Истребитель Рипаблик Р-47В

 

Истребитель Р-47В является серий­ной версией опытного ХР-47В. Первые две из пяти машин предсерийной партии (заводские номера 41 -5895 и 41 -5896) получили обозначение YP-47B помимо камуфляжной окраски, накло­ненной вперед мачты радиоантенны, металлической обшивки рулей и эле­ронов были практически идентичны прототипу, на них даже стояли фона­ри с закругленным остеклением задней секции и боковыми дверцами, правда, предсерийные самолеты имели воору­жение.

Четыре предсерийные истребителя YP-47B (заводские номера 41 -5895 - 41 -5898) авиационный корпус армии США получил в середине марта 1942 г., первые же серийные Р-47В (заводс­кой номер 41-5904) передали заказчи­ку 26 мая 1942 г. Темп производства составил 50 самолетов в месяц, но из­готовили всего 171 машину с заводс­кими номерами 41-5895 - 41-6065.

Шестой построенный самолет, фактически первый серийный, выкати­ли на аэродром в День Благодарения, 27 ноября 1941 г. Именно эту машину официально передали военным в мае 1942 г., но самолет остался на фирме и использовался по программе летных испытаний.

В марте 1942 г., чтобы поддержать на плаву завод в Фэрмингдэйле, здесь начали производство партии истреби­телей Р-43. Примерно в это же время, в связи с перспективой масштабного производства самолетов Р-47, было принято решение о строительстве но­вого завода в городе Ивэнсвилл, шт. Индиана. Выбор места под строитель­ство обуславливался наличием хоро­шего аэродрома и развитой сети дорог. В районе имелось большое количество рабочей силы, в основном фермеров. В помощь новому персоналу в Ивэнс­вилл из Фэрмингдэйла направили группу квалифицированных рабочих и мастеров. Завод в Ивэнсвилле начал выпускать самолеты через шесть меся­цев после ввода в строй, первыми со сборочных линий сошли «Тандерболты» модификации P-47D. Однако даже их нельзя считать полностью постро­енными в Индиане - их здесь собирали из узлов, поставленных с завода в Фэр­мингдэйле. По настоящему завод в Ивэнсвилле заработал только к сере­дине 1943 г. Построенные в Фэрминг­дэйле «Тандерболты» получали к сво­ему обозначению индекс «RE», в Ивэн­свилле - «RA», но первые P-47D постройки завода в Ивэнсвилле имели обозначение P-47D-RE.

Трагическое происшествие, случившееся 26 марта 1942 г. едва не поставило крест на будущем «Тандерболта». В поле­те при выполнении маневра со значительной перегрузкой раз­рушилась хвостовая часть пятого построенного Р-47В (завод­ской номер 41-5899) - проще говоря, у истребителя отвали­лось хвостовое оперение. «Тандерболт» перешел в неуправ­ляемое падение. Главный летчик-испытатель фирмы Джордж У. Баррелл покинул самолет всего в 60 м от земли, купол па­рашюта не успел наполниться - 42-летний пилот скончался в госпитале. Катастрофа имела место прямо над летным по­лем аэродрома Митчел-Филд, поэтому пожарная команда смогла быстро погасить то, что осталось от «Тандерболта». Анализ обломков самолета позволил выявить причину тра­гедии - недостаточную прочность крепления хвостового опе­рения к фюзеляжу.

В похожую ситуацию попал 1 мая 1942 г. Джозеф П. С. Паркер. На YP-47B с заводским номером 41-5900 он попал в флаттер над Атлантикой. В пикировании с высокой скорос­тью потоком воздуха сорвало полотняную обшивку руля на­правления и рулей высоты. «Тандерболт» закончил свой путь в водах Атлантического океана, зато «Свид» Паркер сумел из этой истории выбраться живым. Прочнистам пришлось заново выполнять все расчеты по силовым конструкциям пла­нера. В результате на более поздних моделях «Тандерболта» была перепроектирована хвостовая часть фюзеляжа. Изме­нился контур руля направления, его хорду увеличили на 25 мм. Полотняную обшивку рулей заменили металлической даже на всех уцелевших YP-47B.

К моменту первого полета прототипа ХР-47В фирма име­ла заказ на поставку авиационному корпусу 773 «Тандерболтов» модификации «В», но вскоре количество потребных са­молетов Р-47В уменьшили до 170 машин, остальные должны были строиться в варианте Р-47С.

На последнем серийном Р-47В была установлена гермо­кабина по типу использовавшейся на ХР-47. «Тандерболты» модификации «В» поступили на вооружение строевых под­разделений авиационного корпуса армии США, однако о случаях использования Р-47В в боевых действиях ничего не известно.

Один из пяти первых «Тандерболтов» использовался для полетов на определение летных испытаний. Машину оснас­тили двигателем R-2800-21, который был на 70 кг легче, чем штатный для Р-47В мотор R-2800-11. «21-й» двигатель имел иной карбюратор. При мощности двигателя в 2000 л.с само­лет на высоте 8470 м развил скорость 690 км/ч. На высоте 1520 м «Тандерболт» развил максимальную скорость 566 км/ ч, на высоте 10 360 м - 663 км/ч. Скороподъемность самолета была ниже требуемой и значительно уступала скороподъем­ности истребителя «Лайтнинг» - на 4570 м «Тандерболт» за­бирался за 6 мин 36 с, на 6100 м - за 9 мин 45 с, «Лайтнингу» модификации P-38F требовалось на четыре минуты меньше.

Определенные сомнения вызывала возможность использования турбо­компрессора в боевой обстановке никто не мог представить как отразят­ся на работе турбокомпрессора веро­ятные боевые повреждения. Проверку производили экспериментальным пу­тем на полигоне в Эглине, шт. Флори­да. RP-47B был установлен на земля­ную насыпь носом к земле. Обстрел велся как бы сзади сверху (атака истре­бителем противника из задней полу­сферы) из пулемета калибра 7,7 мм и 20-мм пушек (стандартное вооружение истребителей люфтваффе) при часто­те вращения турбины компрессора 20 000 об/мин. Фатальных для самолета в целом повреждений в результате об­стрела отмечено не было. Попутно «вылезла» совершенно иная неприят­ность - случайно попавшая в бронес­пинку под углом 90 град, бронебойная пуля пробила насквозь, бронеспинку, сиденье летчика, противопожарную перегородку и застряла в карбюрато­ре. Как выяснилось уже после оконча­ния войны - по качеству американской броне уступала только японская...