Окраска и обозначения

 

Королевские ВВС и морская авиация

 

Прототип самолета Хоукер «Харри­кейн» (К5083) оставался на всем протя­жении своей истории окрашенным оди­наково. Его металлические поверхности были отполированы и не окрашены. Ма­терчатая обшивка покрывалась краской Matt Aluminium. Аналогичную окраску имело несколько самолетов, собранных в Лэнгли и предназначенных для экспе­риментов. Эти машины также получали гражданские регистрационные номера. Камуфляжную окраску ввели лишь в на­чале Битвы за Англию. Тогда же камуф­ляж получил и прототип. На самолетах летали летчики-испытатели фирмы, об­разуя звено ПВО фирмы (Langley Defense Flight).

Первые «Харрикейны Mk I», посту­пившие в 111-ю эскадрилью Королевских ВВС, несли довоенную окраску. Сверху и по бокам наносились большие пятна с волнистыми краями цвета Dark Earth и Dark Green. Расположение пятен соответ­ствовало двум утвержденным схемам А и В. Обе схемы представляли зеркальное отражение друг друга. Нижняя сторона самолета покрывалась серебристой крас­кой. Опознавательные знаки - сине-бело-красная кокарда с желтой каймой - оди­наковые на бортах фюзеляжа и верхних сторонах крыльев. На нижней стороне крыльев желтая кайма отсутствовала. Кроме того, на крыльях повторялся се­рийный номер (черные буквы и цифры). Серийный номер также обычно наносил­ся на хвостовую часть фюзеляжа (за опоз­навательным знаком или за тактическим номером). Кроме того, в 111-й эскадри­лье на хвосты самолетов помещалась эм­блема части. Следующие истребители уже несли военный камуфляж. Обострив­шаяся политическая ситуация в Европе заставило английское командование от­казаться от элегантного серебристого цвета. С кокард убрали желтую кайму, а часто избегали использовать и белый цвет. Например, на некоторых машинах 85-й эскадрильи кокарды были двухцвет­ными. Размер самих кокард уменьшили. В некоторых частях желтый кант вокруг кокарды сохранили, но белое кольцо уб­рали. Разнобой был вызван тем обстоя­тельством, что модификацию опознава­тельных знаков проводили уже в частях. Известны снимки, когда стоящие в ряд «Харрикейны» одной эскадрильи имеют разные опознавательные знаки.

Но главной особенностью нового ка­муфляжа было то, что нижнюю сторону самолета покрывали деформирующим камуфляжем типа «день-ночь». Правое крыло и половину фюзеляжа красили черной краской, а левую - белой. Этот камуфляж также наносился в боевых ча­стях, поэтому также встречались много­численные отступления от стандарта. Например, иногда белой и черной крас­ками покрывали только крылья, оставляя днище фюзеляжа серебристым. Анало­гично обстояло дело и с кокардами на нижней стороне крыльев. Официально они должны были быть трехцветными красно-бело-синими), причем на черном крыле кокарда получала тонкую желтую кайму. Однако встречались самолеты с белой каймой или вовсе без каймы. Встречались двухцветные (сине-красные) кокарды, или кокарды с широким белым или желтым кантом. Такое же разнооб­разие царило и среди кокард на верхней стороне крыльев.

В таком виде «Харрикейны» встрети­ли 1940 год, когда прибыли во Францию в составе AASF (Advanced Air Striking Force). Все самолеты AASF несли кодо­вые обозначения эскадрилий (светло-се­рые) и так называемый «fin-flash» - поло­сатый прямоугольник в той же палитре, что и кокарда. Исключение составляли самолеты 85-й и 87-й эскадрильи, у кото­рых вместо «fin-flash» на хвостах изобра­жалась эмблема эскадрильи (на самоле­тах 85-й эскадрильи эмблему иногда на­носили под фонарем), в ходе боев во Франции нижнюю сторону самолета ста­ли красить светло-зеленовато-голубой краской (Sky), которой заменили белую краску. После того, как война во Фран­ции была проиграна, эскадрильи верну­лись в Англию. Открылась самая тяже­лая страница в истории Королевских ВВС. Началась так называемая «Битва за Англию». Люфтваффе обрушило на ост­ров всю свою мощь. В этот период снова стали обводить кокарду на фюзеляже тонкой желтой каймой. Кроме того, ниж­нюю сторону самолета все чаще стали целиком красить краской Sky. Модифи­кацию претерпел и «fin-flash». Его смес­тили с руля направления на неподвижную часть киля. Кокарды на верхней стороне крыльев приняли свой окончательный облик: двухцветные (красно-синие) кон­центрические окружности. В конце 1940 года ввели элемент быстрой идентифика­ции в виде широкой полосы цвета Sky перед хвостовым оперением.

В августе 1941 года цвет Dark Earth заменили цветом Ocean Grey, а нижние поверхности стали красить в цвет Medium Sea Grey. Верхний камуфляж по-прежнему наносился по схемам А и В, сохранившись почти без изменений до самого конца войны. Передние кромки крыла красили желтой краской, что слу­жило элементом быстрой идентифика­ции. В мае 1942 года провели новую мо­дификацию опознавательных знаков. Белое кольцо кокарды сделали гораздо тоньше, чем красное и синее.

«Харрикейны», действовавшие в тро­пиках, несли специальный камуфляж. Цвет Dark Green заменяли цветом Light Earth или Middle Stone и Sand Stone. Нижний камуфляж первоначально был как в Европе: Black/Sky или чистый Sky. Позднее стал применяться специально разработанный цвет Azure Blue, который был темнее и заметно синее, чем Sky. Опознавательные знаки остались как были. Лишь во время операции «Torch» вместо кокард изображали американские белые звезды с желтым кантом. Это была вынужденная мера, поскольку американ­цы сбивали все, что не имело больших белых звезд, а порой и то, что такие звез­ды имело.

Ночные «Харрикейны» и «Харрибомберы» первоначально целиком покрыва­лись матовой черной краской. Тактический номер наносили серой или красной крас­кой. После введения серой окраски, в чер­ный цвет красили лишь нижнюю сторону самолета. Опознавательные знаки обычно не имели белого поля, а на нижней сторо­не крыльев вовсе отсутствовали.

Машины, действовавшие в Азии (Бирма, Таиланд, Индия) отличались от европейских лишь опознавательными знаками. С 1942 года кокарды были двух­цветными.

Самолеты из учебных частей часто красили в желтый цвет: весь самолет или только капот.

Английские «Си Харрикейны» в на­чале своей карьеры несли стандартный камуфляж английской морской авиации. Верхняя сторона самолета покрывалась пятнами Dark Slate Grey и Extra Dark Sea Grey а нижнюю сторону красили краской Sky Grey или Sky. Позднее низ самолета красили белой краской.

 

Другие государства

 

За рубеж «Харрикейны» поставля­лись в стандартном английском камуф­ляже. Обычно, новые хозяева оставля­ли самолеты как есть, добавляя лишь свои опознавательные знаки и такти­ческие обозначения. О самолетах, при­надлежавших Бельгии, Португалии и Турции рассказывать не будем - их осо­бенности полностью показаны на цвет­ных иллюстрациях. Остановимся на тех странах, где внешний вид машин изме­нялся более серьезно.

Финляндия одной из первых получи­ла «Харрикейны». Первые доставленные самолеты опоздали к зимней кампании 1940 года. Вместо кокард на финских са­молетах изображались голубые свастики на белом поле (так называемые «хаккаристи»). До 22 июля 1941 года финские истребители носили английский камуф­ляж, лишь некоторые машины были пе­рекрашены в темно-зеленый цвет (снизу в голубой). По английскому образцу пер­вое время финны красили нижнюю сто­рону правого крыла в черный цвет. До­полняли окраску желтые элементы быст­рой идентификации: нос, нижняя сторо­на оконцовки крыльев и полоса перед хвостовым оперением. Позднее финны применили черно-зеленый пятнистый камуфляж. В таком виде «Харрикейны» летали до конца войны, также камуфли­ровали трофейные самолеты.

Югославские «Харрикейны» могли иметь камуфляж одного из двух типов. Первый тип представлял собой большие нерегулярные пятна оливково-зеленого и песочно-землистого цвета. Нижняя сто­рона самолета была светло-голубой. Дру­гая схема отличалась тем, что пятна были меньше размером и имели более извиви­стую форму, плюс добавлялись пятна черного цвета. Металлические листы ка­пота часто оставались неокрашенными.

Ирландские «Харрикейны» остава­лись или в английском камуфляже или перекрашивались в светло-зелено-олив­ковый цвет, в соответствии со старой схе­мой ирландских истребителей.

Окраска советских «Харрикейнов» трудно поддается формализованному опи­санию. Часть самолетов сохранила ориги­нальный камуфляж Dark Green/Dark Earth или Dark Green/Ocean Grey. Но так они выглядели лишь до первого ремонта. В ходе ремонта самолеты или перекрашива­ли или добавляли новые пятна.