Артиллерия главного калибра

В момент выработки технического задания но "Pelayo" военно-морские специалисты спорили по поводу того, какая установка лучше: двухорудийная или одноорудийная. Французская школа судостроения придерживалась второй точки зрения, справедливо отмечая, что хотя одноорудийная, безусловно, получается тяжелее и создает больше проблем при размещении на корабле, но зато в бою она менее уязвима, поскольку одним снарядом можно вывести из строя только одно орудие. А поскольку на испанских артиллеристов большое влияние оказывали французы, точка зрения последних и восторжествовала при утверждении концепции нового броненосца. Позднее, когда постройка "Pelayo" была уже закончено, Морской штаб не раз подвергался критике за то, что он поступил опрометчиво: ведь если бы орудия сконцентрировались в двух двухорудийных башнях, удалось бы выиграть в массе, а кроме того, в бортовом залпе принимали бы участие все четыре орудия, а не три.

По военно-морской доктрине того периода максимально возможными для артиллерийского боя считались дистанции до 5-6 тыс. м как "предел видимости", впрочем, ограничивался и нижний предел 1000 м, как "торпедоопасная" дистанция. Поэтому средней дистанцией боя считались 2,5-3 тыс. м, Именно на нее и ориентировались при выборе вооружения будущего броненосца.

Главный калибр "Реlауо" состоял из расположенных ромбом четырех крупнокалиберных орудий. На носу и на корме размещались 320-мм орудия Онтория образца 1883 года массой по 48 т - самые крупнокалиберные орудия за всю историю испанского флота. Хотя реальная длина ствола орудии составляла 37 калибров, в справочниках они числились как 35-калиберные. Сектор обстрела носового орудия составлял около 250°, кормового - 220°. Возвышение цапф для носового орудия равнялось 9,56 м, для кормового - 7,54 м,

В бортовых установках располагались 280-мм орудия Онтория образца 1883 года, также с длиной ствола 37 калибров, числившиеся в справочниках как 35-калиберные, массой по 33 т. Возвышение орудийных цапф 280-мм орудий составляло 7,54 м. Теоретический сектор обстрела равнялся 1 80°, хотя, конечно, на практике из-за опасения тяжелых повреждений от собственного огня вряд ли кто-нибудь попытался бы вести из них огонь прямо по носу или по корме. Французы проводили подобные опыты, причем наиболее неприятной оказалась стрельба в корму, когда пороховыми газами разбило в щепы капитанский вельбот и несколько щитов в жилых помещениях. При этом рядом с орудиями никого не было, а для выяснения воздействия газов на прислугу артиллерии среднего калибра провели специальный опыт. На батарее среднего калибра и на палубе расставили манекены и поместили в качестве живых подопытных существ баранов. После нескольких выстрелов некоторые манекены оказались разбитыми, а бароны хотя и уцелели, но, сильно оглушенные, едва держались на ногах. После этих опытов стрельбы под слишком острыми углами в нос и корму настоятельно не рекомендовались. Но теоретически .Peloyo" мог сосредоточить s любую точку горизонта огонь трех орудий главного калибра.

Орудия располагались в барбетах системы Канэ, толщине стальной брони составляла 400 мм. Примерно на треть барбет был утоплен в корпус, и, таким образом, над палубой он возвышался приблизительно на 1 м. Под барбетом располагался гидравлический лифт для подачи боезапаса, на участке от барбета до броневой палубы защищенный броневой трубой диаметром 2 м; толщина ее составляла 200 мм, уменьшаясь книзу до 1 80 мм. Для защиты личного состава орудия от мелкокалиберной скорострельной артиллерии противника установки сверху прикрывались противоосколочными щитами толщиной 60 мм. Фактически щит представлял собой набор восьмиугольников, собранных так, что они составляли сферическую конструкцию, открытую сзади. Из-за больших углов наклона противоосколочный щит вполне надежно мог защитить и от поражения снарядами артиллерии среднего калибра, попавшими под малыми углами падения. С задней части барбета противоосколочный щит отсутствовал, но проектировщики сочли разрыв снаряда прямо за барбетом маловероятным: фактически это могло произойти лишь при нахождении 320-мм орудия в диаметральной плоскости, когда снаряд рвался в надстройках. Щит 280-мм орудия повторял форму 320-мм, хотя вероятность разрыва снаряда противника в надстройках, когда орудие находится в положении для стрельбы по траверзу, было неизмеримо выше.

Внутри барбета орудие располагалось на круглой платформе 20-мм толщины, поддерживаемой 24 коническими роликами. Это была единственная защита орудия снизу, поэтому снаряд противника, даже будучи не в состоянии пробить барбет, мог вывести орудие из строя, взорвавшись прямо под ним. Для увеличения жесткости платформа усиливалась радиальными и круговыми ребрами.

Элеватор для подъема снарядов жестко крепился с поворотной платформой орудия, и поэтому палубой выше пороховых погребов опирался на подвижный шарнир. Таким образом, загрузка боезапаса могла производиться при любом положении орудия (за исключением очень узкого сектора, вызванного конструктивными особенностями). Подобная система впервые использовалась на испанском флоте.

Также впервые в испанском флоте для управления орудиями применялась гидравлика. Впрочем, из-за стремительно развивавшегося технического прогресса гидравлика оказалась уже вчерашним днем, и для самих французов. Pelayo стал одним из последних кораблей с неэлектрическим управлением орудиями. Гидравлическая помпа с приводом от паровой машины находилась сразу под броневой палубой, Давление в гидравлической цепи равнялось 80 атм. Традиционным поставщиком гидравлического оборудования для французского флота являлся завод Фарко, пользовавшийся заслуженной репутацией хорошего производителя.

Все четыре насоса объединялись в одну цель, так что для перемещения каждого из орудий можно было использовать мощности всех четырех насосов, Теоретически и все четыре орудия могли приводиться в движение одним насосом, но в этом случае все перемещения осуществлялись очень медленно.

В случае необходимости заряжание можно было перевести в ручной режим, но в этом случае для подачи снарядов требовались совместные усилия 10- 1 2 человек. Всеми механизмами как горизонтального, так и вертикального наведения довольно легко можно было управлять из рубки наводчика. В задней части противоосколочный щит переходил в рубку для командира орудия; рубка была открыта сзади, но спереди и с боков прикрывалась 60-мм листами.

Откатный механизм также работал на гидравлическом принципе. Два цилиндра, располагавшихся с боков от орудия,

работали как тормоза, а центральный цилиндр - как основной аккумулятор давления - при откате оно могло достигать 200 атм. Интересно отметить, что 280-мм артиллерийские установки но крейсерах типа "Infanta Maria Tereza" практически полностью повторили конструкцию, использованную на "Pelayo", но система отката подверглась коренной переделке, и все свелось к единственному цилиндру, разделенному клапанами на несколько полостей. Из-зо этого откат орудий крейсеров составил всего 1,14м вместо 1,5 м на "Pelayo", что позволило существенно поднять скорострельность.

Для заряжания орудие следовало привести к углу возвышения 1 1" - в этом положении ось орудия совмещалось с осью погрузчика, и телескопический досылатель, состоящий из трех частей, досылал снаряд в казенник. После выстрела казенная часть орудия изнутри промывалась струей воды.

Приводя описание главного калибра Реlayo, можно практически после каждого тезиса добавлять "впервые в испанском флоте". И действительно, артиллерия броненосца представляла собой для испанцев качественный прорыв.

К моменту появления и 320-мм, и 280-мм орудия были на уровне передовых образцов. По графику бронепробиваемости, рассчитанному для снарядов формы Сиаччи (поданным, предоставленным К.Крауфорди), следует, что оба орудия Онтория образца 1883 года были гораздо лучше тех, на базе которых они разрабатывались, - соответственно 340-мм и 274-мм орудий Канэ образца 1881 года, однако, поскольку орудийные системы этого периода совершенствовались с огромной быстротой, к моменту их производства орудия Онтория уже утратили былое превосходство. Так, 320-мм французское орудие, изготовленное по заказу Японии в это же время, превосходило его испанский аналог на всех боевых дистанциях в среднем на 10-15 %, а дальность на угле возвышения 12 градусов - более чем на 1,5 км,

К началу Испано-американской войны испанские орудия уже проигрывали и новейшим более легким системам. Так, на дальностях да 5 км 254-мм орудие Армстронга оказалось эффективнее 280-мм; правда, из-за большей массы снаряда последнее пробивало более толстую броню на дистанциях свыше 5 км, но в то время такие боевые дистанции не практиковались. Даже основное орудие американских броненосцев, ЗЗ0мм Мк I, подвергшееся жестокой критике специалистов, превосходило 320-мм орудие Онтория на всех боевых дистанциях.

Как уже отмечалось, орудия Онтория стали первыми серийно выпускавшимися нарезными орудиями для испанского флота. Количество нарезов зависело от калибра и варьировалось от 30 на 1 20-мм орудии до 80 на 320-мм.

Выплавленные заготовки для орудий образца 1 883 года подвергалась ковке и закалке в масле; в зависимости от калибра орудия эта операция производилась либо один, либо два раза. Заготовка под ствол имела в центральной части цилиндрическую форму с конусами на оконечностях. Для скрепления ствола на его цилиндрическую часть насаживались либо три (для 280-мм орудия], либо пять (для 320-мм) колец.

В 1895 году руководство флота приняло решение отказаться от дальнейшего использования 280-мм пушек в качестве основного орудия главного калибра из-за их устарелости и чрезмерной массы. В качестве замены на вооружение приняли 240-мм пушку, разработанную бригадиром артиллерии испанского флота доном Энрике Гильеном. Немедленно строившиеся крейсеры типа "Cataluna" перепроектировали под новую систему, а в начале 1900-х годов разработали техническое задание на перевооружение "Pelayo".

240-мм орудие образца 1 896 года в целом повторяло конструкцию 240-мм орудия Онтория образца 1883 года, но имело удлиненный до 42 калибров ствол. Нарезная часть длиной 32,5 калибра имела 60 нарезов прогрессивной крутизны с глубиной нарезки 1,25 мм.

Противооткатное устройство представляло собой два цилиндра, заполненных глицерином. При откате пик давления гасился специальной воздушной полостью, после чего гидравлический механизм плавно осуществлял накат. Для создания давления в цилиндрах рядом с орудием размещался небольшой воздушный компрессор. Таким образом, величина отката составляла не более 60 см. Хотя по бронепробиваемости это орудие и уступало 280-мм орудию Онтория, оно обладало большей скорострельностью и меньшей массой, что позволяло поднять боевые качества "Pelayo".

Однозначную причину отказа от перевооружения назвать трудно, но, скорее всего, их две. Во-первых, в это время уже строились новые дредноуты, вступление которых в строй означало перевод броненосца в корабли второй линии, что делало дорогостоящее перевооружение нецелесообразным. А вторым доводом против перевооружения стал переход на электрические приводы 240-мм орудий.

Впервые для артиллерии главного калибра электрические приводы применили на крейсере "Emperador Carlos V", так что нельзя сказать, что эта система была чем-то необычным для Испании. Но вот для питания 7500-ваттных двигателей мощностей бортовой динамо-машины уже вряд ли бы хватило.

Поэтому в 1910 году, когда "Pelayo" стал в Каракке на капитальный ремонт подводной части и модернизацию, перевооружение ограничилось лишь удалением оставшихся торпедных аппаратов.