Устройство, строительство и модернизации

 

Корабль имел следующие ТТД: водоизме­щение 27500 т (нормальное). 26330 т (стандарт­ное), 27900 т (полное).

Длина максимальная 215,18 м, длина по ва­терлинии 212,14 м, ширина наибольшая 28,04 м, осадка (наибольшая) 8.24 м

Проект "Конго" отвечал требованиям японского флота и был согласован с проектом "Виккерса" как "усовершенствованный "Лай­он"", причем проект в немалой степени считался и достижением японских инженеров, так как раз­работка его была проведена в Морском Техническом департаменте Японии. Результатом всех усовершенствований стало увеличение водоиз­мещения до 27500 тонн — на 1000 тонн больше, чем у "Лайона", и на 6500 тонн больше, чем у строившихся в то время на японских верфях лин­коров "Кавачи" и "Сетсу".

Корпус "Конго" был весьма схож с корпу­сом "Лайона", однако носовая оконечность японского корабля заканчивалась форштевнем клиперного типа. Большим, чем на британских кораблях был и развал бортов, что соответство­вало правилам японского флота применить при постройке наилучшие из возможных решений для обеспечения высокой мореходности. В до­полнение к этому, подводную часть форштевня "Конго" сделали прямой в отличие от бульбообразной на "Лайоне". Это уменьшило длину японского крейсера почти на 1,5 метра, в то вре­мя как ширина его оказалось на 1,65 метра боль­ше, чем у "Лайона". Большая ширина определя­лась иным расположением котлов и механизмов, о чем будет сказано ниже.

Корабль имел треногие фок- и грот-мачты, причем расположение фок-мачты оказалось луч­ше, нежели чем на "Лайоне", и тем не менее это не спасало мостик "Конго" от задымления и теп­лового воздействия газов из дымовых труб.

Четыре двухорудийные башни (на "Конго" и "Хией" они были выполнены многогранными, на "Харуна" и "Киришима" - округленными) с 356-мм/45-калиберными орудиями, с наиболь­шим углом возвышения 25 градусов, размеща­лись все в диаметральной плоскости корабля -две в носовой части, одна за третьей дымовой трубой и одна в корме, причем средняя башня располагалось между котельными и машинными отделениями. Английский "Лайон", как извест­но, также имел четыре башни со сходным распо­ложением - две в носовой части, одна между второй и третьей дымовыми трубами и одна в корме. Различие заключалось в том, что на "Лайоне" третья башня разбивала котельные от­деления на две группы: одна в носовой части ко­рабля и две в корме. Это привело к тому, что сама башня располагалась между дымовыми трубами, и в результате этого углы ее обстрела были ограничены, а пороховые газы при выстре­лах наносили серьезные повреждения надстрой­кам. Определенное неудобство создавало на "Лайоне" и расположение катеров и шлюпок двумя группами в носовой и кормовой частях корабля, вызванное этими же обстоятельствами.

Для достижения высокой скорости новые линейные крейсера нуждались в достаточно объемных помещениях в средней части корпуса для установки котлов и машин. На "Лайоне" отдать наиболее широкую среднюю часть ко­рабля для котлов (наиболее громоздкая часть машинной установки) было весьма затрудни­тельно, поскольку требовалось выделить еще и место для размещения артиллерийских погре­бов средней башни.

"Конго" же имел расположение третьей башни между машинными и котельными отделе­ниями, и, таким образом, все три дымовые тру­бы были сконцентрированы в одном месте. Сле­довательно, он имел и гораздо большие углы обстрела для орудий третьей башни. Такое рас­положение орудий главного калибра и несом­ненные его преимущества послужили причиной изменения первоначального проекта при пост­ройке британского линейного крейсера "Тай­гер". Однако следствием этого стала большая ширина корабля по сравнению с "Лайоном".

Таким образом, стремление японского во­енно-морского руководства устанавливать на своих линкорах наибольшую из существующих калибров артиллерию, проявившееся впервые при разработке проекта "Конго", привело впос­ледствии к появлению "Нагато", а через чет­верть века и "Ямато", и в конце концов подчерк­нуло превосходство японского флота в этом вопросе над другими флотами.

Интересной особенностью японских крей­серов, и в то же время существенным для них не­достатком, было отсутствие командно-дальномерного поста (на момент вступления в строй), хотя многие корабли других флотов мира имели такие посты значительно раньше.

В качестве вспомогательного калибра "Конго" японцы выбрали шестнадцать 152-мм орудий с наибольшим углом возвышения 15 градусов и размещением их в казематах -японцы сочли, что принятые в английском фло­те 102-мм пушки были недостаточно эффектив­ны для отражения атак неприятельских мино­носцев, размеры которых росли вместе с ростом дредноутов. Позднее британский флот также перешел на 152-мм орудия.

Кроме того, на "Конго" стояли шестнад­цать 76-мм/40-калиберных пушек противомин­ной артиллерии, установленных частью поверх башен главного калибра (по две пушки па каж­дой из четырех башен) и частью побортно в средней части корабля на открытой палубе по­верх батареи. Интересно отметить, что три одно­типных с "Конго" крейсера имели только по восемь таких пушек, установленных побортно на палубе — от их установки на крышах башен от­казались. На каждом из этих крейсеров стояло по семь пулеметов на специальных лафетах.

Все 76-мм пушки и пулеметы сняли с ко­раблей в 1918 году.

По сравнению с "Лайоном", имевшим два 533-мм торпедных аппарата, на "Конго" было сильнее и торпедное вооружение — он имел во­семь торпедных аппаратов такого же калибра.

Броневая защита. Уменьшив толщину броневого пояса по ватерлинии на 1 дюйм (25,4 мм) по сравнению "Лайоном", японские конструкторы надеялись компенсировать это ослабление брони увели­чением дальности огневого контакта с неприя­телем. По их расчетам, снаряды противника при этом должны были попадать в броню "Конго" под большими углами встречи, чем когда-либо ранее.

Главный броневой пояс "Конго" имел тол­щину плит по ватерлинии 203 мм. Выше главно­го пояса борт прикрывался 152-мм броней, при­чем плиты верхнего пояса доходили до верхней палубы, прикрывая в том числе и батарею про­тивоминного калибра.

Наиболее толстая часть главного бронево­го пояса проходила в средней части корабля в пределах барбетов концевых орудийных башен. Далее пояс продолжался к оконечностям, лишь немного не доходя до штевней. Эта часть пояса уменьшалась в толщине до 76 мм. Высота плит пояса составляла 3,8 м, распределяясь примерно одинаково выше и ниже ватерлинии. Ниже глав­ного пояса от носовой до кормовой башен был устроен узкий (всего 0,65 м) дополнительный пояс толщиной 76 мм.

Верхний пояс прикрывал среднюю часть корпуса в районе батареи. Промежуток борта выше главного пояса между кормовыми башня­ми позади батареи броней не прикрывался.

Главный пояс замыкался по краям броне­выми переборками, причем носовая была сдела­на траверзной (то есть под прямым углом к диаметрали) и имела толщину 152-127 мм. Кормо­вая переборка начиналась с 203-мм плит пояса в корме и шла к диаметрали под углом, смыкаясь позади кормового барбета. Она имела толщину 203-152 мм. Носовые и кормовые части 76-мм пояса по ватерлинии также оканчивались броне­выми переборками такой же толщины.

Верхний пояс тоже имел траверзные пере­борки — носовую толщиной 254-152 мм, в райо­не барбета первой башни, и кормовую толщиной 152 мм, позади барбета третьей (возвышенной кормовой) башни.

Такие важные районы корабля, как артил­лерийские погреба, машинные и котельные отде­ления прикрывались 19-мм плитами, настланны­ми на нижней палубе. Кроме того, их защиту дополняли 38-мм плиты верхней броневой палу­бы. Подобная защита считалась нормальной для линейных крейсеров в то время, но позднее та­кое бронирова­ние обнаружило свою слабость против авиа­бомб и снарядов, попадавших в палубу с боль­шой высоты. Помещение при­вода рулевого управления име­ло отдельную за­щиту, представ­ленную 25,4-мм и 28-мм броне­выми палубны­ми плитами.

Плиты барбетов башен главного калибра и самих башен имели толщину 229 мм, крыши ба­шен 76,2 мм. Защита орудийных башен в целом была мощнее, чем на "Лайоне", но в общем сла­бое бронирование линейных крейсеров оказалось присущим и для "Конго".

До настоящего времени не опубликовано достоверных данных о первоначальном палуб­ном бронировании "Конго". Так, например, "Jane's", "Brassey" и "Watts" указывают толщи­ну главной палубы в 2,75 дм (60 мм), а "Вгеуег" говорит о 2 дм (51 мм). Сейчас, основываясь на сравнении "Конго" с "Лайоном" и "Тайгером", многие зарубежные специалисты считают, что вышеприведенные данные наиболее вероятны.

Вызывают споры сведения о толщине бро­ни барбетов. Говоря о толщине плит в 229 мм (9 дм) они не уточняют, какому уровню палубы они соответствовали. Можно предполагать, что толщина барбетов в 229 мм (по "Jane's", "Вгеуег" и "Oscar Parkes" - 254 мм (10 дм), соот­ветствует уровню выше верхней бронированной палубы. Ниже толщина плит барбетов вряд ли превышала 63-76 мм (2,5-3 дм).

Главные механизмы "Конго" включали в себя четыре паровых турбины системы Парсонса (на "Харуна" Браун-Кертис) общей мощностью 64000 л.с. Они вращали четыре винта. Пар для турбин вырабатывали 36 котлов системы "Ярроу" смешанного отопления. Имея такую энергетическую установку, "Конго" был способен развить ход 27,5 узлов. Наибольший запас топ­лива составлял 4200 тонн угля 1000 тонн мазута, что давало дальность плавания в 8000 миль на экономи­ческой 14-узловой скорости.

Корабль имел два параллель­ных руля.

В ходе войны на "Конго" осу­ществили некоторые усовершенство­вания. В 1917 году на марсе фок-мачты установили командно-дальномерный пост, для чего марс расширили на 0,6 метра и увеличили в длину почти на метр. Тогда же между передними дымовыми труба­ми установили площадку для 110-см

боевых прожекторов. В следующем 1918 году установленные ранее четы­ре 80-мм/40-калиберных зенитных орудия старой модели заменили на такое же количество новых, такого же калибра, установив их по два на каждый борт.

Некоторые источники (в част­ности, "Breyer", "Jentsura") указы­вают, что четыре 80-мм зенитные пушки были установлены только в 1923 году.

Несмотря на то, что располо­жение первой дымовой трубы на "Конго" было улучшено по сравне­нию с "Лайоном", она тем не менее не полностью отводила в сторону дым и газы, а поскольку все три трубы имели одинаковую высоту да и размеще­ны были между собой достаточно близко, мос­тик сильно задымлялся. В 1920 году для ис­правления этого недостатка первую трубу увеличили по высоте, но поскольку и такой шаг оказался недостаточным, на срезе пере­дней трубы устроили специальный козырек.

Трубы одинаковой высоты были установ­лены только на "Конго". На трех других одно­типных крейсерах изначально носовая труба была примерно на 2 метра выше остальных. Это же сделали вскоре и на "Конго".

В 1921 году "Конго" получил авиацион­ное вооружение — он нес па борту один гидро­самолет.

В 1924 году на крейсере началось увеличе­ние носовой надстройки, которое впредь будет продолжаться в течение всей службы корабля и в конечном итоге приведет к появлению характер­ной для японских кораблей массивной башенно-подобной надстройки. На марсе фок-мачты были смонтированы дополнительные посты уп­равления артиллерийским огнем, а также пло­щадки с прожекторами, не уступающими по сво­им характеристикам лучшим зарубежным образцам.

Вслед за этой переделкой последовали ра­боты по увеличению угла возвышения 356-мм орудий, максимальный угол был увеличен с 25 до 33 градусов, в результате чего дальность стрельбы возросла с 25800 метров до почти 29000 метров. В 1926 году были установлены три 80-мм зенитные пушки, и их общее число достигло семи. Из трех последних две стояли по бортам в средней части корабля и одно на кор­мовом мостике.

В 1927 году носовая надстройка "Конго" была сильно увеличена, подобно тому, как это было сделано на "Нагато", для удобства разме­щения систем управления огнем и другого оборудования, которого с каждым годом станови­лось все больше и больше.

В 1928 году в экспериментальных целях для предохранения дымохода от попадания воды на верхушке второй трубы установили козырек рас­ширенной формы. После частичного усовершен­ствования такой козырек позднее широко при­менялся в японском флоте. В том же году на "Конго" убрали противоторпедные сети и пол­ностью отказались от их использования. Интересно отметить, что в других флотах (например в германском и английском) от сетей отказались гораздо раньше.

 

Хронология строительства линейных крейсеров типа "Конго"

Корабль

Заложен

Спущен на воду

Вступил в строй

«Конго» («Kongo»)

17 января 1911 г.

18 мая 1912 г.

16 августа 1913 г.

«Хией» («Hiei»)

4 ноября 1911 г.

21 ноября 1912г.

21 ноября 1914г.

«Харуна» («Haruna»)

16 марта 1912 г.

14 декабря 1913 г.

19 апреля 1915г.

«Киришима» («Kirishima»)

17 марта 1912 г.

1 декабря 1913 г.

19 апреля 1915 г.

 

Первая модернизация

 

В конце 20-х годов японский флот начал модернизацию линейных крейсеров типа "Кон­го". Основной целью модернизации было усиле­ние защиты кораблей, включая установку противоторпедных наделок, а также усовершен­ствование энергетической установки.

Первым кораблем этого типа, прошедшим реконструкцию, стал "Харуна", за ним последо­вал "Киришима", последним на модернизацию отправили "Конго". Четвертый корабль этого типа "Хией" в соответствии с Вашингтонским соглашением переоборудован в учебный ко­рабль. Работы на "Конго" начались в сентябре 1929 и завершились 31 марта 1931 года.

В результате модернизации водоизмеще­ние "Конго" возросло с 26300 тонн до 29300 тонн (дальнейшее увеличение ограничивалось Вашингтонским морским соглашением). Из-за установки булей увеличилась ширина, и вместе с тем, незначительно снизилась скорость (прибли­зительно до 26 узлов). После переделки корабли типа "Конго" были переквалифицированы из линейных крейсеров в линейные корабли, но, как показало время, на этом их модернизации не закончились.

Горизонтальную броневую защиту "Кон­го" усилили с той целью, чтобы она могла про­тивостоять попаданиям 356-мм снарядов на дис­танциях боя 20000-25000 метров. Защита над погребами и машинными отделениями состояла теперь из 63,5-102-мм броневых плит, поставлен­ных в дополнение к 19-мм плитам.

Для усиления бронирования погребов бар­беты орудий главного калибра под средней палу­бой также были усилены за счет установки 7-мм листов в дополнение к уже имеющимся 63,5-мм и 76-мм плитам. Крыши башен главного калибра усиливались добавлением 76-мм плит поверх уже имевшихся 76-мм.

Дополнительную броневую защиту для усиления броневой палубы составили 165-мм плиты вокруг оснований дымовых труб, 178-мм плиты вокруг вентиляционных шахт котельных отделений и 102-127-мм плиты у вентиляцион­ных шахт машинных отделений и подъемников боезапаса в башнях. Вертикальное бронирова­ние бортов и переборок не изменилось.

В целях обеспечения "Конго" улучшенной подводной защитой его артиллерийские погреба и машинные отделения укрывались броней с та­ким расчетом, чтобы данная защита была спо­собна противостоять взрыву 200-кг заряда. Для этого вдоль бортов — внутри или прямо поверх обшивки корпуса навешивалось от трех до четы­рех слоев 25,4-мм плит из высокопрочной стали "НТ" (High Tensile steel). В районе котельных от­делений устанавливалась подводная защита из продольных переборок толщиной 76 мм.

Помимо этого, борта "Конго" были обору­дованы булями с целью увеличения живучести, а также создания дополнительного запаса плаву­чести. Внутри були заполнялись водонепроница­емыми стальными трубами, предназначенными для погашения энергии подводного взрыва.

Окончательная доработка булей была завершена на "Конго" накануне второй мировой войны.

Силовая установка "Конго" также подвер­галась значительным изменениям. 36 котлов "Ярроу" смешанного отопления заменили шес­тью котлами типа "РО" системы Морского тех­нического департамента со смешанным отопле­нием, большей производительности и четырьмя котлами нефтяного отопления меньшей произ­водительности. "Вгеуег" и некоторые другие ис­точники сообщают, что было установлено шесть угольных и десять нефтяных котлов. Новая ко­тельная установка позволяла механизмам раз­вить мощность 64000 SHP, а корабль достигал скорости 25,9 узлов.

Запас жидкого топлива соответственно возрос с 1000 тонн мазута до 3292 тонн, а запас угля снизился с 4200 тонн до 2661 тони. Есте­ственно, выросла и дальность плавания — с 8000 миль до 9500 миль на 14-узловой скорости.

Замена котлов привела к уменьшению ко­личества продуктов сгорания, и в итоге стало возможным демонтировать одну дымовую тру­бу. Уменьшились и объемы помещений, заня­тых новыми котлами. Таким образом после переделок "Конго" обрел своеобразный двух­трубный силуэт.

Максимальный угол возвышения орудий главного калибра довели с 33 до 43 градусов, увеличив таким образом дальность стрельбы до 33000 метров. Такое увеличение для 356-мм ору­дий дало возможность "Конго" вести бой в од­ной линии с линкорами типа "Нагато", воору­женными 406-мм пушками. С изменением систем управления огнем перестроили и модернизиро­вали надстройку, которая обрастала все новыми приборами управления стрельбой.

Одновременно улучшили условия базиро­вания на корабле гидросамолетов, предназна­ченных для ведения дальней морской разведки и корректировки стрельбы. Свободное простран­ство между третьей и четвертой орудийными башнями приспособили для размещения трех гидросамолетов типа "14". Катапульта при этом не устанавливалась.

Из восьми торпедных аппаратов четыре были демонтированы. Интересно отметить, что единственной причиной снятия группы торпед­ных аппаратов было то, что их использованию мешали пристроенные к борту були. В это время японское командование ни в коей мере не отка­зывалось от доктрины использования торпедно­го оружия на крупных боевых кораблях.

Была реконструирована система вентиля­ции внутренних помещений корабля.

Несмотря на крупномасштабную реконст­рукцию, "Конго" в процессе службы продолжал совершенствоваться, чтобы не отстать от быст­рого развития морских вооружений и новых технологий в мировом кораблестроении. Через год после первой модернизации — в 1932 году - на борту "Конго" установили три больших 150-см прожектора, задачей которых было уве­личение боеспособности в ночных операциях. Почти одновременно одноствольные 80-мм зе­нитные орудия заменили на восемь 127-мм, раз­мещенных в четырех спаренных установках - по два на борт. В начале 1933 года на корабле установили четыре 40-мм зенитных автомата (две спаренные установки) и катапульту для за­пуска гидросамолетов.

В течение следующего года старые стволы 356-мм орудий, впервые с момента вступления в строй, заменили на новые, тогда же среди боеприпасов появились бронебойные снаряды типа "92". Все три гидросамолета типа "14" заменили на три типа "90". Усовершенствованная аппаратура связи и наблюдения сделала ненужными высокие мачты, которые к тому же демаскирова­ли корабль, позволяя обнаружить его на боль­шой дистанции, поэтому грот-мачту уменьшили по высоте.

В дополнение к этому вооружению па "Конго" установили две счетверенных установ­ки 13-мм зенитных пулеметов.

 

Вторая модернизация

 

Причины, вызвавшие вторую модерниза­цию линкоров типа "Конго", стали обычными для всех флотов того времени -- корабли были достаточно стары и требовали усовершенствова­ний. Но, помимо этого, конкретно для них име­лись и другие соображения, вызвавшие необхо­димость новых изменений.

Поскольку по условиям Вашингтонского договора достичь паритета в линейных силах с основными противниками на Тихом океане - США и Великобритании - не удалось, японс­кий флот традиционно придавал большое значе­ние ночным боевым операциям накануне гене­рального сражения. Используя подобную тактику, руководство флота намеревалось тор­педными атаками эсминцев вывести из строя ли­нейные корабли неприятеля с тем, чтобы умень­шить превосходство противника в артиллерии перед решительным боем. Для выполнения этого замысла требовалось прорвать внешнее оборо­нительное кольцо кораблей, прикрывающих главные силы противника.

Линейные крейсера типа "Конго" (теперь уже линейные корабли) были идеальными ко­раблями для выполнения этой тактической зада­чи, обладая высокой скоростью, практически не уступавшей скорости эскадренных миноносцев и легких крейсеров. На них возлагалось совместно с легкими силами уничтожение тяжелых крейсе­ров с тем, чтобы обеспечить прорыв эсминцев сквозь эскадренное кольцо. Исходя из этого, тре­бовалось увеличить скорость кораблей типа "Конго" до 30 узлов.

Программа модернизации началась с лин­кора "Харуна" в 1933 году. После него присту­пили к перестройке "Киришима". а затем насту­пила очередь "Конго". Работы на нем начались 1 июня 1935 года па военно-морской верфи в Йокосуке и завершились 8 января 1937 года. Максимальная скорость усовершенствованного "Конго" выросла до 30 узлов. После окончания работ эти корабли клас­сифицировались как быстроходные линкоры.

Поскольку целью второй мо­дернизации было увеличение скорос­ти, прежнюю механическую установ­ку полностью заменили.

Старые котлы на "Конго" за­менили восемью котлами нефтяного отопления типа "Кампон" с боль­шей паропроизводительностью. Каждый из них был размещен в отдельном водо­непроницаемом отсеке. Четыре паровые турбины системы "Парсонса" прямого действия заменили на четыре турбозубчатых агрегата, разработан­ных Морским Техническим департаментом с об­щей мощностью 136000 SHP, более чем вдвое пре­высив прежнюю мощность 64000 SHP.

Запас топлива составил 6000 тонн мазута, размещенного в новых нефтяных цистернах. Их размещение потребовало частичных переделок корпуса, но в то же время большие запасы топ­лива дали и прирост дальности плавания с 9500 миль 14-узловым ходом до 10000 миль 18-узло-вым. Для уменьшения пропульсивного сопро­тивления корму "Конго" удлинили на 7,6 метра, а общая длина корабля достигла 219,4 метра. Ширина же осталась неизменной. Водоизмеще­ние увеличилось с 31780 тонн до 36610 тонн. При этом осадка возросла с 8,6 до 9,7 метра.

Во время второй модернизации значительное изменение претерпело вооружение "Конго". Углы возвышения 152-мм орудий увеличили с 15 до 30 граду­сов, что естественно, увели­чило дальность их стрельбы. Но для достижения этого ос­нования орудий в казематах были приподняты. Спарен­ные 40-мм автоматы замени­ли на десять спаренных 25-мм автоматов. Для ком­пенсации возросшего в ходе реконструкции веса из носо­вого каземата удалили два 152-мм орудия, а также все торпедные аппараты.

Значительной передел­ке подвергли фок-мачту "Конго", причем особое вни­мание уделялось улучшению размещения систем управле­ния огнем главной артилле­рии и оборудования для ноч­ных боевых действий. На марсе фок-мачты установили 10-метровый дальномер, а различ­ные посты наблюдения, управления стрельбой, определения курса и скорости противника, по­сты наблюдения и управления прожекторными установками разместили внутри надстройки. Поскольку большинство этого "хозяйства" тре­бовало больших открытых секторов обзора, фок-мачта приобрела очень сложный вид и весь­ма внушительные размеры.

Подверглась изменениям и грот-мачта. В нижней ее части установили второй командно-дальномерный пост, а для увеличения боеспо­собности в ночных условиях на платформе вок­руг первой дымовой трубы установили шесть 110-см прожекторов. Важной особенностью вто­рой модернизации "Конго" стало совершенство­вание систем борьбы за живучесть. По обоим бортам корабля оборудовали систему быстрого контрзатопления, состоящую из 20 отсеков, и си­стему нормального затопления из 26 отсеков вместимостью 500 и 1500 тонн соответственно. Посредством затопления первой группы отсеков крен корабля уменьшался на 5,5 градусов, а при затоплении второй группы отсеков крен умень­шался на 7,7 градусов.

После завершения второй модернизации "Конго" принимал участие в многочисленных маневрах объединенного флота в составе соеди­нения линкоров, в который входили однотипные корабли.

 

Весовые характеристики линейного корабля "Конго" после второй модернизации 1935-37 гг.

Наименование

Вес (т)

В %

Корпус

13 439 т

37,0%

Бронирование

10 313 т

28,4%

Вооружение

5 133 т

14,2%

Энергетическая установка

2 929 т

8,1%

Снаряжение, топлива

4 375 т

12,3%.

Наибольшее водоизмещение

36 189 т

100%

 

Конец 30-х годов характеризовался значи­тельным ростом международной напряженности, поэтому на "Конго" время от времени ве­лись частичные доработки в преддверии пред­стоящих морских баталий. В 1939 году пост уп­равления системы ПВО был перенесен на верхушку фок-мачты.

В начале 1941 года провели усиление бро­нирования барбетов башен. Усилие бронирова­ния проводилось на уровне палубы батареи. Конкретные работы и новая толщина брониро­вания точно не известны. Достоверно только, что вес брони на корабле увеличился на 419 тонн и достиг 10732 тонны. Одновременно в самих башнях установили оборудование экстренного пожаротушения. Осенью того же года провели размагничивание корпуса "Конго". Несмотря на то, что защита корабля и модернизировалась с целью противостоять попаданиям 356-мм снарядов на дистанциях от 20000 до 25000 метров, сле­дует признать, что такое бронирование оказа­лось явно недостаточным. Особенно это каса­лось вертикального бронирования, которое было слабейшим местом "Конго", поскольку подвергалось наименьшим переделкам с момен­та вступления корабля в строй.

В итоге японцы сделали весьма нелицепри­ятный для себя вывод: бронирование "Конго" может быть пробитым снарядами американских линкоров практически с любой дистанции. Та­кое заключение полностью подтвердилось в но­ябре 1942 года во время одного из боев у Гуадалканала, когда однотипный с "Конго" линейный корабль "Киришима" был потоплен огнем аме­риканских линейных кораблей "Вашингтон" и "Саут Дакота", несших 406-мм орудия.