Швеция

 

Основной задачей ВМС Швеции, как и ее ближайших скан­динавских соседей, считалась оборона побережья. Поэтому в их составе преобладали суда небольшого водоизмещения — миноносцы, канонерские лодки, позже — подводные лодки. Крупных боевых кораблей для действий на океанских комму­никациях у скандинавских стран не было.

В 1811 — 1905 годах существовала так называемая «личная уния» Швеции и Норвегии; формально оба королевства счита­лись единым государством. Парламенты обеих стран коорди­нировали свои кораблестроительные программы, однако Сток­гольм, претендовавший на роль лидера, выделял на флот зна­чительно больше средств, чем его союзник. К 1914 году Шве­ция располагала довольно многочисленным флотом, который, несмотря на отсутствие в своем составе модных в то время дредноутов, был способен успешно обеспечивать охрану бал­тийского побережья. Примечательно, что почти все шведские корабли строились на отечественных верфях: в 1900— 1918 годах за рубежом были куплены лишь два малых эсминца, один миноносец и одна подводная лодка.

Во время Первой мировой войны Швеция сохраняла нейтра­литет. Единственной боевой операцией ее флота в этот пери­од была высадка десанта в феврале 1918 года на принадле­жавшие России Аландские острова и последовавшая затем эвакуация с них части шведского населения. В данной опера­ции участвовали броненосцы «Сверье», «Оскар II», «Тор» и минный заградитель «Свенскзунд».

 

Броненосцы береговой обороны типа «Сверье» — 3 ед.

01.jpg

 

«Сверье» (Sverige)                                                   Гет 12.1912/3.5.1915/10.5.1917 - искл. 1953

«Дроттнинг Виктория» (Drottning Victoria)           Гет 1915/15.9.1917/1921 - искл. 1957

«Густав (GustafV)                                              Кок 1915/31.1.1918/1.1922-искл. 1957

6852/7516 т, 120x18,6x6,5 м. ПТ-2, 12 ПК, 25 400 л.с.=22,5 уз., 340/776 туг.+100 т нефти. Броня: пояс 200 — 60 мм, башни 200 — 100 мм, рубка 175 мм, па­луба 40 -30 мм. Эк. 427 чел. 4 - 283 мм/45, 8 -152 мм/50, 6 — 75 мм/50, 2 — 57 мм, 2 пул., 2 ТА 533 мм.

Необычные боевые корабли, последние в мире клас­сические броненосцы береговой обороны. В отличие от всех своих предшественников были оснащены паровы­ми турбинами и имели высокую скорость хода. Значи­тельная часть средств на их постройку была собрана на­селением Швеции по подписке. До окончания Первой мировой войны вошел в строй только головной «Сверье»; остальные два корабля отличались несколько большими размерениями (длина 121,6 м, нормальное водоизмеще­ние 7125 т) и меньшей мощностью машин (24 000 л.с.). Все три броненосца неоднократно модернизировались и находились в боевом строю до 1950-х годов; последним был сдан на слом в 1970 году «Густав V».

 

Броненосец береговой обороны «Оскар II» — 1 ед.

02.jpg

 

«Оскар II» (Oscar II)        Линд 10.1903/6.6.1905/4.1907- искл. 1950

4273/4584 т, 95,6x15,4x5,5 м. ПМ - 2, 10 ПК, 9400 л.с.=18 уз., 350/500 т уг. Броня: пояс 150 — 100 мм, башни 190 — 130 мм, рубка 157 мм, палуба 50 — 37 мм. Эк. 331 чел. 2 — 210 мм/44, 8 — 152 мм/50, 10 — 57 мм, 3 —37 мм, 2 ТА 450 мм.

Единственный в мире трехтрубный броненосец бе­реговой обороны. Вся артиллерия ГК и СК размеща­лась в башнях. В 1910— 1911 годах фок-мачта замене­на на треногую; установлен марс с дальномером; в 1916 году две 57-мм пушки переделаны в зенитные. В феврале 1950 года переоборудован в несамоходное учеб­ное судно и сдан на слом только в 1974 году.

 

Броненосцы береговой обороны типа «Эран» — 4 ед.

03.jpg

 

«Эран» (Aran)                               Линд 1899/14.8.1901/7.9.1902 - искл. 1947

«Ваза» (Wasa)                               Берг 1899/29.5.1901/6.12.1902- искл. 1940

«Тапперхетен» (Tapperheten)       Кок 1899/7.11.1901/1903- искл. 1947

«Манлигетен» (Manligheten)        Кок 12.1901/1.12.1903/3.12.1904-искл. 1950

3650/3735 т, 89,7x15,02x5,3 м. ПМ - 2, 8 ПК, 5500 л,с.=16,5 уз., 370 т уг. Броня: пояс до 175 мм, башни 190—125 мм, барбеты 100 мм. Эк. 285 чел. 2-210 мм/ 44, 6 - 152 мм/44, 10 - 57 мм, 2 - 37 мм, 2 ТА 450 мм.

Броненосцы типа «Эран» конструктивно повторяли «Дрис­тигетен» и отличались лишь размещением 152-мм орудий (в башнях вместо каземата). После Первой мировой войны неоднократно модернизировались, дожили до 1950-х годов и даже после исключения из состава флота долго служили в качестве вспомогательных судов и блокшивов. Корпус «Эрана» затонул 1.11.1968 во время его буксировки на слом.

 

Броненосец береговой обороны «Дристигетен» — 1 ед.

04.jpg

 

«Дристигетен» (Dristigheten)          Линд 10.1898/28.4.1900/1901 - искл. 1947

3270/3600 т, 89x14.77x5,2 м. ПМ - 2, 8 ПК, 5400 л.с. = 16,5 уз., 310 т уг. Броня: пояс 200— 140 мм, башни и барбеты 200- 150 мм, каземат 100 мм, палуба 49 мм. Эк. 275 чел. 2- 210 мм/44, 6- 152 мм/44, 10-57 мм, 2-37 мм, 2 ТА 450 мм.

Первый шведский броненосец с 210-мм орудиями ГК фир­мы «Бофорс». В 1911 году оснащен треногой фок-мачтой, на которой был установлен дальномер с базой 2 м. В годы Пер­вой мировой войны два 57-мм орудия переделаны в зенит­ные. В 1927— 1928 годах броненосец перестроен в гидро­авиатранспорт. В 1947 году списан и превращен в плавучую мишень, в 1961 году сдан на слом.

 

Броненосцы береговой обороны типа «Оден» — 3 ед.

05.jpg

 

«Оден» (Oden)         Берг 1894/9.3.1896/8.6.1897-искл. 1937

«Тор» (Thor)          Берг 1896/7.3.1898/29.6.1899- искл. 1937

«Ньорд» (Niord)        Линд 1896/31.3.1898/23.2.1899-искл. 1922

3445/3715 т, 86,3x14,77x5 м. ПМ - 2, 6 ПК, 5330 л.с.=16,5 уз., 300 т уг. Броня: пояс до 243 мм, башни 247 — 200 мм, рубка 247 мм, палуба 49 мм. Эк. 262 чел. 2 — 254 мм/42, 6—120 мм/ 45, 8 — 57 мм, 2 — 57 мм зен.

Приведены характеристики головного корабля; «Тор» и «Ньорд» немного отличались величиной водоизмещения (3328/ 3720 т) и типом брони (гарвеевская вместо стальной фирмы «Крезо»). В 1914 — 1917 годах все три броненосца капитально переоборудованы (до этого были двухмачтовыми и двухтруб­ными); с них сняли торпедные аппараты, заменили котлы. После исключения из состава флота служили в качестве блокшивов, а «Ньорд» — кораблем-целью, позже — плавучей зенитной ба­тареей. Все сданы на слом в 1942 — 1945 годах.

 

Броненосцы береговой обороны типа «Свеа» — 3 ед.

06.jpg

 

«Свеа» (Svea)         Линд 3.1884/12.12.1885/20.9.1886 - искл. 1940

«Гёта» (Gota)          Линд 1888/16.9.1889/1891 - искл. 1923

«Туле» (Thul e)        Берг 1891/4.3.1893/1.12.1893-искл. 1923

3300 т полн., 75,7x14,84x5,1 м. ПМ - 2, 6 ПК, 3100 л.с.=15,9 уз., 230/260 т уг. Броня: пояс 297— 147 мм, башня ГК 190 — 140 мм, башни СК 115 мм, палуба 49 мм. Эк. 232 чел. 1-210 мм/44, 7-152 мм/44, 11-57 мм.

Первоначально несли 2 254-мм орудия в носовой башне и 4 152-мм в казематах; водоизмещение головного корабля составляло 2931/3273 т. В 1901 — 1904 годах капитально пе­рестроены и перевооружены: вся артиллерия ГК и СК уста­новлена в одноорудийных башнях. В 1915 году «Свеа» пре­вращена в плавбазу, затем служила штабным кораблем и сда­на на слом только в 1944 году. «Гёта» и «Туле» официально числились броненосцами 1-го класса до 1923 года, после чего долго служили в качестве вспомогательных судов.

 

Броненосный крейсер «Фульгия» — 1 ед.

07.jpg

 

«Фульгия» (Fylgia)Bepr 10.1903/21.12.1905/21.6.1907- искл. 1953

4310/4734Т, 115,1x14,78x6,3 м. ПМ - 2, 12ПК, 12 000 л.с.=21,5 уз., 850 т уг. Броня: пояс 100 мм, башни 125 — 50 мм, рубка 100 мм, палуба 50 мм. Эк. 320 чел. 8-152 мм/50, 14 — 57 мм, 2 ТА 450 мм.

Наименьший из когда-либо построенных в мире броненосных крейсеров. Отличался необычным для своего времени размещением артиллерии в четырех двухорудийных башнях. В целом это был хорошо сбалансированный и, несомненно, удачный корабль; на испытаниях он развил скорость 22,7 узла. В 1940 — 1941 годах «фульгию» кардинально модер­низировали; на слом ее сдали только в 1957 году.

 

Эсминцы типа «Врангель» — 2 ед.

08.jpg

 

«Врангель» (25.9.1917), «Вахтмейстер» (19.12.1917)

415/498 т, 72x6,9x2,8 м. ПТ - 2, 4 ПК, 13 000 л.с.=34 уз., 105 т уг. Эк. 81 чел. 4-75 мм/53, 2 пул., 4 ТА 450 мм.

Построены на заводе «Линдхольмен» в Гётеборге; заложены в 1916-м и вступили в строй в 1918 году. Планировалось иметь 4 таких корабля, но от заказа второй пары отказались по финансовым соображениям. Исключены из состава флота в 1947 году.

 

Эсминцы типа «Вале» — 6 ед.

09.jpg

 

«Вале» (21.9.1907), «Рагнар» (30.5.1908), «Сигурд» (19.9.1908), «Видар» (9.6.1909), «Хугин» (10.12.1910), «Мунин» (5.12.1911).

430/460 т, 66,1x6,3x2,8 м. ПМ - 2, 4 ПК, 7800 л.с.=30 уз. Эк. 54 - 63 чел. 4-75 мм/50, 2 пул., 4 ТА 450 мм.

Строились в Швеции разными фирмами по чертежам ан­глийского эсминца «Магне». Головной «Вале» отличался со­ставом артиллерийского вооружения (2 — 75 мм/53 и 4 — 57 мм/55). «Хугин» и «Мунин» оснащались паровыми турбинами, они имели ширину 6,5 м и нормальное водоизмещение 446 т. На испытаниях «Мунин» развил скорость 33,16 узла при 10 330 л.с. Первоначально на всех были установлены однотрубные торпедные аппараты, но в 1916 году их заменили на двухтруб­ные. Исключены из списков флота в 1940-х годах.

 

Эсминец «Магне» — 1 ед.

10.jpg

 

423/460 т, 65,8x6,3x2,5 м. ПМ - 2, 4 ПК, 7200 л.с.=30 уз., 80 т уг. Эк. 67 чел. 6 — 57 мм, 2 ТА 450 мм.

Построен в Англии фирмой «Торникрофт» в 1904—1905 годах. Проект разработан на основе японского эсминца «Си-ракумо». Хорошо зарекомендовал себя в походах по Балтий­скому морю и был выбран в качестве прототипа для серии эс­минцев типа «Вале». Сдан на слом в 1944 году.

 

Эсминец «Моде» — 1 ед.

11.jpg

 

410/453 т, 67,1x6,2x2,67 м. ПМ - 2, 4 ПК, 6000 л.с.=30 уз., 86 т уг. Эк. 62 чел. 6 — 57 мм, 2 ТА 450 мм.

Строился в Англии фирмой «Ярроу» в 1901 — 1902 годах. Проект разработан на основе построенного для Японии эсминца «Иказучи». В ходе испытаний на Балтике показал худшую мо­реходность, чем «торникрофтовский» «Магне». В 1928 году исключен из боевого состава, переоборудован в плавучую мишень и в 1936 году потоплен на учениях.

 

Миноносцы типа «Плейяд» — 17 ед.

12.jpg

 

«Плейяд», «Кастор», «Поллукс», «Астреа», «Спика», «Ирис», «Тетис», «Вега», «Веста», «Альтаир», «Арго», «Антарес», «Арктурус», «Персеус», «Поларис», «Регулус», «Ригель».

97/106 т, 40,2x4,4x2,6 м. ПМ - 1, 2 ПК, 2000 л.с.=26 уз., 17 т уг. Эк. 25 чел. 2-37 мм, 2 ТА 450 мм.

Головной «Плейяд» построен в 1905 году во Франции фир­мой «Норман», остальные строились в Швеции разными фир­мами в 1905— 1910 годах. В 1920-е годы переклассифициро­ваны в патрульные суда, «Плейяд» списан в 1930 году, осталь­ные — в 1940-е годы.

 

Миноносцы типа «Комет» — 12 ед.

13.jpg

 

«Комет», «Бликст», «Метеор», «Стьерна», «Оркан», «Бриз», «Винд», «Вирго», «Мира», «Орион», «Сириус», «Капелла».

92/120 т, 39,8x4,8x2,5 м. ПМ - 1, 2 ПК, 1300 л.с.=23 уз., 17 т уг. Эк. 18 чел. 2 — 47 мм, 2 ТА 380 мм.

Головной «Комет» построен в Германии фирмой «Шихау» в 1896 году, остальные строились в Швеции разными фирмами в 1897 — 1904 годах. С 1921 года — патрульные суда. «Комет» списан в 1925 году, остальные — в 1937 — 1947 годах.

 

Миноносцы типа «Гундул» — 2 ед.

14.jpg

 

№9, №11.

69/86 т, 38,7x4,25x2,1 м. ПМ 1, 1 ПК, 850 л.с. = 19,5 уз. Эк. 18 чел. 2 — 25 мм, 2 ТА 380 мм.

Бывшие «Гундул» и «Гудур». Построены на верфи в Карл-скроне в 1894 году. В 1918 году переклассифицированы в патрульные суда №21 и №22. Списаны в 1926 году.

 

Подводные лодки типа «Хайен» — 3 ед.

15.jpg

 

«Хайен», «Сэлен», «Вальроссен».

422/600 т, 54x5,2x3,5 м. Диз - 2, 2 ЭД, 2000/700 л.с.=15,5/9 уз. Эк. 30 чел. 1 - 75 мм, 4 ТА 450 мм.

Построены на верфи «Кокумс» в Мальме, спущены на воду в 1917— 1918 годах. Проект разработан на базе чертежей, предоставленных немецкой фирмой «Везер». Служили до 1942-1943 годов.

 

Подводные лодки типа «Абборен» — 2 ед.

 

«Абборен», «Браксен».

174/310 т, 31x3,6x3,1 м. Диз-2, 2 ЭД, 920/280 л.с.=9,5/7,4 уз. Эк. 14 чел. 2 ТА 450 мм.

Строились на верфи в Карлскроне, обе спущены на воду в мае 1916года. Представляют собой увеличенный вариант лодки типа «Лаксен» с двумя носовыми ТА вместо одного. Списаны в 1937 году.

 

Подводные лодки типа «Лаксен» — 2 ед.

 

«Лаксен», «Гэддан».

140/170 т, 26,7x3,6x3 м. Диз - 2, 2 ЭД, 700/200 л.с.=8,8/6,6 уз. Эк. 10 чел. 1 ТА 450 мм.

Построены на верфи в Карлскроне в 1914—1915 годах. Усовершенствованный вариант лодки №2 завода «Мотала». Исключены из списков флота в 1931 — 1935 годах.

 

Подводная лодка «Дельфинен» — 1 ед.

16.jpg

 

260/370 т, 42,5x4,3x3 м. Диз - 2, 2 ЭД, 1000/300 л.с.=13,6/9,4 уз. Эк. 21 чел. 2 ТА 450 мм.

Однокорпусная лодка, построена на заводе «Бергзунд» в Стокгольме в 1914 году. Исключена из списков флота в 1930 году.

 

Подводные лодки типа «Свэрдфискен» — 2 ед.

 

«Свэрдфискен», «Тумларен».

252/370 т, 45,5x4,2x3 м. Диз - 2, 2 ЭД, 1000/300 л.с. = 14,2/8,5 уз. Эк. 21 чел. 1 - 37 мм, 2 ТА 450 мм.

Построены в 1914 году на заводе «Кокумс» в Мальме. Про­ект разработан на базе чертежей, полученных от итальянской фирмы «Фиат-Лауренти». Исключены из списков флота в 1936 году, сданы на слом в 1946-м.

 

Подводная лодка «Хвален» — 1 ед.

17.jpg

 

186/230 т, 42,4x4,3x2,7 м. Бенз - 1, 1 ЭД, 750/150 л.с.=14,8/ 6,3 уз. Эк. 17 чел. 2 ТА 450 мм.

Заказана в Италии в 1907 году, спущена на воду на верфи «Фиат-Сан-Джорджо» 16.2.1909. Получила широкую извест­ность благодаря тому, что самостоятельно, без сопровожде­ния перешла из Специи в Стокгольм. Списана в 1919 году.

 

Подводные лодки завода «Мотала» — 3 ед.

18.jpg

 

№2 — 4.

138/230 т, 26,8x3,6x3 м. Диз- 1, 1 ЭД, 420/200 л.с.=8,8/6,6 уз. Эк. 12 чел. 1 ТА 450 мм.

Построены в 1909 году на базе проекта субмарины «Хайен» (№1). Исключены из списков флота в 1929 — 1930 годах.

 

Подводная лодка №1 — 1 ед.

19.jpg

 

107/127 т, 21,6x3,6x3 м. Бенз- 1, 1 ЭД, 200/70 л.с.=9,5/7 уз. Эк. 11 чел. 1 ТА 450 мм.

Заказана в 1902 году, спущена на воду на госверфи в Сток­гольме 16.7.1904. Первоначально называлась «Хайен», но в 1909 году переименована в №1. В 1916 году реконструирована: удли­нена на 1,8 м, двигатель «Аванс» заменен на дизель мощностью в 135 л.с. Субмарина списана в 1922 году, но по сей день сохра­няется в качестве музейного экспоната в Карлскроне.

 

Минный заградитель «Клас Флеминг» — 1 ед.

20.jpg

 

1550/1800 т, 80,2x10,4x4,3 м. ПТ - 2, 8 ПК, 6500 л.с.=20 уз., 265 т уг. Броня: палуба 25 мм, рубка 75 мм. Эк. 160 чел. 4 — 120 мм/50, 4 пул, 100 мин.

Оригинальный корабль, официально числившийся крейсером-заградителем. Несмотря на небольшие размеры, обладал ярко выраженными крейсерскими чертами — броневой палубой, тур­бинной энергетической установкой и высокой скоростью хода. Заложен в 1911 году, спущен на воду 14.12.1912, вступил в строй в 1914 году. Основной недостаток проекта — чрезмерная тес­нота котельных отделений под броневой палубой, затрудня­вшая работу машинной команды. В 1939— 1940 годах «Клас Флеминг» кардинально перестроили: удлинили на 5 м, а паро­вые турбины Парсона заменили экспериментальными двигате­лями фирмы «Гетаверкен», по существу являвшимися первыми в мире газовыми турбинами. Сдан на слом в 1961 году.

 

Вспомогательные минные заградители — 5 ед.

 

Во время Первой мировой войны в качестве минных загра­дителей использовались старые канонерские лодки «Ядля» (1885г., 662т), «Скэггалд», «Рота» (1878г., по 540 т) и «Диза» (1877 г., 492 т), а также гидрографическое судно «Свенскзунд» (1891 г., 394 т). Все они имели скорость 12 — 13 узлов и были вооружены двумя-четырьмя 57-мм пушками.

 

Торпедные канонерские лодки типа «Орнен» — 5 ед.

21.jpg

 

«Орнен»,  «Клас Хорн»,  «Якоб  Багге»,  «Псиляндер», «Клас Уггла».

800 - 840 т, 67,7x8,2x3,1 м. ПМ - 2, 8 ПК, 4000 л.с.=19,5 уз. 105 туг. Эк. 113 чел. 2-120 мм/45, 4-57 мм, 1 ТА 380 мм.

Быстроходные канонерские лодки, вооруженные подводным носовым ТА. Строились разными фирмами в 1896— 1900 го­дах и внешне несколько отличались друг от друга. Имели не­которое подобие броневой защиты — карапасную палубу тол­щиной 12 — 19 мм. «Клас Уггла» 22.6.1917 сел на камни в Бот­ническом заливе и 30.8.1917 затонул. Остальные находились в боевом строю до 1922—1923 годов («Псиляндер» — даже до 1936 года), затем долго использовались в качестве учеб­ных и вспомогательных судов. Последним в 1951 году был сдан на слом «Якоб Багге».

 

Мониторы —10 ед.

 

Из 12 мониторов, построенных в 1865 — 1875 годах, 10 до­жили до Первой мировой войны. «Джон Эриксон», «Тордон» и «Тирфинг» (1865—1866 гг., 1500 т) после реконструкции и перевооружения в 1902 — 1905 годах несли следующую артил­лерию: 2 — 152 мм и 2 — 57 мм («Эриксон»); 2 — 120 мм и 8 — 47 мм («Тордон»); 2 — 120 мм и 8 — 57 мм («Тирфинг»). «Гер-да», «Хильдур», «Ульф», «Бьёрн», «Берсерк», «Сольве» и «Фоль-ке» (1871 — 1875 гг., 450 т) были перестроены в 1896- 1910 годах и вооружены одной 120-мм и двумя-тремя мелкими пуш­ками. Все мониторы исключены из списков флота в 1919 — 1922 годах.

 

Патрульные суда и малые миноносцы — 28 ед.

 

В 1915 году часть миноносцев была переоборудована в пат­рульные суда (vedettbat): с них сняли ТА, а названия замени­ли на номера. Суда №6 — 14 и №23 — 26 — бывшие минонос­цы 2-го класса (1882 - 1903 гг., 38 - 57 т, 16- 20 уз.); №15 — 18 — старые миноносцы 1-го класса типа «Хугин» и «Мунин» (1884-1887 гг., 64 — 66 т, 18 уз.). В 1917 году к патрульным судам причислили бывший прожекторный катер №3 (1914 г., 67 т, бенз. 100 л.с.=10 уз.); его вооружили одной 57-мм пуш­кой и переименовали в №19. Он дожил до наших дней в ка­честве пассажирского судна «Арамис». Остальные патруль­ные суда списали в 1919—1929 годах.

Фактически патрульными судами являлись и 10 минонос­цев 2-го класса №5- 12, 14 и 15 (1904- 1908 гг., 60т, 20 уз., 2 — 37 мм, 2 ТА 450 мм). Они служили до 1944 — 1955 гг.

 

Тральщики типа «Сокарен» — 3 ед.

 

«Сокарен», «Свепарен», «Спрэнгарен».

227/266 т, 27,8x6,8x3 м. ПМ - 1, 1 ПК, 465 л.с.=10 уз. Эк. 17 чел. 1 — 57 мм зен.

Построены в 1917 — 1918 годах. Использовались в качестве тральщиков, тендеров и буксиров. В составе ВМС числились до 1953 — 1964 годов, после чего проданы частным фирмам.