Под голубой свастикой. Финские И-16.

 

На момент начала гражданской войны в Испании истребитель И-16 по праву считался революционным самолетом. Будучи основным истребителем ВВС РККА в 1939 г. от являлся одним из лучших в мире, но конфликт на Халхин-Голе показал, что «ишачок» уже не лучший в мире. Ограниченность харак­теристик И-16 в еще большей степени выявила война с Финляндией. Боевые действия начались 30 ноября 1939 г.

Командование Красной Армии и высшее политическое руководство страны недооценило способность ма­ленькой северной страны к сопротив­лению. Задействованные в операции истребительные подразделения ВВС и авиации Балтийского флота имели на вооружении бипланы И-152 и старые модели монопланов И-16, главным образом И-16 тип 5. Летный состав не имел боевого опыта, а порой и доста­точного налета на истребителях. С дру­гой стороны истребители финских ВВС имели адекватную камуфляжную окраску, подразделения были рассре­доточены по аэродромам, а хорошо подготовленные летчики исповедовали агрессивную тактику ведения воз­душного боя. После месяца боев совет­ским ВВС с трудом удавалось удержи­вать господство в воздухе исключи­тельно за счет численного перевеса. В этих условиях командованию ВВС РККА пришлось пойти на непредви­денные меры - замену шести из вось­ми, развернутых на театре военных действий, истребительных авиаполков и перевооружение их с И-16 тип 5 на И-16 тип 10 и тип 17. На войну направ­лялись ветераны Испании, Китая и Халхин-Гола. Количество истреби­тельных полков возросло до 12. Фин­ны, со своей стороны, бросили в бой недавно закупленные за рубежом ис­требители Моран-Солнье MS-406 и ФИАТ G.30bis. Боевые действия пре­кратились 13 марта 1940 г. К этому моменту всем стало очевидно - время И-16 прошло.

Боевые действия между СССР и Финляндией возобновились в 1941 г. Главным оппонентом истребителя И-16 выступал американский Брюстер В-239. Финны сбили значительное коли­чество «ишачков», несколько машин они захватили в местах вынужденных посадок. Самолеты были отремонтиро­ваны и включены в состав подразделе­ний ВВС Финляндии. Самолеты исполь­зовались для ознакомления финских лет­чиков с сильными и слабыми сторона­ми «маленьких» истребителей.

 

Истребители И-16 в составе Ilmavoimat

 

В период Зимней войны финны зах­ватили совершивший вынужденную посадку истребитель И-16 тип 18, са­молет был оснащен лыжным шасси. На посадке «ишачок» лишь обломал ло­пасти воздушного винта АВ-1, в ос­тальном же самолет был абсолютно исправен. В финских ВВС истребитель перекрасили и дали новый бортовой идентификационный код «VH-201» (позже изменен на «VH-21»). Самолет облетывали многие финские летчики. Один из них, лейтенант И. Висапаа, совершил 10 апреля 1940 г. вынужден­ную посадку в окрестностях озера Пихаярви из-за отказа двигателя. 12 мар­та 1941 г. истребитель передали в Llv-24. 15 апреля истребитель передали люфтваффе. Немцы отметили избы­точную нагрузку на крыло и недоста­точную устойчивость «ишачка». Фин­ские летчики не любили И-16 за слож­ность пилотирования и требователь­ность к длине взлетно-посадочных по­лос. Финны налетали на этом И-16 все­го 6 ч 20 мин.

В начальный период «Продолжи­тельной войны» финны вернули себе территории потерянные зимой 1939-40 г.г. В 1942-43 г.г. финнам досталось еще пять И-16, самолеты получили в Ilmavoimat идентификационные коды от «IR-101» до «IR-105». Все они в конеч­ном итоге оказались в LeLv30, на воору­жении этого подразделения они остава­лись до ноября 1943 г. По имеющейся информации, только один их этих само­летов был пригоден к полетам.

История первого И-16 из этой пятер­ки хорошо известна. Истребитель И-16 тип 5 с бортовым номером «15» был зах­вачен в районе Суурсаари 28 марта 1942 г. Самолет был оснащен лыжным шас­си, после штурмовки наземных целей, под крылом еще оставались не выпущен­ные три реактивных снаряда РС-82. От­личительной особенностью самолета являлись опознавательные знаки разно­го размера: звезда на нижней поверхности левой плоскости крыла была боль­ше, чем на правой. К 29 апреля финны восстановили самолет до пригодного к полетам состояния. Истребитель полу­чил идентификационный код «IR-101». 1 августа машину передали в 3/LeLv6, a 16 ноября - в 2/LeLv30. Как и И-16 VH-21, истребитель IR-101 налетал в финс­ких ВВС немного - 6 ч 35 мин. После­дний полет на нем выполнили 22 июня 1943 г., 2 ноября 1943 г. И-16 окончатель­но был переведен в резерв.

В районе реки Свирь финны захва­тили двухместный УТИ-4 в практичес­ки исправным состоянии. Повреждены были только кок и лопасти воздушного винта. В летное состояние спарку верну­ли к 17 октября. Самолет получил иден­тификационный код «VH-22», изменен­ный в ноябре на «UT-1». 10 апреля 1942 г. УТИ-4 поступил на вооружение LeLv48, 10 августа его передали в Т-LLv35, специальное тренировочное под­разделение финских ВВС. Самолет экс­плуатировался, в отличие от одномест­ных трофеев, очень интенсивно: к 11 сен­тября 1942 г. налет спарки в ВВС Фин­ляндии составил 43 ч 25 мин. До окон­чания летной эксплуатации машины 9 августа 1944 г., ее налет многократно возрос. Самолет поместили в ангар-му­зей на аэродроме Весивехмта.