Советский Союз

 

После нападения Германии на Совет­ский Союз, политический расклад в Ев­ропе резко изменился. Теперь СССР стал невольным союзником Великобритании. Уинстон Черчилль предложил Сталину помощь в виде поставок вооружения и сырья. В конце июля 1941 года Черчилль обещал Сталину помощь в виде двух ис­требительных эскадрилий на «Харрикей­нах» с задачей усилить ПВО Мурманска, а также помочь советским пилотам и ме­ханикам освоить английский истреби­тель. События развивались стремитель­но. Еще до конца месяца были отданы все необходимые приказы и на базе Леконфилд сформировали 151-е крыло. В со­став крыла входили 81-я и 134-я эскадри­льи, возглавлял часть командир крыла Г.Н.Дж. Рамсботтом-Ишервуд. 81-ю эс­кадрилью сформировали 29 июля в Леконфилде. Возглавил часть командир эс­кадрильи А. Г. Рук. Эскадрилья летала на «Харрикейнах Mk ПА». Чтобы ускорить формирование эскадрильи, ее формиро­вали на базе звена «А» 504-й эскадрильи, которой в то время командовал Рук. Че­рез два дня на том же аэродроме сфор­мировали 134-ю эскадрилью. Команди­ром эскадрильи назначили кузена А.Г. Рука - флайт-лейтенанта Мики Рука. 12 августа стало днем официального форми­рования 151-го крыла.

Единственной дорогой, какой само­леты можно было доставить в Советский Союз, были североморские конвои. Из Хаводена в Ливерпуль доставили 39 «Харрикейнов Mk IIB». 25 из них погру­зили в.ангары авианосца «Аргус», а 15 разобрали и погрузили на несколько транспортов. Пилоты обеих эскадрилий перелетели 16 августа из Леконфилда в Абботсинч под Глазго. Цель их переброс­ки держалась в тайне. Далее летчиков доставили в Гурок, где они погрузились на корабль.

Первый поспешно собранный конвой вышел из Рейкьявика 21 августа 1941 года. Он состоял из 30 транспортов и ста­рого авианосца «Аргус», который ис­пользовался в как авиатранспорт. Сопровождение конвоя было достаточно мощ­ным: крейсер «Шеффилд» и эсминцы «Эктив» и «Электра». На борту транспор­та «Лланстивен Кастл» плыл наземный персонал крыла. Всего в Советский Союз перебрасывалось 550 военнослужащих Королевских ВВС, которые о цели свое­го путешествия узнали только после того, как корабль снялся с якоря.

Плавание прошло без приключений, и 7 сентября конвой приблизился к Мур­манску. На борту авианосца находились 24 «Харрикейна». С них сняли половину из 12 пулеметов, чтобы облегчить маши­ны при взлете с палубы. Снятые пулеме­ты планировалось доставить позднее. Первыми вылетели пилоты 134-й эскад­рильи, а затем и 81-й эскадрильи. Через час полета все машины благополучно приземлились на аэродроме Ваенга. Со­ветский аэродром находился в 35 км к северо-востоку от Мурманска, в 275 км за Полярным кругом. На месте англичан встретил адмирал Кузнецов. Английские пилоты были не знакомы с Ваенгой. Аэродром не имел твердого покрытия, отсутствовала радиолокационная стан­ция. Перехват противника проводился по результатам визуального и слухового наблюдения. Иногда о приближении са­молетов противника свидетельствовали разрывы зенитных снарядов в воздухе. Опасения попасть под огонь зенитной артиллерии оказались пустыми, советс­кие зенитчики были предупреждены. Од­нако служба снабжения сработала недо­статочно оперативно, и первые несколь­ко дней англичанам приходилось питать­ся за счет привезенного с собой. Однако сразу бросить самолеты в бой не пред­ставлялось возможным. Самолеты несли всего шесть пулеметов с боекомплектом по 130 выстрелов на ствол. В течение двух дней пулеметы и боеприпасы подвезли, но выяснилось, что пулеметы предназна­чены для самолетов Mk I, и на Mk II их поставить нельзя. Пришлось решать за­дачу подручными средствами. Благода­ря работе слесарей спустя два дня в каж­дом звене было уже по два самолета, не­сших по восемь пулеметов от Mk I. Вско­ре из порта прибыли оригинальные пу­леметы, и в дальнейших работах «на ко­ленке» необходимость исчезла.

Разобранные самолеты доставили в Архангельск, откуда их перевезли на аэро­дром Кег-Остров. Машины сопровождала группа из 38 английских механиков, воз­главляемая флайт-лейтенантом Гитгансом. Многие самолеты имели воздушные фильтры, так как их предполагалось от­править в Африку. Два переезда равны одному пожару. Выяснилось, что в ходе транспортировки многие необходимые инструменты и детали исчезли. Тем не менее за девять дней удалось собрать и облетать все 15 «Харрикейнов». Таким образом, всего за две недели на террито­рии СССР начали действовать две эскад­рильи английских истребителей.

11 сентября английские пилоты со­вершили первые полеты в районе Мур­манска. Англичане знакомились с мест­ностью и испытывали оружие. Линия фронта проходила всего в 25 км. В ходе первых полетов выяснилось, что советс­кий 95-октановый бензин не подходит к английским моторам. «Мерлины» на двух самолетах отказали. Холода приво­дили к частому отказу пулеметов. В это же время начали поступать из Англии запчасти к «Харрикейнам». Из Архан­гельска доставили еще шесть истребите­лей. Три машины застряли на промежуточ­ном аэродроме Африканда, их удалось пе­регнать в Ваенгу только после того, как в Африканду доставили аккумуляторы, не­обходимые для пуска моторов.

12 сентября три машины из 134-й эс­кадрильи совершили первый боевой вы­лет, в ходе которого перехватили три не­мецких бомбардировщика в сопровожде­нии четырех Bf 109E. Видя приближаю­щиеся истребители, бомбардировщики сбросили бомбы в тундру и повернули назад. В течение дня пилоты 134-й эскад­рильи дважды сопровождали советские бомбардировщики СБ-2. В 15:05 были замечены несколько самолетов, кружив­шихся к западу от Мурманска. На их пе­рехват вылетели четыре «Харрикейна» из 81-й эскадрильи. Спустя 20 минут четвер­ка английских истребителей перехвати­ла пять Bf 109E, сопровождавших развед­чик Hs 126. Завязался бой, в котором ан­гличане заявили три сбитых истребителя и один «Хеншель». По одному истреби­телю на свой боевой счет записали взвод­ный офицер Джимми Укоер, летный сер­жант Уэг Хоу и сержант Игги Уод, кото­рый также сбил и разведчика. Англичане потеряли сержанта Наджера Смита. Анг­личане посчитали, что их противниками были финны, но в действительности Bf 109Е принадлежали 1./JG 77, в том бою погиб лейтенант фон дер Любе. Вскоре взводный офицер Буш перехватил и повре­дил одиночный бомбардировщик Bf 110.

С хорошим началом англичан по­здравил адмирал Кузнецов. «Харрикейн» в целом оказался пригоден к эксплуата­ции в условиях Заполярья. В течение двух следующих дней, несмотря на скверную погоду, «Харрикейны» совершили не­сколько патрульных вылетов в район линии фронта. 16 сентября в Ваенгу при­были последние шесть машин, собранных в Кег-Острове. Теперь 81-я эскадрилья располагала 16 полностью вооруженны­ми «Харрикейнами» (по 12 пулеметов). Но из-за холодов пулеметы продолжали довольно часто отказывать. 17 сентября по тревоге поднялись «Харрикейны» из 81-й эскадрильи. Благодаря хорошей ви­димости англичане быстро обнаружили восемь немецких Bf 109E, шедших с севе­ра. В 18:55 начался бой к западу от Мур­манска. Четыре немецких истребителя были сбиты. Командир эскадрильи Тони Рук, летный сержант Уэг Хоу, сержант Симе и сержант Авро Ансон заявили по одной победе. Сразу после боя произо­шел неприятный инцидент. Четыре совет­ских истребителя И-16 атаковали англи­чан, приняв их за «Мессершмиттов». К счастью, прежде чем недоразумение про­яснилось, ни один английский самолет не успел получить даже повреждений.

Частым заданием англичан стало со­провождение советских пикирующих бомбардировщиков Пе-2, которые атако­вали наземные цели в районе Петсамо. Один из самых длительных вылетов анг­личане провели 24 сентября, когда сопро­вождали Пе-2 вдоль Финляндии и Нор­вегии, проведя в воздухе полтора часа.

26 сентября 81 -я эскадрилья в очеред­ной раз вылетела сопровождать советс­кие бомбардировщики в район Петсамо. По дороге группу перехватили девять Bf 109F. Бой был тяжелый, но удалось от­сечь противника от бомбардировщиков и избежать потерь. Взводный офицер Скотти Эдмистон заявил два «Мессершмитта». Третий самолет противника сбил сержант Рид.

На следующий день случилось чрез­вычайное происшествие. Дежурные лет­чики находились в состоянии боевой го­товности, ожидая появление разведыва­тельного Ju 88. Когда разведчик появил­ся, флайт-лейтенант В.У. Берг из 134-й эскадрильи начал разбег, не обратив вни­мания на то, что на хвосте у него сидят двое механиков: Ридли и Томас. Самолет не смог набрать скорость и упал с высо­ты 15 метров. Пилот получил тяжелые травмы, а оба механика погибли. Этот случай сильно подорвал боевой дух пи­лотов 134-й эскадрильи. Несмотря на многочисленные вылеты, они еще не одержали ни одной победы, а так глупо потеряли двух человек. В тот же день че­тыре «Харрикейна» из 81-й эскадрильи завязали бой с четырьмя немецкими ис­требителями. Летный сержант Уэг Хоу сбил в 75 км к северо-западу от Мурман­ска один Bf 109E. Это была третья побе­да Хоу за последние две недели. Любо­пытно, что будущий известный ас люфт­ваффе унтер-офицер Рудольф Мюллер из I./JG 77 заявил в тот день один сбитый «Харрикейн» - свою четвертую победу.

Вечером того же дня немецкие сухо­путные части приблизились к Кандалак­ше, расположенной в 250 км к югу от Мурманска. Советская бомбардировоч­ная авиация резко активизировала свою деятельность. Если бы немцам удалось перерезать проходящую в окрестностях Кандалакши железнодорожную ветку, это резко ухудшило снабжение Мурман­ска, в том числе и 151-е крыло. Особенно жаркие бои шли за мост через реку Петсамоёку. Советские бомбардировщики в сопровождении «Харрикейнов» постоян­но совершали налеты в этот район. 28 сентября истребители четырежды сопро­вождали бомбардировщики к мосту, ни разу не столкнувшись с самолетами про­тивника. Налеты продолжались непре­рывно на протяжении 12 дней.

В конце сентября началось обучение советских пилотов. Первым советским летчиком, взлетевшим на «Харрикейне», стал адмирал Кузнецов, который поднял­ся в воздух 25 сентября. На следующий день полетел подполковник Борис Сафо­нов, 26-летний ас 76-го САП, а также ка­питан Кухаренко. Оба пилота позднее прославились, летая на «Харрикейнах». Подготовкой советских летчиков занима­лась главным образом 134-я эскадрилья. Первым инструктором был флайт-лейтенант Джек Росс, который подружился с Кухаренко. Одним из первых летчиков стал капитан Якобенко, который позднее возглавил первый советский полк на «Харрикейнах».

6 октября пилоты 134-й эскадрильи впервые вступили в бой с противником. Ведомые командиром Тони Миллером в районе своего аэродрома англичане пе­рехватили группу немецких бомбарди­ровщиков, бомбивших Ваенгу. Англича­не заявили два сбитых Ju 88, плюс три вероятно, а также повреждение еще шес­ти, не понеся при этом потерь. На следу­ющий день флайт-лейтенант Микки Рук оторвался от строя 134-й эскадрильи и потерял товарищей из виду. В этот мо­мент он заметил перед собой шесть самолетов. Сперва он подумал, что это его «Харрикейны», но вскоре различил кре­сты на крыльях. Рук атаковал, открыв огонь из всех 12 пулеметов. Один «Мессершмитт» взорвался в воздухе, букваль­но разлетевшись на куски. Остальные Bf 109 атаковали англичанина, и тот долго уходил от атак, держась у самой земли. Преследование продолжалось до самого Мурманска. Рук над портом пролетел через стоявший у причала эсминец, едва не задев крылом за мачту. Только тогда немцы отстали.

Хотя англичане не одержали каких-либо заметных успехов, свою задачу они в целом выполнили. Многие советские пилоты освоили английские машины, то же самое относилось и к механикам. Ко­мандующий североморской авиацией ад­мирал Кузнецов поблагодарил англичан за помощь. В начале октября под Архан­гельском собрали уже 60 «Харрикейнов», все было готово к формированию совет­ских истребительных авиаполков. Англи­чане, покидая Ваенгу, оставили там все свои машины. 9 октября аэродром Ваен­га прекратил выпускать и принимать са­молеты из-за сильной метели, продолжавшейся два дня. Затем наступили за­тяжные снегопады. 12 октября англича­не подготовились к отправке домой. В течение недели «Харрикейны» освоили 20 советских летчиков. Затем наступили холода, температура падала до -40(С и ниже, активность авиации резко упала. 20 ноября личный состав 151-го крыла по­грузился на борт английских кораблей. Большинство англичан возвращалось на родину на борту крейсера «Кения». Кон­вой покинул Мурманск 28 ноября и 7 де­кабря 1941 года вошел в порт Росит в Шотландии. Там 151-е крыло расформи­ровали. Командир крыла Рамсботтом-Ишервуд, командир эскадрильи Тони Рук, командир эскадрильи Тони Миллер и летный сержант Уэг Хоу стали кавале­рами ордена Ленина. Всего за годы вой­ны Советский Союз получил 2952 «Харрикейна», что составляло 20% от общей продукции.