В небе Китая

 

Вторым местом боевого применения СБ стал Китай, где шла освободитель­ная война против японских агрессоров. В начале японской агрессии малочис­ленная китайская авиация понесла большие потери. Японские ВВС безраздель­но господствовали в воздухе, подвергая варварским бомбардировкам города Китая. 21 августа 1937 г Советский Союз заключил договор с правительством Чан-Кай-Ши (Chiang Kai-Shek) о постав­ках крупных партий вооружения.

Осенью 1937 г Советский Союз отпра­вил в Китай 225 самолетов, в том числе 62 бомбардировщика СБ и 89 авиационных специалистов для обучения китайских лет­чиков. Советские летчики на СБ-2М-100А перелетели из Иркутска на аэродром Вухань (Wuhan) в провинции Хупей (Hupei) в несколько этапов через Dalan Dzagada и Ulan Bator. В ноябре 1937 г первая группа советских летчиков-добровольцев прибы­ла в Китай на своих самолетах. Когда бом­бардировщики СБ прибыли в Китай на них в качестве опознавательных знаков были нанесены 12-лучевые звезды гоминдановс­кого режима и они были включены в со­став китайских ВВС.

На аэродроме Нанкин (Nanking) были сосредоточены две группы самоле­тов: 23 истребителя И-16 под командова­нием Г.М.Прокофьева и 20 бомбардиров­щиков СБ под командованием Кидалинского. На аэродроме Ханькоу (Hankow) находился отряд из 31 бомбар­дировщика СБ под командованием Ф.П.Полынина. К числу успешных операций советских бомбардировщиков были налеты на японские аэродромы, бомбардировка японских кораблей на реке Янцзы, уничтожение моста и пон­тонной переправы через реку Хванг Xo(Hwang Но).

Особенно успешным был налет на главную базу японских ВВС, находящу­юся на острове Формоза (Formosa, Тай­вань). База находилась на большом уда­лении от линии фронта и использова­лась для разгрузки судов с авиационной техникой. Самолеты в разобранном виде, упакованные в контейнеры, достав­лялись на аэродром. Там они собирались и перегонялись в Шанхай. На Формоза находились также большие склады топ­лива и авиационного имущества. Япон­ское командование считало базу недо­сягаемой для советских бомбардировщи­ков. Советское командование подгото­вило налет с дозаправкой самолетов на обратном пути на аэродроме Фуджоу. 23февраля 1938 г 28 бомбардировщи­ков СБ сбросили на Формозу 280 бомб и без потерь вернулись на аэродром в Ханькоу, пробыв в воздухе более семи часов. В результате налета советских лет­чиков было уничтожено 40 самолетов на аэродроме, много авиационной техни­ки в контейнерах, ангары и трехгодич­ный запас горючего.

В августе 1938 г китайское правитель­ство Чан-Кай-Ши обратилось с просьбой к СССР предоставить новую партию са­молетов и эта просьба была удовлетво­рена. Всего до июня 1941 г Советский Союз поставил Китаю 1250 самолетов, десятки тысяч авиационных бомб различ­ных калибров и много другого авиаци­онного имущества. В 1937-1940 гг в Ки­тай из СССР было поставлено 292 бом­бардировщика СБ разных модификаций. В Китае работали советские авиацион­ные специалисты и советники по авиа­ции, свыше 700 добровольцев, летчиков и механиков, приняли участие в боевых действиях.

С осени 1937 г самолеты СБ, управ­ляемые советскими экипажами, стали принимать активное участие в бомбар­дировках японских укреплений и скоп­лений войск, они уничтожали железнодо­рожные составы и станции, мосты и мор­ские транспорты. Появление новейших скоростных бомбардировщиков СБ усилило наступательную способность китайской военной авиации. Как и в Испании, самолеты СБ действовали пер­вое время в небе Китая без прикрытия истребителей. Однако с появлением ис­требителей Mitsubishi A6M Zero-Sen и истребителей других новейших типов японские летчики установили полное господство в воздухе, что вынудило отка­заться от применения СБ для выполнения боевых задач в дневное время.

После вывода из Китая советских добровольцев поставки СБ-2М-103 (в Китае они имели обозначение СБ-3) про­должались до середины 1941 г и прекра­тились, когда фашистская Германия напала на Советский Союз. В Китае оста­лись немногочисленные советские воен­ные и технические советники, которые лично не принимали участия в боях. Ки­тайские пилоты и технический персонал быстро освоили СБ и несколько лет ис­пользовали их в освободительной вой­не против Японии. В конце 1940 г была сформирована 12-я бомбардировочная группа, вооруженная СБ. До своего рас­формирования в 1944 г она по неизвест­ным причинам в боевых действиях не уча­ствовала. Эскадрильи СБ из других бом­бардировочных авиагрупп (1й, 2й и 61Й ) осенью 1941 г участвовали в боях за Чан­ша (Chansha).

В январе 1942 г эскадрильи СБ были атакованы японскими истребителями. Во время воздушного боя два СБ были сби­ты и три серьезно повреждены и совер­шили вынужденные посадки. 22 и 24 ян­варя во время налетов на аэродром Аньцин китайские СБ прикрывали на истре­бителях Р-40 летчики из американской группы добровольцев «Летающие тиг­ры». 22 января один СБ был сбит в воз­душном бою.

В середине 1942 г большую часть уце­левших СБ сосредоточили на границе с Бирмой для борьбы с наркобаронами. Американское и китайское командова­ния стремились помешать распростране­нию наркотиков в строевых частях, что значительно снижало их боеспособность.

В июне и июле летчики из 12 авиагруппы на СБ, Корсарах и Дугласах совершили 9  боевых влетов на разведку и бомбар­дировку опиумных плантаций. Кроме того, СБ поддерживали наземные вой­ска, оборонявшие позиции на границе Китая и Индии.

К началу 1943 г единственной авиа­частью действующей на СБ была 1-я авиагруппа, где оставались еще летном состоянии 19 самолетов. В мае они совер­шили последний боевой вылет на фрон­те в районе Хуйбей (Khuibei).

Опыт боевого применения СБ в Ис­пании и Китае выявил ряд их недостат­ков. Прежде всего выявилась уязвимость СБ со стороны задней полусферы. Зад­нему стрелку требовалось слишком мно­го времени для подготовки к бою верх­ней турели: сдвинуть фонарь и вывести пулемет из специального гнезда в фюзе­ляже в верхнее положение для ведения стрельбы. Не менее трудоемкие операции требовала и нижняя люковая пулеметная установка, которая к тому же имела очень ограниченные углы обстрела. Все манипуляции по приведению пулеметов в боевое положение производились под действием собственного веса стрел­ка и требовали большой силы и хоро­шей сноровки.

Стрельбу из верхней турели в откры­том положении приходилось вести под давлением воздушного потока, что зат­рудняло условия боевой работы задне­го стрелка. Вызывали нарекания экипа­жей также сильный шум работающих двигателей и вибрации подмоторной рамы в полете, слишком тесные кабины и жесткая подвеска шасси. 'Место штур­мана в передней кабине было признано просто опасным - в случае вынужден­ной посадки с убранным шасси он был обречен, так как входной люк в кабину штурмана располагался только снизу. Летчику была необходима бронеспинка для защиты от губительного огня истре­бителей со стороны задней полусферы. Летчики требовали также увеличить в 2-3 раза бомбовую нагрузку СБ.