ВМС Дании

 

После окончания Первой мировой войны Дания уделяла мало внимания развитию своего флота, впрочем, как и остальных видов вооруженных сил. Финансовые затруднения, а также излишне оп­тимистичная вера в авторитет Лиги Наций привели к тому, что за весь межвоенный период флот пополнился лишь несколькими со­временными подводными лодками, миноносцами и тральщиками. Когда 9 апреля 1940 г. Германия вторглась на территорию датского королевства, оно попросту не было в состоянии оказать достойно­го сопротивления и благоразумно капитулировало. По соглашению между правительствами Дании и Германии королевский флот со­хранял номинальную свободу и независимость от оккупационных властей. Подобное положение, однако, сохранялось недолго — уже в феврале датчане были вынуждены уступить Кригсмарине в "ли­зинг" шесть современных миноносцев.

Трения между немецкими и датскими военными, незначительные поначалу, все возрастали и к 1943г. достигли опасного уровня. 29 августа 1943 г. оккупационные власти приступили к принудитель­ному разоружению датской армии, правда, морякам удалось избе­жать позора сдачи — почти все находящиеся в базах корабли были затоплены своими экипажами. Несколько судов предприняло по­пытку прорыва в нейтральную Швецию, но попасть туда удалось не всем — самый крупный корабль датского флота, броненосец "Niels Juel" после атаки герм, авиации выбросился на берег. До Швеции добрались лишь миноносец "Havkatten", тральщики MS-1, MS-7 и MS-8 и девять небольших патрульных катеров.

Хотя большую часть датского флота экипажи успели затопить, сделано это было в базах, и немцам удалось почти все мало-маль­ски пригодные корабли поднять и вновь ввести в строй.

 

Броненосцы береговой обороны

 

Броненосец береговой обороны "Niels Juel" — 1 единица

20.jpg

 

"Niels Juel" PC 21.9.1914 3.7.1918 5.1923 затоплен 29.8.1943

 

3800/4320 т; 90 x 16,3 x 5 м; 2 ПМУ, 4 ПК, 5500 л.с., 16 уз., 250 т (уголь) + 240 т (нефть), 6000 (9) миль. Бронирование: борт 195 мм на 50-мм тиковой подкладке + 13 мм корпус, палуба 55 мм, орудийные щиты 45 мм, рубка 170 мм. Эк. 310 — 369 чел. 10 х 1 — 150-мм/45, 2x1— 57-мм, 10x1— 20-мм зен., 14 зен. пул., 2 х 1 (подводные) — 457-мм ТА.

 

Достаточно оригинальный корабль, заложенный как классичес­кий броненосец береговой обороны, но достроенный с измененным составом вооружения, состоящим только из скорострельных ору­дий среднего калибра.

В соответствии с первоначальным проектом "Niels Juel" должен был стать увеличенной версией броненосца "Peder Skram" с бо­лее мощной артиллерией главного калибра (водоизмещение 3800/4100 т, два 305-мм орудия в одноорудийных башнях, восемь 120-мм скорострельных пушек в казематах и открытых одиночных установках и две 75-мм зенитки). Контракты на изготовление ар­тиллерии ГК и брони были размещены за границей (в Германии и США соответственно). Корабль заложили сразу после начала Пер­вой мировой войны, которая вскоре негативно повлияла на тем­пы строительства. Контрагентные поставки задерживались, а в случае с орудиями ГК оказались сорванными. Из Германии их так и не получили — сперва из-за загруженности собственными заказами, а после окончания войны — из-за запрета на изготовле­ние орудий калибром свыше 280 мм, наложенного Версальским до­говором. Достройка корабля долго оставалась под вопросом, и лишь в 1923 г. было решено ввести "Niels Juel" в строй с вооружением из 10 150-мм орудий производства шведской фирмы "Бофорс" в оди­ночных палубных установках. Более легкое вооружение позволило поднять высоту борта на один уровень, что существенно повысило мореходность "Niels Juel". В результате получилась необычная бое­вая единица с солидным бронированием, умеренной скоростью и вооружением легкого крейсера — эдакая "мореходная канонерская лодка". Сами датчане классифицировали получившийся гибрид как "artilleriskibet", то есть артиллерийский корабль.

В 1936 г. прошел ремонт, в ходе которого часть котлов переве­ли на нефтяное отопление, число 57-мм скорострелок сократи­лось с пяти до двух, установлены 20-мм зенитные автоматы и пулеметы.

"Niels Juel" 29.8.1943 предпринял попытку прорваться в нейт­ральную Швецию, но был атакован герм, авиацией и в конце кон­цов у Нюкёбинга на полном ходу посажен на мель. Впоследствии поднят немцами и введен в строй Кригсмарине под названием "Nordland". 3.5.1945 потоплен в Экенфёрде союзной авиацией.

 

Броненосец береговой обороны "Peder Skram" — 1 единица

21.jpg

 

"Peder Skram" ОС 25.4.1905 2.5.1908 1909 затоплен 29.8.1943

 

3494/3785 т; 87,4x15,7x5 м; 2 ПМУ, 6 ПК, 5400 л.с., 15,5 уз., 265 т угля, 2400 (9) миль. Бронирование: борт 195 мм на 100-мм тиковой подкладке + 19 мм корпус, палуба 45 — 65 мм, башни 195+15 + 15 мм, барбеты 190 мм, казематы 140 мм, рубка 190 мм. Эк. 275 чел. 2x1— 240-мм/43, 4x1 — 150-мм/50, 8x1— 75-мм, 2x1 — 37-мм, 2x2 — 20-мм зен., 2 зен. пул., 4x1 (подводные, 1 носовой, 2 бортовых и 1 кормовой) — 457-мм ТА.

 

Единственный сохранившийся к началу Второй мировой войны броненосец береговой обороны типа "Herluf Trolle". Серия из трех практически одинаковых кораблей была построена в 1899 — 1909 гг. Представляли собой низкобортные корабли с небольшим полубаком и броневым поясом по всей длине корпуса (за исключе­нием носовой оконечности). Между собой незначительно разли­чались размерами, маркой орудий ГК и типом брони (на "Peder Skram" стояла крупповская).

Однотипные "Herluf Trolle" и "Olfert Fischer" исключены из спис­ков флота в 1930-х гг.

"Peder Skram" до начала Второй мировой войны не проходил сколько-нибудь серьезной модернизации и его боевая ценность была незначительна. При этом корабль содержался в хорошем состоянии, что подтверждают проведенные летом 1939 г. пробеги на полной мощности, когда старый броненосец легко развил 15,9 уз. при 6000 л.с.

29.8.1943 корабль затоплен экипажем в Холмене, поднят нем­цами, отремонтирован и введен в строй Кригсмарине под назва­нием "Adler". В апреле 1945 г. потоплен во Фридрихсерте союз­ной авиацией. Поднят и сдан на слом в 1949 г.

 

Миноносцы

 

Миноносцы типа "Najaden" — 0 + 2 единицы

22.jpg

 

"Najaden" (ОС, 3.7.1942/17.3.1943/6.1947 — исключен в 1966),

"Nymfen" (ОС, 3.7.1942/22.6.1943/7.1947 — исключен в 1964)

 

782/890 т; 85/86,2x8,3x3,5 м; 2 ТЗА, 2 ПК, 24 000 л.с., 35 уз., 100 т нефти, 1600 (12) миль. Эк. 92 чел. 2x1 — 105-мм, 2x1— 40-мм, 6x1— 20-мм, 2x3 — 457-мм ТА, 2 БМ (18 ГБ), 60 мин.

 

Первые миноносцы датского флота, не уступающие своим за­рубежным современникам по размерам и вооружению. Проект разработан датским адмиралтейством. Корпус гладкопалубный. Все вооружение (кроме ТА и 20-мм автоматов "мадсен") произ­водства шведской фирмы "Бофорс".

Постройка этих кораблей была утверждена еще в 1939 г., однако вторжение герм, войск весной 1940 г. и фактическая оккупация стра­ны отодвинули закладку на два года — до середины 1942 г. Год спустя миноносцы спустили на воду, но почти сразу после этого темп строительства заметно снизился — после августа 1943 г. ре­жим оккупации ужесточился и датчане сознательно тормозили работы, опасаясь, что сразу после достройки "Najaden" и "Nymfen" окажутся в составе Кригсмарине. Корабли вступили в строй лишь через два года после окончания войны — уже под новыми назва­ниями — в 1945 г. "Najaden" переименовали в "Willemoes", a "Nymfen" — в "Huitfeld". Вместо предусмотренных проектом 533-мм ТА, которые так и не были изготовлены, миноносцы временно во­оружили 457-мм ТА, ранее стоявшими на типе "Dragen". 533-мм ТА "Willemoes" и "Huitfeld" получили к 1951 г., тогда же часть 20-мм ав­томатов сняли, а число 40-мм "бофорсов" довели до трех.

 

Миноносцы типов "Dragen" и "Glenten" — 6 единиц

23.jpg

 

Серия "Dragen": "Dragen" (T-1, ОС, н.д./8.11.1929/15.7.1930 — 5.2.1941 передан Германии),

                            "Hvalen" (T-2, ОС, н.д./13.6.1930/7.1931 — 5.2.1941 передан Германии),

                            "Laxen" (Т-3, ОС, н.д./28.11.1930/7.1931— 5.2.1941 передан Германии)

Серия "Glenten": "Glenten" (T-4, ОС, н.д./б. 1.1933/6.1933 — 5.2.1941 передан Германии),

                             "Hogen" (Т-5, ОС, н.д./20.10.1933/7.1934 —5.2.1941 передан Германии),

                             "Urnen" (T-6, ОС, н.д./19.10.1934/7.1935 — 5.2.1941 передан Германии)

 

290/335 т; 59,6/61x6x2,3 м; 2 ТЗА, 2 ПК, 6000 л.с., 40 т нефти, 27,5 уз. Эк. 46 чел. 2x1 — 75-мм/40 (на кораблях серии "Dragen") или 2x1 — 87-мм/50 (на кораблях серии "Glenten"), 2 — 20-мм, 2 пул., 2 х 3 (на кораблях серии "Dragen") или 2 х 2 (на кораблях серии "Glenten") и 2 х 1 — 457-мм ТА, 2 БМ (на кораблях серии "Glenten").

 

Миноносцы типов "Dragen" и "Glenten" оказались единственны­ми относительно современными надводными кораблями, попол­нившими флот Дании в межвоенный период. Предназначались, в первую очередь, для обороны побережья, что и предопределило их небольшие размеры — общую черту, характеризующую скан­динавские корабли.

Проект разработан датским адмиралтейством, при этом до оп­ределенной степени использовался опыт постройки и эксплуата­ции турбинных миноносцев типа "Soridderen" (1911 г., 240 т, проект английской фирмы "Ярроу"). Строились двумя сериями по три еди­ницы с перерывом в несколько лет и различались только составом вооружения.

Для своего водоизмещения новые датские миноносцы были очень сильно вооружены: два 75-мм орудия, два трехтрубных поворот­ных ТА на верхней палубе и еще два неподвижных однотрубных ТА в носу. Отчасти многочисленность ТА сводилась на нет их ма­лым калибром — 457 мм, но в датском флоте он все еще оставал­ся стандартным (решение о переходе на общепринятые 533-мм торпеды последовало лишь в 1939 г., когда была утверждена по­стройка первых полноценных мм типа "Najaden"). На кораблях 2-й серии калибр артиллерии повысили до 87-мм. Для компенсации возросшего "верхнего" веса палубные ТА выполнили не трех-, а двухтрубными.

После капитуляции Дании в апреле 1940 г. все шесть минонос­цев вывели в резерв и разоружили. 5.4.1941 в соответствии с до­говоренностью между правительствами Германии и Дании эти ко­рабли передали Кригсмарине в разоруженном состоянии в "лизинг" для использования в качестве торпедоловов. В 1942 г. "Dragen", "Hvalen", "Laxen", "Hogen", "Ornen" и "Glenten" получили наимено­вания TFA-3, TFA-5, TFA-6, TFA-1, TFA-2 и TFA-4 соответственно.

TFA-3 (б. "Dragen") погиб при подрыве на мине 14.5.1945.

TFA-1 (б. "Hogen"), TFA-2 (б. "Ornen") и TFA-4 (б. "Glenten"), TFA-5 (б. "Hvalen") и TFA-6 (б. "Laxen") 14.6.1945 тяжело повреждены в Фленсбург-фьорде при взрыве транспорта боеприпасов "Donau". He восстанавливались.

Начало строительства значительно более крупных кораблей типа "Najaden" не означало, что датское адмиралтейство отказалось от дальнейшего развития типа прибрежного миноносца. В 1941 г., пос­ле того как все шесть кораблей типов "Dragen" и "Glenten" оказа­лись в составе Кригсмарине, было принято решение о постройке такого же числа миноносцев для их замены. Основное отличие от прототипа заключалось в переходе с паротурбинной на дизель­ную ЭУ и отказе от 76- и 87-мм орудий в пользу зенитных автома­тов. Во внешнем виде наиболее заметным изменением стало со­кращение числа труб с двух до одной.

 

398 (нормальное)/402 т; 63,9x6,4x2,3 м; 2 диз., 6900 л.с., 29,4 уз., 445 (29,4) миль. Эк. 70 чел. 1 х 1 и 1 х 2 — 37-мм, 2 — 3x1— 20-мм, 2x3 — 457-мм ТА, 2 БМ, 2 БС (21 ГБ), 35 — 40 мин.

 

В августе 1943 г., всего за несколько дней до полной оккупации страны и разоружения датской армии, на адмиралтейской верфи в Копенгагене (ОС) произошла закладка первых трех миноносцев типа "Krieger" ("Krieger", "Krabbe" и "Bille"). Ни один из них до кон­ца войны на воду так и не спустили. Закладка второй серии ко­раблей этого типа также произошла после 1945 г., а вступила в строй вся шестерка в 1948 — 1950 гг.

 

Миноносцы типа "Springeren" — 10 единиц

24.jpg

 

Миноносцы: "Makrelen" (R-2, ОС, 1917/30.1.1918/1918— затоплен 29.8.1943),

                       "Nordkaperen" (R-3, ОС, н.д./ 16.3.1918/1918 — затоп­лен 29.8.1943),

                       "Havkatten" (R-4, ОС, 15.11.1918/3.5.1919/5.1920 — в августе 1943 г. интернирован в Швеции),

                       "Saelen" (R-5, ОС, 1919/ 30.9.1919/6.1920 — затоплен 29.8.1943)

Тральщики: "Springeren" (S-1, ОС, 1.4.1916/8.7.1916/2.1917 —в ав­густе 1943 г. захвачен Германией),

                      "Storen" (S-2, ОС, 1916/5.8.1916/ 4.1917 — исключен в 1940),

                      "Soridderen" (S-3, ОС, 12.4.1916/ 9.9.1916/5.1917 — в августе 1943 захвачен Германией),

                      "Sohunden" (S-4, ОС, 1916/6.1.1917/1917 —исключен в 1940),

                      "Havornen" (S-5, ОС, 1916/16.2.1917/1917 — затоплен 29.8.1943),

                      "Narhvalen" (S-6, ОС, н.д./4.4.1917/1917 — в августе 1943 захвачен Германией)

 

109 (станд.) т; 38,5x4,3x2,6 м; 1 ПМ, 2 ПК, 2000 л.с., 24,3 уз. 15 т угля, 425 (14) миль. Эк. 24 чел. 2x1 — 57-мм, 2 (1 поворотный палубный и 1 неподвижный носовой) — 457-мм ТА. На "Springeren", "Sturen", "Soridderen" , "Sohunden", "Havornen" и "Narhvalen" палубный ТА снят, корабли несли тральное оборудование.

 

Проект разработан датским адмиралтейством на основе черте­жей построенного по лицензии французской фирмы "Норман" ми­ноносца "Ormen"(1907 г., 97 т). К моменту своего создания проект устарел, но благодаря невысокой стоимости постройки серия ока­залась крупной и насчитывала 10 единиц.

В 1928 — 1929 гг. шесть единиц ("Springeren", "Storen", "Soridderen" , "Sohunden", "Havornen" и "Narhvalen") перекласси­фицировали в тральщики и оснастили тральным оборудованием, для чего пришлось демонтировать с кораблей палубные ТА.

"Havornen" до 1938 г. назывался "Havhesten", "Soridderen" до 1937 г. — "Soloven", в 1943 г. переименован в "Hajen".

"Storen" и "Sohunden" исключены из списков флота в 1940 г.

"Springeren" затонул 18.6.1940. Поднят, отремонтирован и во­шел в строй 21.4.1943.

"Havornen", "Makrelen", "Nordkaperen" и "Saelen" затоплены эки­пажами в Копенгагене 29.8.1943 во избежание захвата немцами.

"Havkatten" в августе 1943 г. интернирован в Швеции. В 1945 г. возвращен Дании, исключен из списков флота в 1948 г.

"Narhvalen", "Hajen" и "Springeren" в августе 1943 захвачены Гер­манией. В 1945 г. возвращены Дании и в 1946 — 1949 гг. исключе­ны из списков флота.

 

Миноносец "Hvalrossen" — 1 единица

25.jpg

 

"Hvalrossen" (P-1, ОС, н.д./31.3.1913/1913 — затоплен 29.8.1943)

 

169/182 (нормальное) т; 45,2x5,2x2,1 м; 2 ПМ, 2 ПК, 3487 л.с., 26,3 уз., 29 т угля, 685 (14) миль. Эк. 31 чел. 1x1 — 75-мм/30, 1 пул., 4 (1х2и1х1 палубный поворотный и 1х1 носовой неподвижный) — 457-мм ТА.

 

Серия из трех мм. Проект разработан датским адмиралтейством.

До Второй мировой войны дожил только "Hvalrossen", в 1929 г. переклассифицированный в патрульный корабль. Два других ми­ноносца этого типа исключены из списков флота в 1932 г.

По некоторым сведениям, носовой неподвижный ТА к началу Второй мировой войны был демонтирован.

Затоплен экипажем в Копенгагене 29.8.1943 во избежание за­хвата немцами. Впоследствии поднят последними, но в ходе спа­сательных работ корпус корабля надломился и его восстановле­ние признали нецелесообразным.

 

Подводные лодки

 

Подводные лодки типа "Havmanden" (тип "Н") — 4 единицы

26.jpg

 

"Havmanden" (H-1, ОС, 22.8.1936/19.6.1937/10.1938 — затоплена 29.8.1943),

"Havfruen" (H-2, ОС, 12.9.1936/6.11.1937/5.1939 — затоп­лена 29.8.1943),

"Havkalen" (Н-3, ОС, 13.11.1936/3.3.1938/7.1939 — затоплена 29.8.1943),

"Havhesten" (H-4, ОС, 15.6.1939/11.7.1940/ 9.1942 — затоплена 29.8.1943)

 

Надводное — 320/335 т, подводное — 407 т; 47,5x4,7x2,8 м; 2 диз./2 ЭД, 1200/ 450 л.с., 15,3/7,2 уз. Эк. 25 чел. 5 х 1 (3 носовых и 2 кормовых) — 457-мм ТА, 1 — 2x1 — 40-мм, 2 пул.

 

Проект датского адмиралтейства. Постройка пятой ПЛ этого типа, Н-5, отменена после германского вторжения в 1940 г.

Первоначально имели по два 40-мм автомата, к 1940 г. один из них снят.

Все четыре ПЛ затоплены экипажами 29.8.1943 в Копенгагене.

 

Подводные лодки типа "Daphne" (тип "D") — 2 единицы

27.jpg

 

"Daphne" (D-1, ОС, 4.11.1923/9.12.1925/10.1926 — затоплена 29.8.1943),

"Dryaden" (D-2, ОС, 19.12.1924/3.6.1926/9.1927 —затоп­лена 29.8.1943)

 

Надводное — 300/308 т, подводное — 381 т; 49,1x5,2x2,5 м; 2 диз./2 ЭД, 900/ 400 л.с., 13,4/6,8 уз. Эк. 24 чел. 6 х 1 (4 носовых и 2 кормовых) — 457-мм ТА, 1x1 — 75-мм/35, 1x1 — 20-мм зен.

 

Проект разработан датским адмиралтейством на основе ПЛ пре­дыдущего типа, но с более совершенными обводами корпуса и иным расположением ТА.

Обе ПЛ затоплены экипажами 29.8.1943 в Копенгагене.

 

Подводные лодки типа "Rota" (тип "С") — 3 единицы

28.jpg

 

"Bellona" (C-2, ОС, 29.6.1917/14.3.1919/1920 — затоплена 29.8.1943),

"Flora" (С-3, ОС, 30.8.1918/23.4.1920/1.1922—затоплена 29.8.1943),

"Rota" (С-1, ОС, 31.3.1917/16.8.1918/9.1920 — затоплена 29.8.1943)

 

Надводное — 290/301 т, подводное — 369 т; 47,5x4,8x2,7 м; 2 диз./2 ЭД, 900/640 л.с., 14,2/10,5 уз., 12 т соляра. Эк. 24 чел. 4х1 (3 носовых и 1 кормовой) — 457-мм ТА, 1x1 — 57-мм зен.

 

Проектирование лодок этого типа велось датским адмиралтей­ством на основе американских ПЛ фирмы "Голланд", но с рядом оригинальных технических решений. На них было применено оригинальное расположение ТА: три в носу (один над другим) и один — в корме, причем последний выпускал торпеду под углом вверх. На головной ПЛ проходил испытания палубный ТА, рас­положенный перед рубкой, но его конструкция оказалась неудач­ной: с "Rota" его сняли, а на двух других лодках не устанавлива­ли. Конструкция — однокорпусная. Все три ПЛ затоплены экипажами 29.8.1943 в Копенгагене.

 

Подводные лодки типа "Galathea" (тип "В") — 3 единицы

29.jpg

 

"Galathea" (B-12, ОС, 1915/15.4.1916/1.1917 — затоплена 29.8.1943),

"Ran" (B-9, ОС, 1915/30.3.1915/10.1915 — затоплена 29.8.1943),

"Triton" (В-10, ОС, 1915/29.7.1915/3.1916 — затоплена 29.8.1943)

 

Надводное — 177/185 т, подводное — 235 т; 40,6x3,7x2,4 м; 1 диз. /1 ЭД, 450/ 340 л.с., 13,5/9,8 уз., 8 т соляра. Эк. 14 чел. 3 х 1 (2 носовых и 1 кормовой) — 457-мм ТА, 1x1 — 57-мм зен.

 

Дальнейшее развитие ПЛ типа "Havmanden" (164/204 т), спро­ектированной на верфи Уайтхеда (Австро-Венгрия). Отличались большими размерами и увеличенным до трех числом ТА. Конст­рукция — однокорпусная. Интересной особенностью стало расположение третьего, кормового, ТА в палубной надстройке позади рубки.

Планировалась постройка шести лодок этого типа, но в строй введены только пять.

Две лодки исключены из списков флота в 1933 г.

Три остальные в 1940 г. выведены в резерв. 29.8.1943 затопле­ны экипажами в Копенгагене.

 

Патрульные корабли

 

Патрульные корабли разных типов — 6 единиц

30.jpg

 

"Beskytteren" (ОС, н.д./7.6.1900/н.д. — захвачен Германией в авгус­те 1943),

"Freja" (ОС, 23.8.1938/22.12.1938/4.1939 —захвачен Герма­нией в августе 1943),

"Hejmdal" (ОС, 27.7.1934/1.2.1935/5.1935 — за­топлен 29.8.1943),

"Hvidbjornen" (ОС, 29.2.1928/27.12.1928/5.1929 — затоплен 29.8.1943),

"Ingolf" (ОС, 30.1.1930/23.9.193323.4.1934 — захвачен Германией в августе 1943),

"Islands Falk" (HS, н.д./22.1.1906/ 1907 — захвачен Германией в августе 1943)

 

"Beskytteren": 415 (станд.) т; 43,4x7,6x3,8 м; ПМ, ПК, 625 л.с., 11 уз., 1200 (10) миль. Эк. 47 чел. 1 х 1 — 57-мм/44, 2 — 47-мм.

"Freja": 342 (станд.) т; 40,9x7,7x2,2 м; 1 ПМ, 1 ПК, 255 л.с., 10,5 уз., 15 т нефти, 700 миль. Эк. 40 чел. 2x1 — 75-мм, 2x1 — 20-мм.

"Hejmdal": 705/825 т; 53,3x9,2x3,6 м; 1 ПМ, 2 ПК, 800 л.с., 12,5 уз., 100 т нефти, 4000 (12) миль. Эк. 40 — 49 чел. 2 х 1 — 75-мм/55, 2x2 — 20-мм, 2 пул.

"Hvidbjornen": 1050 (станд.) т; 63,2x9,7x5,2 м; 1 ПМ, 1 ПК, 1800 л.с., 14,5 уз., 140 т нефти, 3300 (12) миль. Эк. 58 чел. 2x1 — 87-мм/40, 2 пул., 1 гидросамолет.

"Ingolf": 1180 (станд.) т; 68,8x10,8x4,8 м; 1 ПМ, 2 ПК, 2935 л.с., 16,2 уз., 170 т нефти, 6000 (11) миль. Эк. 66 чел. 2x1 — 120-мм/45, 2x1— 57-мм/44, 2x1 — 20-мм, 2 пул., 1 гидросамолет.

"Islands Falk": 730 (станд.) т; 56x8,9x5,2 м; ПМ, ПК, 1100 л.с., 13 уз. Эк. 63 чел. 2 х 1 — 75-мм/55, 2 х 1 — 47-мм/44.

 

Пожалуй, единственными кораблями датского флота, предназна­ченными для действия не вблизи своих берегов, а в открытом море, оказались патрульные корабли охраны рыболовства, хотя, безуслов­но, считать их полноценными боевыми единицами трудно, да и очень уж это была разномастная компания: гигантский, по меркам датско­го флота, "Ingolf водоизмещением свыше 1000 т, вооруженный 120-мм орудиями и несущий на борту гидросамолет, и маленький 80-т "Ternen" с 37-мм пушкой. Относительно крупных судов (водоиз­мещением свыше 300 т) насчитывалось 6 ("Beskytteren", "Islands Falk", "Freja", "Hejmdal", "Hvidbjornen" и "Ingolf).

"Islands Falk" захвачен немцами 29.8.1943 в Холмене. К этому мо­менту корабль уже несколько месяцев стоял в резерве без экипажа.

"Hejmdal" затоплен 29.8.1943 в Хольмене своим экипажем. Позд­нее поднят немцами, переименован в "Nerger" и 1.3.1944 вошел в состав Кригсмарине.

"Beskytteren" и "Freja" захвачены немцами в августе 1943 г. в Копенгагене. "Freja" вошел в состав Кригсмарине 1.11.1943 под названием "Sudpol", но через год ему вернули старое название.

"Ingolf 29.8.1943 был захвачен немцами в прол. Большой Бельт и вошел в строй Кригсмарине под названием "Sleipner".

"Hvidbjornen" затоплен экипажем в прол. Большой Бельт 29.8.1943. Поднят немцами, отремонтирован и вошел в строй под названием "Dorsch".

 

Минные заградители и тральщики

 

Минные заградители разных типов — 7 единиц

31.jpg

 

"Henrik Gerner" (ОС, 12.4.1927/4.1.1928/1928 — затоплен 29.8.1943),

"Laaland" (ОС, 1940/18.4.1941/8.1941 —затоплен 29.8.1943),

"Lougen" (О, 1940/14.3.1941/6.1941 — затоплен 29.8.1943),

"Lindormen" (ОС, 1939/30.3.1940/11.1940 —затоплен 29.8.1943),

"Lessen" (ОС, 5.1.1910/ 5.10.1910/13.7.1911 — затоплен 29.8.1943),

"Kvintus" (ОС, 1916/ 16.2.1917/1917 — затоплен 29.8.1943),

"Sixtus" (О, 1918/21.12.1918/ 1919 — затоплен 29.8.1943)

 

"Henrik Gerner": 463 (станд.) т; 49x6,2x2,4 м; 2 диз., 900 л.с., 13,2 уз., 45 т нефти. Эк. 45 чел. 2x1 — 75-мм/55, 2 пул., 80 мин.

"Kvintus" и "Sixtus": 186 (станд.) т; 27x6,3x2 м; 2 диз., 300 л.с., 8 уз. Эк. 26 чел. 2 х 1 — 37-мм/38, 60 мин.

"Laaland" и "Lougen": 257 (станд.) т; 34,2x6,6x2,2 м; 2 диз., 350 л.с., 1655 (11) миль, 11 уз. Эк. 32 чел. 2x1 — 20-мм, 18 мин.

"Lindormen": 600/645 т; 53,5x8,8x2,4 м; 2 ПМ, 2 ПК, 13,9 уз., 35 т нефти, 663 (13,9) миль. Эк. 66 чел. 2 х 1 — 75-мм, 3x1— 20-мм, 2 пул., 138 мин.

"Lessen": 640 (станд.) т; 48,6x8,5x3,1 м; 2 ПМ, 2(?)ПК, 900 л.с., 12,5 уз., 44 т угля. Эк. 62 чел. 2x1 — 75-мм/55, 2 пул., 175 мин.

 

В планах обороны страны постановке минных заграждений в прибрежных водах отводилась большая роль, однако накануне вторжения Германии в Данию флот последней имел в своем со­ставе всего четыре минных заградителя — "Lossen", "Henrik Gerner" (служил также плавбазой ПЛ) и два небольших однотип­ных "Kvintus" (б. "MinekranV") и "Sixtus" (б. "MinekranVI"). Еще один корабль — "Lindormen" — находился в постройке. После ок­купации страны германскими войсками датский флот, сохранив­ший номинальную независимость, заложил еще два небольших минных заградителя типа "Lougen", являвшихся по сути развити­ем минзагов типа "Minekran". Все перечисленные минные загра­дители представляли собой небольшие корабли и не предназна­чались для постановки наступательных минных полей.

Все минзаги затоплены экипажами 29.8.1943 в Холмене во из­бежание захвата немцами. Тем не менее, последние смогли под­нять затопленные корабли, и большую часть в 1943 — 1944 гг. ввели в состав Кригсмарине (кроме "Laaland" и "Lougen").

"Henrik Gerner" переименовали в "Prenzlau", "Lindormen" — в VS-1401 (впоследствии V-1601). В то же время "Lossen" сохранил свое старое имя. Под какими названиями числились у немцев "Kvintus" и "Sixtus", неизвестно.

 

Тральщики типа "Soloven" — 6 единиц

32.jpg

 

"Soloven" (M-1, ОС, н.д./3.12.1938/7.1939 — захвачен Германией в августе 1943),

"Sobjornen" (M-2, ОС, н.д./16.2.1938/9.1939 — затоп­лен 29.8.1943),

"Soulven" (M-3, ОС, н.д.Л 8.7.1939/6.1940 — затоплен 29.8.1943),

"Soridderen" (M-4, ОС, н.д./11.4.1942/7.1942 — захвачен Германией в августе 1943),

"Sohesten" (М-5, ОС, н.д./30.4.1942/ 9.1942 — захвачен Германией в августе 1943),

"Sohunden" (M-6, ОС, н.д./15.5.1942/11.1942 — затоплен 29.8.1943)

 

270/304 т; 53,5x6,4x2 м; 1 ТЗА, 1 ПК, 2200 л.с., 19,5 уз., 30 т нефти, 510 (19,5) миль. Эк. 48 чел. 1 — 2x1 — 75-мм/55, 2x1 — 20-мм, 4 пул., 30 мин., 2 БМ.

 

Первые современные тральщики датского флота специализи­рованной постройки. Могли также выступать в роли минных за­градителей.

"Sobjornen", "Soulven" и "Sohunden" затоплены в Хольмене 29.8.1943. Подняты немцами, но в строй Кригсмарине вошел толь­ко "Sohunden" под названием МА-6 (позднее Vs-1204 и Vs-66). В мае 1945 г. возвращен Дании.

"Sohesten", "Soloven", "Soridderen" захвачены немцами 29.8.1943 и под названиями МА-5 (позднее Vs-1203 и Vs-65), MA-1 и МА-4 (позднее Vs-1202 и Vs-64), соответственно, вошли в строй Кригс­марине. В мае 1945 г. возвращены Дании.

 

Тральщики типа MS — 10 единиц

 

MS-1 — MS-10. Спущены на воду в апреле — августе и вошли в строй в июле — ноябре 1941 г.

74 (станд.) т; 24,4x4,6x1,5 м; 1 диз., 250 л.с., 11 уз. Эк. 11 чел. 1x1 — 20-мм.

 

MS-4 затоплен экипажем в Хольмене 29.8.1943. MS-1, MS-7 и MS-9 29.8.1943 интернированы в Швеции. MS-2, MS-3, MS-5, MS-6, MS-8 и MS-10 захвачены немцами 29.8.1943, в мае 1945 г. возвращены Дании.