Ла-5 «206»

 

Истребитель Ла-5ФН стал первым советским самолетом, по своим характе­ристикам, превзошедшим немецкий Bf 109G. В то же время, советские конструк­торы, в том числе и в КБ Швецова, пони­мали, что это превосходство - временное. Резервы модернизации мотора АТП-82ФН в плане увеличения мощности были выбраны полностью, 1850 л.с. яв­лялось для него «потолком». С другой стороны, в СССР не существовало ни одного двигателя с радиальным располо­жением цилиндров, превосходящего АШ-82ФН по своим характеристикам. Некоторое время преемником АШ-82 считался мотор АШ-71Ф, развивавший мощность 2200 л.с., однако он оказался ненадежным.

Альтернативой установке более мощ­ного двигателя стало снижение массы планера и улучшение аэродинамики Ла-5ФН. Снизить массу можно было за счет замены деревянных элементов конструк­ции металлическими, что, отчасти, и сде­лали на последних сериях Ла-5Ф/ФН.

В 1943 г. была выполнена серия про­дувок Ла-5 в натурной аэродинамической трубе ЦАГИ Т-104. Продувки показали, что даже простая герметизация фюзеля­жа может дать прирост скорости в 24 км/ ч, прирост еще в 6 км/ч давала полная уборка хвостового колеса. Проводились продувки самолета с перенесенным из-под капота мотора под среднюю часть фюзеляжа маслорадиатором. Выясни­лось, что такой перенос снижает лобовое сопротивление маслорадиатора на 50% при увеличении воздушного потока че­рез радиатор на 35%.

Данные продувок были использова­ны при доработке серийного Ла-5ФН с заводским номером 39210206, на воздуш­ный винт этой машины, также, установи­ли кок увеличенного размера без втулки стыковки с автостартером; жаропрочные панели в районе выхода выхлопных га­зов стали меньших размеров и без допол­нительных отверстий. Переоборудован­ный самолет известен как Ла-5 «206».

Воздухозаборник нагнетателя на Ла-5 «206» перенесен с верхней на нижнюю поверхность капота двигателя, маслорадиатор установлен на нижней поверхно­стью фюзеляжа в районе задней кромки крыла; изменена форма обтекателя маслорадиатора. Проволочная антенна кре­пилась к передней кромке вертикально­го оперения, ее лучи - к фюзеляжу и ан­тенному вводу, расположенному непос­редственно на заднем сегменте остекле­ния фонаря кабины. Ла-5 «206» имел щитки шасси, полностью закрывающие в убранном положении стойки и колеса основных опор.

Самолет с 16 декабря 1943 г. по 10 февраля 1944 г. проходил испытания на аэродроме ЛИИ в Жуковском, пилоти­ровал Ла-5 «206» летчик-испытатель Н.В. Адамович. Результаты испытания пол­ностью подтвердили расчеты ученых ЦАГИ. Максимальная скорость у земли составила 630 км/ч, на высоте 6150 м - 684 км/ч - на 50 км/ч больше, чем у серийно­го Ла-5ФН, не смотря на то, что Ла-5 «206» имел взлетную массу (3445 кг) на 150 кг большую, по сравнению со «стан­дартным» самолетом.

Аэродинамические усовершенствова­ния не внедрялись в конструкцию Ла-5ФН, но результаты, полученные на Ла-5 «206», в полной мере учли в ходе про­ектирования Ла-7.