Конец

 

301-я эскадра была сформирована в конце 1943 г. для действий по концепции «Wilde Sau», вооружена она была изна­чально истребителями Bf.109. Группы эскадры не раз меняли и тактическое предназначение, и материальную часть. История JG-301 завершилась так же как и большинства других соединений ягдваффе: сначала штурмовки наступаю­щих советских войск, затем - сдача в плен западным союзникам.

В одном JG-301 отличалось от дру­гих соединений. Штаб эскадры, един­ственное подразделение в люфтваффе, получил на вооружение и опробовал в бою уникальные самолеты - истреби­тель Фокке-Вульф Та-152.

В отличие от Fw-190A на Та-152 стоял двигатель жидкостного охлажде­ния Юнкере Jumo-213E, а размах кры­ла в целях увеличения высотности был увеличен. От Fw-190D-9 самолет Та-152 отличался усиленным вооружением: вместо фюзеляжных пулеметов стояла одна 30-мм пушка VR-108, стрелявшая через полый вал воздушного винта.

В конце 1944 г. для испытаний Та-152, так же как четырьмя годами ра­нее для испытаний Fw-190A, в Рехлине было сформировано испытательное подразделение Erprobungskommando-152. Командиром этой части был на­значен гауптман Бруно Столле, вете­ран воздушной войны над Ла-Маншем и Атлантикой, бывший командир III./ JG-2HI./JG-11.

Один летчик так вспоминал полет на Та-152:

- По летным характеристикам Та-152 превосходит все предыдущие гер­манские истребители абсолютно. Правда я не летал на Ме-262, но могу предположить, что Та-152 превзойдет его в воздушном бою.

-  Двигатель мощностью 2500 л.с. позволяет Та-152 развивать скорость 750 км/ч, а за счет трехлопастного воз­душного винта с хордой лопасти 60 см длина разбега сокращена до 400 м. Са­молет обладает фантастической скоро­подъемностью - 15 метров в секунду и потолком в 14 000 м.

- На мой взгляд в настоящее время на вооружении нет более совершенно­го истребителя.

В начале марта 1945 г. штабное зве­но JG-301,которым командовал под­полковник Ауфхаммер, получило пер­вые истребители Та-152. В оставшиеся восемь военных недель пилоты Та-152 прикрывали своих коллег по эскадре в боевых вылетах как на Западе, так и на Востоке. Та-152 провели ряд воз­душных боев с американскими, бри­танскими и советскими истребителями. Звено имело на вооружении всего шесть истребителей (обычно на воору­жении штабного звена состояло во­семь-девять самолетов), два пилота Та-152 погибли в боевых вылетах. На свой счет, действуя на Так-152, пилоты Stabsschwarm JG-301 записали не ме­нее девяти сбитых самолетов союзни­ков. Пять из них - на счету оберфельдфебеля Йозефа Кейла, который стал единственным асом Та-152. Еще три самолета сбил обер-фельдфебель Вилли Решке, в том числе - два Як-9 над Берлином 24 апреля на самолете с изображением зеленого сердца на фю­зеляже. Этот истребитель после войны демонстрировался в Фарнборо. Пер­вую победу на Та-152 Решке одержал 14 апреля 1945 г.:

- В начале апреля 301-я эскадра ба­зировалась в Хагенау, Людвиглюсте и Нейштадт-Гливе. На аэродроме Нейштадт-Гливе сидела II группа и воору­женное Та-152   штабное звено.. Вече­ром 14 апреля самолеты эскадры вы­полняли боевой вылет на штурмовку позиций советских войск на Одере.

-  Задачей летчиков штабного звена являлась прикрытие других истре­бителей на взлете и посадке, однако поскольку русских истребителей в воз­духе не наблюдалось летчики Та-152 вернулись на аэродром с полными сна­рядными ящиками. На земле самоле­ты немедленно заправили, после чего оттащили на стоянки и замаскирова­ли. Летчики еще находились возле сво­их самолетов, когда в восьми километ­рах юго-западнее аэродрома появи­лись два истребителя

- На перехват ушли три Та-152, ко­торые пилотировали подполковник Ауфхаммер, обер-фельдфебель Саттлер и обер-фельдфебель Решке.

-  Контакт с противником был ус­тановлен сразу после взлета, удалось определить тип самолетов противни­ка - «Темпесты». Я летел 3-м номером в звене, впереди шел Саттлер. Самолет Саттлера неожиданно перешел в пики­рование и столкнулся с землей. Невоз­можно представить, что его подбили вражеские истребители.

-  Вблизи разгорелся воздушный бой двое на двое. Мы знали, что «Темпест» - скоростной самолет, который англичане использовали для охоты на самолеты-снаряды V-1. Однако в воз­душном бою на высоте порядка 50 мет­ров скорость не играет особой роли. Важнее маневренность самолета в го­ризонтальной плоскости. Впервые мы получили возможность в деле доказать на что способен Та-152.

-  В крутом вираже я все ближе и ближе подходил к «Темпесту», я пило­тировал свой самолет на пределе воз­можного.

- Первой очередью я поразил истре­битель противника в хвостовое опере­ние и заднюю часть фюзеляжа. Летчик инстинктивно дернул ручку управле­ния - в результате «Темпест» занял по­зицию, значительно облегчавшую мою работу.

- Теперь «Темпесту» не уйти. Я вто­рой раз нажал на гашетку, однако пос­ле нескольких выстрелов стрельба пре­кратилась. Я не помню что и как де­лал. К счастью летчик «Темпеста» не заметил моего замешательства.

-  Мы продолжали карусель. В ка­кой-то момент «Темпест» свалился в левый штопор. Самолет рухнул в лес.

Обер-фельдфебель Решке сбил но­возеландца уоррент-офицера О. Дж. Митчелла. «Темпест» упал всего в ки­лометре от самолета Саттлера.