Техническое описание истребителя-бомбардировщика Рипаблик F-105 «Тандерчиф»

 

Самолет представляет собой среднеплан со стре­ловидным крылом и однокилевым оперением. Пла­нер истребителя-бомбардировщика рассчитан на эк­сплуатационную перегрузку 8.67 и предельную 13G.

 

Конструкция

 

Фюзеляж технологически расчленен на три час­ти - носовую, центральную и хвостовую.

Носовая часть фюзеляжа имеет обычную конст­рукцию из кольцеобразных рам-шпангоутов различ­ного сечения и мощных лонжеронов. В передней час­ти, до силового шпангоута крепления переднего лон­жерона крыла, находятся отсек бортового электрон­ного оборудования; пушка н снарядный ящик: ниша, в которую убирается передняя опора шасси; кабина летчика.

Конструкция центральной части фюзеляжа обра­зована шпангоутами и уголковыми стрингерами. В нижней части находится двустворчатый бомбоотсек. Конструктивно в состав центральной секции фюзеля­жа включен центроплан с воздухозаборниками. Ос­новным силовым элементом является Н-образная цельносварная рама.

Площадь сечения задней части фюзеляжа соот­ветствии с правилом площадей увеличивается к хвосту. Правило площадей учтено в конструкции фюзе­ляжа, начиная с модификации F-105B.

Хвостовая секция – обычной конструкции, кре­пится к центральной секции четырьмя болтами. Хво­стовая секция выполнена съемной для обеспечения до­ступа к двигателю. Законцовка хвостовой секции об­разована воздушными тормозами длиной около 1 м. В закрытом положении четыре элемента тормозов об­разуют сужающее-расширяющееся сопло. При интен­сивном торможении в полете или на пикировании с большой высоты отклоняются все четыре элемента. Выпушенные воздушные тормоза почти удваивают лобовое сопротивление самолета без за мети о го изме­нения его балансировки. При посадке отклоняются лишь две боковые секции, верхняя и нижние блоки­руются. Верхняя - чтобы не мешать выпуску тормоз­ною парашюта, нижняя - чтобы не задеть при посадке о ВПП. Максимальный угол отклонения секций 40 град. Секции тормозов слегка открываются или зак­рываются при работе двигателя с «погашенной» фор­сажной камерой в случае, если регулируется сечение сопла Воздушные тормоза приоткрываются при уменьшении тяги на малых оборотах двигателя и зак­рываются при увеличении тяги. В нижней части хво­стовой секции установлен небольшой подфюзеляжный киль.

Стреловидность крыла по линии фокусов 45 град. Удлинение крыла 3,18. относительная толщина про­филя в корневом сечении - 5,5%, в концевом - 3,7%. Крыло имеет два главных лонжерона и один вспомо­гательный, расположенный между ними. Носовая часть крыла имеет коническую аэродинамическую крутку. Механизация крыла включает автоматичес­ки отклоняемый на больших углах атаки носок н односекционные щелевые закрылки с гидроприводом. На каждой плоскости имеется по пять секций интерцепторов и обычные элероны. И интерцепторы служат для управления самолетом по крену на больших при­борных скоростях.

Вертикальное оперение однокилевое, стреловид­ное. Руль направления имеет осевую компенсацию, триммер отсутствует.

Управляемый стабилизатор состоит из двух по­ловинок, соединенных стальной трубой, дифференци­ально отклонить половинки стабилизатора невозмож­но. Подвижные части отделены от фюзеляжа непод­вижными частями шириной примерно по 300 мм.

Приводы всех аэродинамических поверхностей управления - гидравлические.

Шасси - трехопорное убираемое с носовой стой­кой. Основные одноколесные опоры убираются в цен­троплан по направлению к продольной оси самоле­та. Колесо в убранном положении размещается у кор­ня крыла за воздухозаборником. Обшивка в нише шасси подкреплена гофром. Колеса оборудованы тор­мозами, на каждой опоре установлены посадочные фары.

 

Двигатель

 

Истребитель-бомбардировщик F-105 «Тандерчиф» оснащен одним турбореактивным двигателем Пратт-энд-Уитни J-75-P-3/5/10 (самолет F-105B) или J-75-P-10/19W (F-1G5D/F). Двигатель снабжен систе­мой впрыска воды и форсажной камерой. Воздух в двигатель поступает через воздухозаборники с внут­ренним сжатием. Воздухозаборники имеют скошен­ные заостренные кромки, вызывающие расщепление скачков уплотнения с целью уменьшения вредного влияния скачков на характер обтекания хвостового оперения. Сечение воздухозаборника регулируется подвижным клином, кроме того расход воздуха регу­лируется перепускными створками, расположенными непосредственно перед двигателем. Положение кли­на регулируется автоматически, в зависимости от чис­ла М. Для обеспечения работы двигателя на Земле внутри ниш опор шасси имеются дополнительный воздухозаборники, закрытые металлической сеткой.

У основания передней кромки киля расположен вход воздухозаборника системы охлаждения форсаж­ной камеры, кроме того за счет подсоса воздуха меж­ду соплом двигателя и соплом, которое образуют сек­ции воздушных тормозов создается дополнительная реактивная тяга.

 

Топливная система

 

Большие размеры фюзеляжа позволили размес­тить в нем значительный запас топлива, емкость внут­ренних баков – 2915 л. Основные мягкие топливные баки находятся в центральной секции фюзеляжа над воздухозаборниками, предусмотрена подвеска топ­ливного бака емкостью 1477 л внутри бомбоотсека. В носовой части фюзеляжа по левому борту находится штанга топливоприемника дозаправки топливом в полете.

 

Электросистема

 

Электрооборудование самолета питается от ге­нераторов переменного тока МВ-3 мощностью по 30 кВт и генератором постоянного тока МА-11 напря­жением 30 В.

 

Бортовое оборудование

 

На самолете установлена система автоматичес­кого управления Дженерал Электрик FC-5 н система управления огнем AN/ASG-19, Специально для истре­бителя-бомбардировщика F-105 фирмой Эклипс Пионер разработан центральный вычислитель аэродина­мических параметров, который выдаст данные о высо­те, скорости и температуре окружающего воздуха.

Навигационная аппаратура включает радиоло­катор R-14 NASARR, имеющий режимы панорам­ного обзора местности и следования рельефа местно­сти; допплеровская навигационная система A N/APN-131 (на модификации F-105D). радионавигационную систему TACAN. УКВ радиопеленгатор, аппаратуру радиотехнической системы посадки 1LS. В состав доплеровской навигационной системы входят доплеровский радиолокатор, первичные датчики аэроди­намических параметров, вычислитель аэродинамичес­ких параметров и навигационный вычислитель. Сис­тема непрерывно рассчитывает координаты точки места самолета с учетом сноса, путевую скорость, курс, расстояние до очередной поворотной точки маршрута. Ошибка навигационной системы состав­ляет порядка 5 км на 1 час полета.

Система управления огнем н навигационная си­стема завязаны а единый комплекс, известный под наименованием «Тандерстрик». Система «Тандерстрик» обеспечивает автоматическое бомбометание с различных видов маневра в простых и сложных ме­теоусловиях.

Пространственная ориентация самолета опреде­ляется с помощью курсовертикали фирмы Лир.

Автопилот Дженерал Электрик FC-5 работает в режимах стабилизации барометрической высоты по­лета и числа М. Автопилот обеспечивает самолето­вождение по заданному маршруту в ортодромической системе координат.

В состав приборного оборудования включены новейшие на тот период приборы с ленточными шка­лами - указатель числа М, указатель высоты и верти­кальной скорости.

 

Вооружение

 

На самолете стационарно установлена шести­ствольная автоматическая 20-мм пушка М-61 «Вул­кан» скорострельностью 6000 выстрелов в минуту. Скорострельность удалось повысить (штатная скоро­стрельность пушки «Вулкан» 4000 выстрелов в мину­ту) за счет использования двухленточного питании. Привод вращения блока стволов гидравлический. Боекомплект 1029 снарядов обеспечивает непрерыв­ную стрельбу в течение 11 секунд.

Для наружной подвески вооружения имеется пять пилонов, один центральный подфюзеляжный и четы­ре подкрыльевых, Масса подвесного вооружения 5410 кг (F-105B) или 7800 кг (F-105D).

 

Летно-технические характеристики

 

                             F-I05D F-I05F

Размах крыла, м 10.64 10.64

Длина, м 20.43 21,06

Высота, м 6,01 6.15

Площадь крыла, кв.м 35,81 35.77

Масса пустого, кг 12700 12880

Взлетная масса, кг

Нормальная 17250

Максимальная 23830 24500

Максимальная посадочная масса, кг 23150

Масса полезной нагрузки, кг 7800 5400

Макс скорость на большой высоте М-2.1 М-2.25

Максимальная скорость у земли, км/ч 1376 1531

Скороподъемность, м/с 175 162

Максимальная дальность полета, км 4000 3330