Боевая служба и судьба кораблей

 

Наименование корабля

Капитальные ремонты

Консервация

Исключен из состава ВМФ

Расформирован

Продан на слом

«Свердлов»

24.12.1960-14.7.1961 (1)

12.02.1966-29.04.1966 (1)

7.02.1977-14.02.1978

04.1966-11.02.1972 14.02.1978-05.1989 (2)

30.05.1989

31.10.1989

1990 г. в Индию

«Дзержинский»

15.10.1957-24.12.1958 мод. (3)

19.02.1980-10.1988

12.10.1988

9.02.1988

 

«Орджоникидзе»

-

-

24.01.1963

29.01.1963

Передан Индонезии

«Жданов»

1971 г. мод. (3)

7.02.1977-3.08.1977 (3)

12.09.1986-13.06.1988 (3)

27.03.1960-21.12.1965 (4)

06.1988-19.04.1990 (5)

19.04.1990

1 1.02.1991

02.1992   в Индию

«Александр Невский»

-

25.12.1964-15.12.1970 (6)

30.05.1989

31.12.1989

 

«Адмирал Нахимов»

1955 г. мод.

 

28.07.1960

 

1961-1962 (7)

«Адмирал Ушаков»

27.06-16.12.1971 мод. (3)

18.02.1964-15.02.1971 28.02.1983-9.1987 (5)

16.09.1987

 

1992   в Индию

«Адмирал Лазарев»

18.09.1980-3.02.1986 (8)

26.03.1963-18.03.1972 (9)

12.10.1986

11.02.1988

1991 в Индию

«Александр Суворов»

1983-1985 мод.

1.12.1986-12.1989

15.12.1989

19.04.1990

11.1991 в Индию

«Адмирал Сенявин»

21.12.1966-31.05.1972 мод.(8)

10.03-30.12.1977 мод.

05.1960-02.1961 (10)

30.05.1989

15.12.1989

1992 в Индию

«Молотовск»

16.11.1968-25.12.1969 мод.(1)

27.03.1961-29.04.1966 (1)

16.09.1987

11.02.1988

1988-1990 (11)

«Михаил Кутузов»

1.12.1986-1989 мод.(3)

с 1989 (5)

-

«Дмитрий Пожарский»

25.04.1969-23.10.1970 (8)

1.02.1980-1.01.1985 (8)

30.01.1979-1980 (12)

5.03.1987

16.09.1987

1990 в Индию

«Мурманск»

28.01.1972-30.11.1973 (3)

1.12.1989-07.1992 (6)

3.07.1992

31.12.1992

1994 в Индию

(1) В Ленинграде       

(2) В Лиепае       

(3) На "Севморзаводе" в Севастополе       

(4) В Кронштадте

(5) В Севастополе   

(6) В Кольском заливе под Мурманском    

(7) Разобран на базе "Главвторчермета" в Севастополе

(8) На "Дальзаводе" во Владивостоке      

(9) В Советской Гавани     

(10) В заливе Новик     

(11) Разобран на базе "Главвторчермета" в Ленинграде      

(12) Во Владивостоке

 

«СВЕРДЛОВ». 11 - 18.06.1953 г. «Свер­длов» принял участие в международном военно-морском параде на Спитхэдском рейде Портсмута по случаю коронации ко­ролевы Великобритании Елизаветы II, где его экипаж продемонстрировал отличную морскую выучку. Все члены экипажа были награждены специальным памятным зна­ком, на котором был изображен силуэт крейсера «Свердлов». 12— 17.10.1955г.— повторный визит в Портсмут. 20 - 25.07.1956 г. нанес визит в Рот­тердам (Голландия), а после расконсер­вации 5 — 9.10.1973 г. — в Гдыню (Поль­ша). 17 — 22.04.1974 г. отряд советских кораблей (крейсер «Свердлов», эсминец «Находчивый» и подводная лодка) под командованием контр-адмирала В.И. Акимова нанесли официальный дружес­твенный визит в Алжир. 21 — 26.06.1974 г. нанес визит в Шербур (Франция); 27.06-1.07.1975 г. - в Гдыню; 5-9.10.1976 г. - в Росток (ГДР) и 21 -26.06.1976 г. - в Бордо (Франция). Всего за время службы «Свердлов» прошел 206 570 миль за 13 140 ходовых часов.

 

«ДЗЕРЖИНСКИЙ». В 1957 - 1958 гг. модер­низирован по проекту 70Э и 3.08.1961 г. пе­реклассифицирован в учебный легкий крейсер. 20-26.08.1964 г. «Дзержинский» и ЭМ «Пламенный» под командованием начальника штаба флота вице-адмирала Г.К. Черновая нанесли визит в Констан­цу (Румыния). Крейсер выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооружен­ным силам Египта 5 — 30.06.1967 г., на­ходясь в зоне военных действий. 10 — 14.07.1967 г. нанес визит в Порт-Саид (Египет); 9-12.08.1969 г. - в Варну (Болгария); 26 - 30.04.1971 - в Гавр (Франция). 14— 18.12.1971 г. отряд со­ветских кораблей (КР «Дзержинский», два эсминца и одна подводная лодка) под руководством контр-адмирала М.Г.Проскунова нанес визит в Латакию (Сирия). 5-24.10.1973 г. КР находился в зоне военных действий, выполнял боевую за­дачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта. 30.06 — 4.07.1977 г. - ви­зит в Тунис; 20- 25.10.1978 г. - в Пи-рей (Греция) и 16-20.11.1978 г. - в Стамбул (Турция).

 

«ОРДЖОНИКИДЗЕ». 10-14.07.1954 г. нанес визит в Хельсинки (Финляндия). 18 — 27.04.1956 г. отряд советских кораблей (КР «Орджоникидзе»,. ЭМ «Смотрящий» и «Совершенный») под флагом контр-адмирала В.Ф.Котова до­ставил в Портсмут (Великобритания) со­ветскую правительственную делегацию. Любопытно, что адмиральский салон за­нял Н.С.Хрущев, а Н.А.Булганин — коман­дирский. 20 апреля советская делегация побывала на обеде в Королевском мор­ском колледже в Гринвиче. Во время стоянки матросы заметили подводного диверсанта у борта крейсе­ра — он показался на миг и вновь исчез. Через некоторое время на месте стоян­ки «Орджоникидзе» всплыл труп боево­го пловца в черном гидрокостюме. Ан­глийские газеты утверждали, что труп был без головы, которая так и не была найдена. Пловцом оказался капитан 3 ранга Лионел Крэбб. Лейтенант Крэбб еще в 1941 году вошел в группу англий­ских боевых пловцов, базировавшихся на Гибралтаре. Английские газеты писали, что свои «исследования» он начал еще во время первого визита в Великобри­танию крейсера «Свердлов». Тогда все закончилось благополучно. Затем ан­глийская разведка начала охоту за «Ор­джоникидзе». В 1955 году в Балтийском море бесследно исчезла принадлежавшая спецслужбам Великобритании сверхма­лая подводная лодка, пытавшаяся проник­нуть к месту базирования крейсера. 1 — 8.08.1956 г. «Орджоникидзе» на­нес визит в Копенгаген (Дания); 7 — 11.08.1958 г. - в Хельсинки. С 14.02.1961 г. входил в состав ЧФ. 5.04.1962 г. убыл из Севастополя для передачи ВМС Индонезии и 5.08.1962 г. прибыл в Сурабайю. Впоследствии под названием «Irian» входил в состав ВМС Индонезии. После переворота, устроенно­го генералом Сухарто, крейсер был обра­щен в тюрьму для коммунистов. В 1972 году «Irian» разоружен и продан на слом.

 

«ЖДАНОВ». С 24.12.1955 г. входил в сос­тав БФ, с 31.02.1970 г. — в состав ЧФ. 12—18.09.1957 г. отряд советских кораблей (КР «Жданов» и ЭМ «Свобод­ный») во главе с вице-адмиралом В.Ф.Котовым нанес визит в Сплит (Югос­лавия), а с 21.09 по 1.10.1957 г. - в Латакию (Сирия). Это был первый визит советских кораблей, в Сирийскую Араб­скую Республику. В 1971 г. модернизирован по проек­ту 68У-1 и 27.12.1971 г. переклассифи­цирован в КРУ. 12— 17.05.1975г. нанес визит в Сплит. 3 — 7.07.1975 г. — ответный визит советс­ких кораблей (КР «Жданов» и ЭМ «Крас­ный Крым») под командованием контр­-адмирала В.И. Акимова в Тулон (Франция). 11 — 17.09.1976г. - визите Мессину (Ита­лия). 10 — 14.10.1983 г. нанес визит в Пирей (Греция), 10- 14.04.1984 г. — в Три­поли (Ливия). В 1984 г. на борту КР «Жданов» сни­мался фильм «Чичерин». 1.03.1989 г. «Жданов» приказом глав­кома переименован в КРУ-101. Команда «Жданова» обратилась к командованию с просьбой переименовать корабль в «Ад­мирал Истомин». Однако в связи с пред­стоявшим выводом корабля из состава ВМФ просьба не была удовлетворена.

 

«АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ». В феврале 1962 г. вошел в состав вновь сформированной 6-й (ракетной) дивизии. В 1967 г. проводил буксировку ава­рийного крейсера «Адмирал Головко», в ходе которой корпус «Александра Не­вского» дал трещины, а также сгорела турбина. Крейсер отправлен в ремонт. 15.12.1970 г. вновь введен в строй. В феврале 1972 г. «Александр Нев­ский» вышел на помощь аварийной под­водной лодке К-19 с подменным экипа­жем. В Гренландском море корпус крей­сера не выдержал ударов волн и дал тре­щину, угрожавшую разломом корабля. С большим трудом удалось откачать воду. Тем не менее крейсер выпол­нил поставленную задачу.

 

«АДМИРАЛ НАХИМОВ». 31.05-4.06.1954 г. отряд кораблей ЧФ (КР «Адмирал Нахимов» и два эс­кадренных миноносца)  под коман­дованием адмирала С.Г. Горшко­ва нанес визит в Дуррес (Албания). Это был первый послевоенный по­ход советских кораблей в страны Средиземноморья. С 1955 года использовался в опытовых целях для испытаний противокорабельных ракет. 28.07.1960 г. разоружен, исклю­чен из состава ВМФ и передан в ОФИ для демонтажа и реализации. В июне 1961 г. «Нахимов», бу­дучи плавучей мишенью, был от­буксирован из Севастопольской бухты на 45 — 50 миль в сторону Одессы и поставлен на якорь. С дистанции 72 км ракетный корабль «Прозорливый» выпустил по «На­химову» ракету КСШ, в инертном снаряжении. Ракета попала в среднюю часть крейсера в надводную часть борта и проделала отверстие в виде вось­мерки площадью около 15 м2. Боевая часть ракеты пробила крейсер насквозь и сделала круглое отверстие площадью около 8 м2 в противоположном борту ко­рабля. Нижний край отверстия оказался на 40 см ниже ватерлинии. Двигатель ракеты взорвался в корпусе крейсера, в результате чего на корабле возник по­жар. В борьбу за спасение крейсера включилось много кораблей. Пожар был потушен лишь через 12 часов.

 

«АДМИРАЛ УШАКОВ». 16-21.04.1954 г. нанес визит в Стокгольм (Швеция). С 24.12.1955 г. входил в состав БФ. 3.11.1956 г. перечислен в состав СФ. В феврале 1962 г. вошел в состав вновь сформированной 6-й (ракетной) дивизии, 5.10.1963 г. - в состав ЧФ. В 1971 г. модернизирован по проек­ту 68А. 6— 12.03.1973 г. отряд советских ко­раблей (КР «Адмирал Ушаков», ЭМ «Смет­ливый» и подводная лодка) во главе с ад­миралом В.С.Сысоевым нанес визит в Латакию (Сирия). 10- 15.10.1973 г. «Ад­мирал Ушаков» вошел в состав сил высад­ки десанта. Десант предполагалось выса­дить в Порт-Саиде, организовать оборону с суши и не допустить захвата города из­раильскими войсками. Предполагалось держать оборону Порт-Саида до прибы­тия воздушно-десантной дивизии из СССР. Командование силами высадки воз­ложили на командира 30-й дивизии, а ко­мандный пункт развернули на крейсере «Адмирал Ушаков». Приказ об отмене опе­рации поступил лишь при входе эскадры в Порт-Саид. 15—19.10.1973 г. отряд (КР «Адмирал Ушаков» и эсминец) под ру­ководством контр-адмирала Л.Я.Васюка нанес визит в Таранто, а 19 — 22.10.1973г. — в Мессину (Италия). 7.10.1981 г. — визит в Варну (Болгария).

 

«АДМИРАЛ ЛАЗАРЕВ». С 24.12.1955 г. находился в составе БФ, 27.02.1956 г. - СФ, а с 22.10.1956 г. - в составе ТОФ после перехода летом — осенью 1956 года по Севморпути из Североморска на Дальний Восток.

 

«АЛЕКСАНДР СУВОРОВ». 12 - 17.10.1955г. нанес визит в Портсмут (Великобрита­ния). С 24.12.1955 г. входил в состав БФ. 27.02.1956 г. перечислен в состав СФ. После перехода вместе с «Адмиралом Лазаревым» летом — осенью 1956 г. по Севморпути из Североморска на Даль­ний Восток 22.10.1956 г. вошел в состав ТОФ. 26 — 31.05.1981 г. нанес визит в Аден (Южный Йемен). Всего за 30 лет службы пройдено 180 тыс. миль, 1100 членов экипажа награж­дены орденами и медалями. В 1983— 1985 гг. крейсер проходил модернизацию. В кормовой части пред­полагалось срезать надстройки для ус­тановки ЗУР.

 

«АДМИРАЛ СЕНЯВИН». Перешел по Севморпути на ТОФ, прибыл 14.09.1955 г. 17 — 21.11.1959 г. нанес визит вмес­те с эскадренными миноносцами «Вы­держанный» и «Возбужденный» в Сурабайю (Индонезия) под флагом команду­ющего ТОФ адмирала В.А. Фокина. В мае 1960 г. направлен на консер­вацию в залив Новик в состав 82-й БРК. В феврале 1961 года расконсервирован. В 1966 — 1972 гг. прошел модернизацию по проекту 68У-2, 24.07.1972 г. переве­ден в подкласс кораблей управления, включен в состав 10-й ОПЭСК. 14—19 января 1973 года нанес ви­зит в Бомбей (Индия), 15 — 20 марта 1973 г. — в Могадишо (Сомали), 20 — 24 декабря 1973 г. - в Порт-Луи (Маврикий). В 1977 г. корабль проходил ремонт и модерниза­цию, в том числе установку комплексов «Кристалл» и «Карат-М». 5—10 ноября 1979 г. нанес визит в Хайфон (Вьетнам).

 

«МОЛОТОВСК». 3 - 7.08.1956 г. нанес ви­зит в Осло (Норвегия); 8- 12.08.1956г. -в Гетеборг (Швеция). 3.08.1957 г. переименован в «Ок­тябрьскую революцию». 30.08 — 3.09.1958 г. нанес визит в Осло; 8 - 12.09.1958 г. - в Гетеборг. В 1968 — 1969 гг. модернизирован по проекту 68А. 8 - 13.05.1970 г. нанес визит в Шербур (Франция). 17-23.07.1970 г. нахо­дился в зоне военных действий, где вы­полнял боевую задачу по оказанию по­мощи вооруженным силам Сирии, а 17.05 - 25.06 и 5 - 9.07.1971 г. - воору­женным силам Египта. 17 — 22.08.1971 г. нанес визит в Копенгаген (Дания). 8 — 12.09.1972 г. находился в зоне боевых действий и выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта, а 25.09-1.10.1972 г. - воору­женным силам Сирии. 20 — 24.07.1978 г. нанес визит в Гдыню (Польша); 8 — 10.10.1978 г. и 4-9.10.1979 г. - в Ро­сток (ГДР); 27- 30.06.1980 г. - в Гдыню и 9— 14.08.1982 г. - в Росток.

 

«МИХАИЛ КУТУЗОВ». 31.05- 10.06.1956г. отряд кораблей ЧФ (крейсер «Михаил Кутузов», эсминцы «Безукоризненный» и «Бессменный») во главе с адмира­лом В.А. Касатоновым нанес визит в Сплит (Югославия) и Дуррес (Алба­ния). 30.08-3.09.1957 г. - визит в Дур­рес; 18 — 25.06.1964 г. в составе отряда («Михаил Кутузов», большой противоло­дочный корабль «Комсомолец Украины» и «Сообразительный») под руководством адмирала С.Е. Чурсина посетил Сплит и Дубровник. 2—13.08.1964 г. отряд ко­раблей (крейсер «Михаил Кутузов» и эс­минец «Напористый») под командовани­ем первого заместителя командующего флотом вице-адмирала В.Ф.Чалого хо­дил в Болгарию (в Варну). 30.08 — 3.09.1964 г. крейсер нанес визит в Сплит. В 1967 г. на борту крейсера «Михаил Кутузов» снимался фильм «Увольнение на берег» с участием молодого В.Высоцкого. 1.06 -31.06.1967г. и 1.08 -31.12.1968 г., находясь в зоне военных действий, вы­полнял боевую задачу по оказанию по­мощи вооруженным силам Египта, а 1.03 — 31.07.1970 г. — вооруженным си­лам Сирии. В 1986 — 1989 гг. модернизирован по проекту 68А, после чего выведен в ре­зерв, законсервирован и поставлен в Севастополе на отстой.

 

«ДМИТРИЙ ПОЖАРСКИЙ». 24.02.1955г. перечислен в состав СФ, а 7.09.1955 г., после перехода по Севморпути вместе с «Адмиралом Сенявиным» — в состав ТОФ. 21-26.06.1956 г. отряд советских кораблей (крейсер «Дмитрий Пожарс­кий», эсминцы «Вдумчивый» и «Вразуми­тельный») под флагом командующего флотом вице-адмирала В.А. Фокина на­нес визит в Шанхай (Китай). В соответствии с договором между правительствами Советского Союза и Индии в марте 1968 г. отряд кораблей ТОФ («Пожарский», «Гордый» и «Стере­гущий») посетил порты Индии Мадрас (28-31.03.1968 г.) и Бомбей (3-6.04.1968 г.). Этот поход был ответным на визит крейсера индийских ВМС «Майсор» в Одессу в 1964 г. Отряд должен был посетить также ряд других стран. Посещение портов Индии было лишь первым этапом похода. Второй этап длился более трех месяцев. «Пожарский» и ВПК «Стерегущий» посетили еще шесть стран в районе Индийского океана: 17 — 24.04.1968 г. - Могадишо (Сомали), 11-19.05.1968 г. - Умм-Каср (Ирак), 25.05 - 2.06.1968 г. - Карачи (Пакистан), 5 - 9.06.1968 г. - Бендер-Аббас(Иран), в июне 1968 г. — Аден (Южный Йемен); 6 -11.07.1968 г. - Коломбо (Шри Ланка). В феврале 1975 г. экипаж крейсера в течение двух недель оказывал помощь населению острова Маврикий, постра­давшему от циклона.

 

«МУРМАНСК». В феврале 1962 г. вошел в состав вновь сформированной 6-й (ра­кетной) дивизии. 17 — 21.10.1964г. нанес визит в Трон­хейм (Норвегия); 10-14.05.1978 г. - в Бордо (Франция). В апреле — мае 1970 г. в ходе учений «Океан» командующий СФ адмирал С.М.Лобов с крейсера «Мурманск» осу­ществлял управление силами ВМФ в Северной Атлантике. 1.11.1970г. -31.07.1971 г., находясь в зоне военных действий, выполнял бо­евую задачу по оказанию помощи воору­женным силам Египта. В 1988 — 1989 гг. начато переобору­дование крейсера в КРУ, затрачено 24 миллиона рублей, но 1.12.1989 г. он вы­веден из боевого состава сразу после ходовых испытаний. Продан на слом в Индию, но при буксировке выброшен на камни у берегов Норвегии.

 

 * * *

 

Крейсера проекта 68-бис стали по­следними чисто артиллерийскими кораб­лями нашего флота. Хотя ни в их конструк­ции, ни в вооружении не было ничего принципиально нового, тем не менее они оказались одними из лучших легких крей­серов мира. Крейсерам проекта 68-бис не пришлось сделать ни одного боевого выстрела, но они внесли достойный вклад в сдерживание потенциального агрессо­ра и обеспечение государственных инте­ресов СССР в различных районах Миро­вого океана. На этих крейсерах прошли хорошую школу тысячи моряков. Сейчас из всей серии остался лишь один «Миха­ил Кутузов». Он уже много лет состоит в 63-м БРЭМК (бригаде ремонтирующихся, экспортных и модернизируемых кораб­лей) и находится у причала Троицкой бух­ты в Севастополе. Экипаж его составляет 22 — 23 человека, живущих рядом на плавказарме «Иманта». Возвращение крейсера в боевой со­став при нынешнем финансировании флота маловероятно. Несколько раз под­нимался вопрос о превращении «Миха­ила Кутузова» в музей. Но и на это у фло­та денег нет. Сейчас уже мало кто оспаривает, что интересы любой великой державы на море должны обеспечивать крупные над­водные корабли — авианосцы и, возмож­но, крейсера. Более спорным выглядит вопрос об оснащении крейсеров артил­лерией крупного калибра (152 мм и выше). По мнению автора, неизбежно со­здание принципиально новых артсистем с активно-реактивными и управляемыми снарядами, которые рано или поздно поступят на вооружение флота.