Прототип И-301

 

Недостаточная дальность полета была единственным недостатком машины. Что­бы устранить его, самолет вернули в ОКБ-301. Там машину оснастили двумя допол­нительными топливными баками, располо­женными в крыльях, что позволило увели­чить запас топлива до 452 литров. С пол­ной заправкой самолет мог держаться в воздухе 2.5 часа. Кроме того, самолет по­лучил крышку фонаря, сдвигающуюся на­зад (здесь надо заметить, что прототип не имел закрытого фонаря).

Под обозначением И-301 прототип опять направили на государственные приемочные испытания, каковые состо­ялись 14 июня 1940 года. Во время этих испытаний И-301 развил максимальную скорость 503 км/ч у земли и 605 км/ч на высоте 5000 метров, что было на 20 км/ч больше, чем у конкурента - яковлевского И-26. Скороподъемность И-301 со­ставляла 900 м/мин. Из-за большой соб­ственной массы потолок истребителя не превышал 9600 км, в то время как И-26 набирал 10200 метров, а И-200 (МиГ) -12000 метров. За блестящую полирован­ную обшивку прототип получил прозви­ще «пианино».

11 февраля 1940 года Советский Союз и Германия заключили договор, соглас­но которому СССР поставлял стратеги­ческое сырье взамен на различное воору­жение. В числе полученных вооружений были пять Мессершмиттов Bf 109E-3, прибывших в Советский Союз в мае 1940 года. Выяснилось, что немецкий истреби­тель почти на 100 км/ч быстрее И-16 и более чем на 100 км/ч быстрее И-153.

В программу приемочных тестов вхо­дило сравнительное испытание И-301 с Мессершмиттом Bf 109B-1 (из числа трофеев, захваченных в Испании) и Мессер­шмиттом Bf 103E-3. На высоте 5000 мет­ров Bf 109E-3 заметно отставал от И-301 (546 км/ч против 605 км/ч). И-301 также превосходил немца по дальности дей­ствия. Во время испытаний И-301 совер­шил беспосадочный перелет от Москвы до Курска и обратно, причем в баках са­молета еще осталось 15% топлива.

Хотя И-301 имел жесткие элероны и рули высоты, а также другие технические недостатки, самолет приняли к серийно­му выпуску 29 июля 1940 года. Второй прототип И-301 появился в ноябре 1940 года, после того, как государственные при­емочные испытания подошли к концу. В конструкции второго прототипа были уч­тены все предложения и исправлены все недостатки, замеченные прежде.

Политическая ситуация в Европе не оставляла времени для кардинальной пе­реработки конструкции самолета, кото­рая позволила бы улучшить летные ха­рактеристики истребителя. Проведя оче­редной «блицкриг» Германия оккупиро­вала Францию, Бельгию и Голландию.

Хотя 23 августа 1939 года Советский Союз и Германия заключили Пакт о нена­падении, было очевидно, что зреет война.

Поэтому требовалось как можно быстрее переоснастить советские ВВС новыми са­молетами, которые не уступали бы Мессершмиттам. Таким самолетом и стал И-301.