21. Переоборудование

 

В июне 1903 года главный командир Кронштадтского порта С. О. Макаров получил ответ от председателя МТК ад­мирала Ф. В. Дубасова с решением о пере­оборудовании "Петра Великого". До на­ступления осени планировалось переве­сти корабль в Петербург. Броненосцу предстояло совершить переход из Кронш­тадта, где прошла его почти тридцатилет­няя служба, в Петербург - город, где отцы и деды тех рабочих и инженеров, которым предстояло перестроить корабль в учеб­ный, создали некогда сильнейший броне­носец мира. В начале века он уже не имел практически никакого боевого значения.

Несмотря на то, что на корабле отсут­ствовали обе башни (1007 т) и уголь, наи­большая осадка равнялась 7,14 м. Для пе­рехода по фарватеру необходимо было снять часть плит в кормовой части бруст­вера и затопить несколько носовых водо­непроницаемых отделений. В августе на­чали снимать броню. Эта работа оказа­лась весьма трудоемкой из-за ржавчины на болтах, крепящих плиты. Через две не­дели демонтировали одиннадцать 178-мм плит кормового закругления и четыре 356-мм крайних кормовых плиты бруст­вера. Снятые плиты уложили на палубу в носовой части, достигнув этим значитель­ного уменьшения дифферента на корму.

В конце сентября на корабле, ошвар­тованном у заводской стенки Балтийского завода, широким фронтом начали демонтажные работы. Снимали оставшуюся броню бруствера, подкладку, так называ­емое "клетчатое железо"; разбирали мостик с надстройкой, кормовой переходный мостик с рубками, фундаменты под катки башен, переборки внутренних помеще­ний на броневой палубе. Затем заводская комиссия осмотрела магистральную трубу водоотливной системы. После столь дли­тельного периода службы она частично пришла в негодность. Так в междудонном пространстве между 50 и 79 шпангоутами она проржавела настолько, что легко де­формировалась от удара молотка, хотя все ответвления оказались вполне исправны­ми. В хорошем состоянии оказалась толь­ко часть трубы между 22 и 50 шпангоута­ми, непосредственно под котлами, так как се меняли в 90-е годы. Комиссия пришла к заключению: оставить эту часть трубы, а во всех других отсеках установить авто­номные турбины с патрубками.

В начале ноября после решения МТК установить котлы с яхты "Полярная Звез­да" их доставили на завод. Заводу пред­стояло отремонтировать десять котлов и при установке добавить к ним еще два для обеспечения достаточной паропроизводительности.

К концу ноября "Петр Великий" представлял собой непривычный взгляду вид: отсутствовали все надстройки, была разобрана броневая палуба, через кото­рую заканчивалась выгрузка старых кот­лов. Выгрузив котлы, начали очищать от ржавчины трюм, и к 4 декабря 1903 года комиссия начала освидетельствование корпуса. Корпус нашли в хорошем состоя­нии. В январе 1904 года начали разбирать главные машины. Оказалось, что часть деталей все же придется изготовить заво­ду заново. Одним из серьезных дефектов явилось наличие глубоких трещин в од­ном из цилиндров и в одном шатуне.

Известие о начале русско-японской войны застало завод в разгаре работ, объ­ем которых увеличивался с каждым днем. Но после получения плачевных известий из Порт-Артура все силы перебросили на достройку имевших большую степень го­товности броненосцев "Князь Суворов" и "Слава", и вполне естественным было почти полное прекращение работ на "Пет­ре Великом".

В начале марта была осмотрена вы­ступавшая почти на 2 м подводная медная обшивка. Оказалось, что дерево в местах повреждений медных листов на значи­тельном протяжении сгнило. И хотя там, где не была нарушена целостность медно­го покрытия, дерево сохранилось, пред­стояло все же заменить многие доски. До мая экипаж занимался этой работой.

Принятое в августе 1904 года Госу­дарственным советом решение о посылке на восток Второй тихоокеанской эскадры вовсе остановило все работы. До сентября Балтийский завод готовил к походу ко­рабли вновь сформированной эскадры. Только спустя две недели после ее ухода работы на "Петре Великом" возобновили. 30 октября произвели испытания наливом воды в междудонное пространство между 42-46 шпангоутами. Начали учитывать боевой опыт войны. На кораблях вводили бесштоковые якоря Холла, так как уборка адмиралтейских якорей при помощи кат-балки требовала много времени и большо­го числа людей на верхней палубе. По просьбе командира "Петра Великого" ка­питана 1 ранга Чернышева легкую ходо­вую рубку заменили на бронированную, перенеся ее с нижнего мостика на верх­ний. Это преследовало цель - управлять кораблем из одного места. Но все же, при­нимая во внимание тесноту боевой рубки,

Чернышев предложил в мирное время для штурмана иметь отдельную рубку за фок-мачтой.

1905-1906 годы прошли под впечат­лениями ужасных известий о поражении армии, сдаче Порт-Артура, Цусимской катастрофе и последующих затем беспо­рядках по всей стране. Только с началом 1907 года работы оживились, несмотря на частые забастовки. К концу июня почти закончились корпусные работы по уст­ройству бортов, палуб, внутренних поме­щений, и "Петр Великий" в основном уже имел свой новый облик двухтрубного вы­сокобортного судна. И все же оставалось еще множество работ. Отсутствовали мос­тики, прожекторные площадки, вентиля­ционные системы, не говоря о самом ар­тиллерийском вооружении. Несмотря на это, руководству Балтийского завода по настоянию Морского министерства осенью 1907 года пришлось начать ходо­вые испытания. Потребность учебно-ар­тиллерийского отряда Балтийского флота в новом специально оборудованном для обучения комендоров корабле была ог­ромна.

 

Тактико-технические данные учебного корабля „Петр Великий"

Водоизмещение (нормальное),

т

Главные размерения

Индикаторная мощность машин,

л. с.

Количество, тип и год постройки котлов

Наибольшая скорость, уз

Дальность плавания полным и экономи­ческим ходом, миль

Количество угля, т

Вооружение: количество, калибр орудий, мм длина канала ствола в калибрах

длина наибольшая, м

ширина, м

осадка нос/корма, м

9790

98,1

19

7,1/8,1

5500

12 цилиндрических / 6 огнетрубных,

1907

12,9

976/1500

714

Четыре 203/50

Двенад­цать 152/45

Двенадцать 75

Четыре 57

Восемь 47

Два 37

Две 63-мм десантные пушки

 

Еще в начале августа 1907 года Мор­ской министр, ознакомившись с ходом ра­бот и степенью готовности нового учебно­го судна, приказал в первых числах сен­тября ввести его в полуторамесячную кампанию для испытания машин. За две недели корабль укомплектовали офице­рами и матросами с кораблей, уже окон­чивших плавания. 21 августа в присутст­вии представителей МТК произвели пер­вую пробу механизмов на швартовых при введении в действие всех двенадцати котлов. Механизмы работали хорошо как на передний, так и на задний ход.

Спустя месяц, окончательно испро­бовав и водоотливную систему, принятую 6 октября комиссией в "казну", начали го­товиться к выходу в район Толбухина ма­яка.

Первый выход состоялся 3 ноября 1907 года. После вывода "Петра Велико­го" портовыми буксирами из Средней га­вани Кронштадта на Малый рейд в 9 часов утра, дав первые обороты машинам, ко­рабль медленно направился на мерную милю для четырехчасового плавания на полном ходу. На борту находились члены комиссии от МТК под председательством генерал-майора Ф. А. Тюлева. Четырех­часовое плавание показало хорошую ра­боту лишь правой машины, в левой же сильно нагрелся воздушный насос, кото­рый постоянно охлаждали водой из шлан­га. Работа вспомогательных механизмов не вызывала нареканий.

На пробегах на мерной миле опреде­лили среднюю скорость в 13 узлов при давлении в котлах 4,7 атм и 86 оборотах винтов. Спустя полтора часа после пробе­гов корабль вошел в Кронштадтскую га­вань и ошвартовался у Средней стенки. Механики с Балтийского завода сразу же начали осмотр машин и выявление при­чин поломок. Выяснили и причину нагре­ва воздушного насоса. Оказались забиты­ми трубки холодильников.

"Петр Великий" поставили на зимо­вку. Балтийскому заводу предстояло до весны следующего года устранить все не­поладки.