 

Тип "Isku": "Isku" (MTV-3). Спущен на воду в 1926 г., 1 единица.

11 т; 16,6x3,4x1,1 м; 2 бенз., 600 л.с., 31 уз. Эк. 5 чел. 2х 1 —450-мм ТА, 2 пул.

Построен в Финляндии по проекту англ, фирмы "Торникрофт" и являлся вариацией на тему 55-футового типа. Корпус деревянный. Сдан на слом во время войны.

 

Тип "Jumy": "Jalo" (J-1, б. MAS-526), "Jyry" (J-2, 6. MAS-527), "Jyske" (J-3, 6. MAS-528) и "Jymy" (J-4, 6. MAS-529). Спущены на воду в 1939 г., 4 единицы.

22 (станд.) т; 18,7x4,7x1,5 м; 2 бенз., 2000 л.с., 42 уз. Эк. 10 чел. 2x1 — 450-мм ТА, 1x1 — 20-мм, 1x1 — 12,7-мм.

Итальянские ТКА типа "Бальетто" класса 500. Корпус деревян­ный. В 1942 г. переброшены итальянцами на Ладожское озеро. 5.6.1943 куплены финнами. По мирному договору с СССР от 1944 г. с них демонтировано торпедное вооружение. Впослед­ствии использовались как патрульные. Сданы на слом в 1961 г.

 

Тип "Hurja": "Haly" (H-1), "Hirmu" (H-2), "Hurja" (H-3), "Hyrsky" (Н-4) и "Haijyys" (H-5). Спущены на воду в 1942 г., 5 единиц.

20т; 16,5x4,3x1,5м; 2 бенз., 1600 л.с., 36уз.,2х1 —450-мм ТА, 1 х1 —20-мм, 2 пул.

Построены фирмой "Бальетто" по заказу финского флота. Корпус деревянный. Поставлены в 1943 г. Сданы на слом в 1963 г.

 

Тип "Taisto": "Tarmo" (T-1), "Taiste" (T-2), "Tyrsku" (T-3), "Tuima" (Т-4), "Tuisku" (T-5), "Tuuli" (Т-6), Т-7 и Т-8. Спущены на воду в 1942 — 1943 гг., 8 единиц. 22 т; 17,8x4,6x1,5 м; 2 бенз., 2300 л.с., 48 уз. 2 х 1 — 457-мм ТА, 1 х 1 — 20-мм.

Построены в Финляндии по итальянской лицензии. Корпус де­ревянный. "Tarmo" 21.6.1944 тяжело поврежден сов. авиацией. Все, кроме "Tyrsku", сданы на слом в 1964 г.

 

Тип Д-3: "Vasama" (V-1 до 1943 г.). Спущен на воду в 1939 г., 1 единица.

35 т; 21,7x3,9x1,2 м; 3 бенз., 2375 л.с., 34 уз, 500 (16) миль. Эк. 9 чел. 2x1 — 533-мм ТА, 1 х 1 — 20-мм, 2 пул.

Бывший советский ТКА № 52. 14.10.1941 в районе о. Гогланд по­пал в шторм и был сильно поврежден. 23 октября захвачен финна­ми, отремонтирован и включен в состав их флота под названием "Vasama" (V-1). Осенью 1944 г. возвращен СССР, 21.2.1945 вошел в строй под индексом СК-37.

 

Тип Г-5: "Vihuri" (V-2), "Viima" (V-3, с 1943 г. V-1) и V-3. Спущены на воду в 1934 — 1938 гг., 3 единицы.

16 т; 19,3x3,4x0,7 м; 2 бенз. 1700 л.с., 48 уз., 220 миль. Эк. 6 чел. 2x1 — 533-мм ТА, 1x1 — 20-мм.

Бывшие советские ТКА типа Г-5. ТКА № 141 и № 64 захвачены финнами в ноябре 1941 г. и включены в состав флота под назва­ниями "Vihuri" (V-2) и "Viima" (V-3) соответственно. ТКА № 51 по­лучил тяжелые повреждения и был захвачен финнами 17.6.1944. После ремонта вошел в состав финского флота под обозначени­ем V-3. Все возвращены СССР осенью 1944 г. и 20 декабря во­шли в строй как ТК-141 ("Vihuri"), TK-70 ("Viima") и ТК-90 (V-3).

 

Сторожевые катера

 

Тип VMV: VMV-1, VMV-2, VMV-5, VMV-6, VMV-8 — VMV-17. Спу­щены на воду в 1931 — 1935 гг., 15 единиц.

30 — 33 т; 25x4,5x1 м; бенз. или диз., 1220 л.с., 22 — 25 уз. Эк. 8 чел. 1x1 — 20-мм (см. ниже).

Построенные в Германии (VMV-1 и VMV-2) и Финляндии (ос­тальные), эти катера имели деревянные корпуса. VMV-1, VMV-2, VMV-5 и VMV-6 оснащались бензомоторами, другие — дизелями.

Строились для береговой охраны и подчинялись министерству внутренних дел. С началом войны вошли в состав ВМФ и были вооружены (ранее имели только пулеметы винтовочного калиб­ра). Различались составом вооружения: на большинстве устанав­ливалось по одному — трем 20-мм автоматам, но некоторые (на­пример VMV-8 — VMV-12) оснащались 1x1 40-мм "бофорсом". Часть катеров, помимо этого, получала 450-мм торпеды.

При воздушных налетах сов. авиации на Хельсинки в 1944 г. были потоплены VMV-12 (6 февраля) и VMV-8 (26 февраля). 18.6.1944 сов. авиация уничтожила у Койвисто VMV-17; 15.9.1944 в гавани Суурсаари герм, артиллерией потоплены VMV-10 и VMV-14.

Оставшиеся катера сданы в 1960-е гг. на слом, кроме сохраня­емого в качестве музея VMV-11.

 

Другие и вспомогательные корабли

 

Ледокол-плавбаза ПЛ "Sisu" — 1 единица

63.jpg

 

"Sisu" (Sn, спущен на воду 24.9.1938 — слом в 1974)

 

2000 (станд.) т; 64,2x14,3x5,1 м; 2 ДЭ (+ 1 ДЭ в носу), 4000 л.с., 15,8 уз., 500 т соляра. Эк. 100 чел. 2x1 — 102-мм/60, 2x1— 40-мм.

 

Строился по образцу шведского ледокола "Ymer". Изначально предусматривалось двойное назначение корабля — как ледоко­ла и как плавбазы подводных лодок. Вошел в строй в 1939 г.

Проектом предусматривалось вооружение из двух 76-мм пушек, но после начала войны вместо них установили более мощные 102-мм орудия.

В 1944 г. 40-мм автоматы заменены на 3 х 20-мм.

Во время войны использовался в основном как сторожевой ко­рабль. В ноябре 1943 г. поврежден в результате подрыва на мине. Сдан на слом в 1974 г.

 

Ледокол "Jaakarhu" — 1 единица

64.jpg

 

"Jaakarhu" (Sm, спущен на воду в 1926 г. — в 1945 передан СССР)

 

4825 (станд.) т; 78,4х19,3х 6,4 м; 2 ПМУ (+ 1 ПМУ в носу), 9800 л.с., 18 уз. Эк. 147 чел. 4 х 1 — 102-мм/60, 2 х 1 — 20-мм.

 

Строился в Голландии по заказу финского правительства. Ле­докол специально предназначался для военного флота. Палуба имела специальные подкрепления под орудия, перед МО обору­довались артиллерийские погреба.

В 1945 г. по условиям советско-финского мирного договора 1944 г. ледокол передали СССР. Переименован в "Сибиряков".

 

Ледоколы типа "Sampo" — 3 единицы

 

"Sampo" (А, спущен на воду в 1898 г. — слом в 1958)

"Таптю" (А, спущен на воду в 1907 г. — корабль-музей),

"Voima" (спущен на воду в 1917 г. — сдан на слом в 1970)

 

"Тагто": 2300 (станд.) т; 65,7x14,1x6 м; 1 ПМУ (+ 1 ПМУ в носу), 3850 л.с., 13,5 уз, 1460 (11) миль. 2 х 1 — 120-мм. "Voima": 2070 (станд.) т; 62,2x14,2x5,9 м; ПМУ, 4100 л.с., 14 уз. 3 х 1 — 120-мм. "Sampo": 1850 (станд.) т; 60,6х12,9х 5,7 м; ПМУ, 3050 л.с., 12 уз., 1460 (10) миль. 3x1 — 120-мм.

 

Строились в Англии по заказу финского таможенного маячного и лоцманского ведомства. Близки по типу, но имели некоторые различия, вызванные изменениями в проекте, вносимыми по опы­ту эксплуатации головного "Sampo".

"Tarmo" и "Sampo" в 1914 г. мобилизованы и использовались как ледоколы для нужд Балтийского флота.

В 1918 г. все ледоколы захвачены финнами.

"Tarmo" 18.1.1940 тяжело поврежден авиабомбой. Впоследствии восстановлен. В настоящее время используется как корабль-па­мятник в Хельсинки.

 

Кроме того, Финляндия имела еще 3 ледокола меньших разме­ров: "Otso" (спущен на воду в 1936 г., 800 т, 44,8x11,8x3,2 м; 1 ДЭ + 1 ДЭ в носу, 1945 л.с., 13 уз., 60 т соляра, 2x1 — 75-мм/50 — сдан на слом в 1967), "Ари" (спущен на воду в 1899 г., 1200 т; 40,8x10,5x4,8 м; ПМУ, 1600 л.с., 13 уз., 1500 (10) миль. Эк. 48 чел. 2x1 — 75-мм/50 — слом в 1958), "Murtaja" (спущен на воду в 1890 г., 841/900 т; 47,5x11x5,5 м; 1 ПМУ, 4 ПК, 1130 л.с., 12,5 уз. 2 х 1 — 75-мм/60 — слом в 1958).

 

Сторожевые корабли

 

Финский флот не имел специализированных кораблей для пат­рульной и конвойной службы. С началом советско-финского кон­фликта или "короткой войны" для решения этих задач был при­влечен ряд мобилизованных судов. После вооружения одной — двумя 45-мм — 75-мм пушками они зачислялись в класс сторо­жевых кораблей. "Tursas" (б. траулер, 360 т, 12 уз., 1 — 75-мм, 1 — 40-мм, 2 — 20-мм), "Uisko"(6. траулер, 219 брт—погиб 16.9.1943), "Aura-1" (б. ледокол, 550 т, 11 уз), "Aura-2" (б. президентская яхта, 134 т — погиб 13.1. 1940), "Suursaari" (б. инспекционное судно, 219 брт), "Turku" (б. инспекционное судно, 224 брт) и два неболь­ших буксира.

Из-за низкой скорости новоявленных сторожевиков их боевая ценность оказалась незначительной.