Оборона Рейха - битва проиграна

 

После переброски в Нормандию нескольких эскадр из сил обороны Рей­ха в Германии осталась одна един­ственная истребительная группа, воо­руженная Fw-190 - II./JG-300. Сформи­рованная как ночная группа «Wilde Sau» с начала 1944 г. II./JG-300 дей­ствовала днем. Теперь, когда авиация 8-й воздушной армии ВВС США скон­центрировала свои усилия на герман­ских заводах по производству синтети­ческого горючего и нефтеперабатывающей промышленности, силы оборо­ны Рейха состояли из вышеупомянутой II./JG-300, оснащенной фокке-вульфами, двух групп той же 300-й эскадры, которые были вооружены истребите­лями Bf.109, и пяти групп двухмотор­ных истребителей Ме-410. Возобновле­ние массированных налетов тяжелых бомбардировщиков после краткой пе­редышки представляло величайшую угрозу военной машине Гитлера. Не имея достаточного для отражения атак четырехмоторных самолетов количества истребителей, командование люф­тваффе стянуло к заводам огромное количество зенитных пушек, но зенит­ная артиллерия прикрыть промышлен­ные объект от бомбежек не смогла.

Группа IV./JG-3 в отличие от трех других вооруженных истребителями Bf.109 групп 3-й эскадры не была на­правлена в Нормандию. IV группу выбрали в качестве эксперименталь­ной для дальнейшей отработки штур­мовой тактики майора фон Корнатцки. Группа базировалась в Залыдведеле, ее вооружили истребителями Fw-190А-8 в варианте «Sturmbock». Самолеты получили дополнительную бронезащиту кабины летчика и отсеков боекомплекта, бронестекла монтиро­вались не только на козырьке фонаря кабины, но и по его бокам. Вооруже­ние включало две 30-мм пушки МК-108, чьи снаряды обладали огромной разрушительной силой, особенно при стрельбе с короткой дистанции: трех попаданий хватало, чтобы сбить четы­рехмоторный бомбардировщик.

Период обучения личного состава первой Sturmgruppe завершился в кон­це мая 1944 г. По этому поводу состоя­лась церемония, на которой присут­ствовал командир I истребительного корпуса генерал-лейтенант Беппо Шмидт. Все 68 летчиков группы выст­роились перед ангаром, чтобы послу­шать зажигательную речь гауптмана Моритца:

- Мы клянемся защищать небо Рей­ха в соответствии с принципами Sturmgruppe. Мы знаем, что будучи летчиками Sturmgruppe, должны осо­бым образом оборонять от врага на­род Фатерлянда.

-  Мы осознаем, что в каждом вы­лете будем контактировать с четырехмоторными бомбардировщиками. Мы будем атаковать с кратчайших дистан­ций, а в случае неудачной атаки - та­ранить врага.

На практике очень немногим лет­чикам довелось выполнить таран, по­ловина из них погибла, половине уда­лось спастись на парашютах. Коман­дир 14.(Sturm)/JG-3 обер-лейтенант Вернер Гертц был сбит не менее 11 раз! 2 ноября 1944 г. он таранил «Летаю­щую Крепость» над Галле, после чего снова воспользовался парашютом. На сей раз парашют не открылся. Вернер Гертц сбил 30 самолетов противника, из них - пять четырехмоторные бом­бардировщики.

Излюбленной тактикой «штурмо­виков» была атака сзади в плотном строю звена. Все четыре самолета на­носили удар по одному бомбардиров­щику, приказ на одновременное от­крытие огня отдавал командир звена. Иногда истребители атаковывали бом­бардировщик в лоб - мене популярный у летчиков маневр. В этом случае вес­ти прицельный огонь имел возмож­ность лишь летевший впереди всех ко­мандир звена, у остальных летчиков просто не хватало времени на одновре­менное прицеливание и выдерживание строя.

В случае атаки из задней полусфе­ры медлительные «Sturm-Ьос1се»представляли собой заманчи­вую цель для истребителей сопровож­дения, поэтому их прикрывали мессершмитты из двух других групп 3-й эс­кадры. Боевой порядок получил наи­менование Gefechtsverband.

Ряд историков полагает, что IV.(Sturm)/JG-3 на короткое время была переброшена во Францию. Если подобные сведения верны - то срок был очень коротким, в противном случае узкоспециализированная группа не могла не понести над Францией тяже­лейших потерь.

Первый удачный боевой вылет «штурмовиков» состоялся 7 июля 1944 г. на отражение налета 1100 бомбарди­ровщиков 8-й воздушной армии, кото­рые сопровождало 750 истребителей. Армада наносила удар по объектам нефтеперерабатывающей промышлен­ности, расположенным в центральной части Германии. Прикрытие фокке-вульфов из IV.(Sturm)/JG-3 гауптмана Моритца осуществляли две группы Bf. 109 под общим командованием май­ора Вальтера Даля. За день американ­цы потеряли 28 «Либерейторов», в ос­новном - от действий летчиков Морит­ца. Потери IV.(Sturm)/JG-3 составили девять самолетов и пять пилотов (все летчики погибли).

Для того периода действия истре­бителей 7 июля выглядели огромным успехом, поэтому немедленно нача­лось формирование еще двух Sturmgruppen. Первой из них стала П./ JG-300, перевооруженная на Fw-190A-8 «Sturmbock» уже до конца июля. В августе была сформирована II./JG-4, ядром которой стал Sturmstaffel-1 май­ора фон Корнатцки, командиром груп­пы назначили самого «фатера штурмо­вой идеи».

Американцы нашли свой ответ на новую тактику люфтваффе. Как уже говорилось все американские «ответы» не блещут оригинальностью, при этом оставаясь чрезвычайно эффективны­ми: наращивание численного преиму­щества. Дополнительные группы ис­требителей сопровождения появились на флангах и в задней полусфере строя бомбардировщиков с задачей обнару­жения и атаки Gefechtsverband, кото­рый обычно состоял из 90 самолетов. Чаще всего американцам удавалось не допустить штурмовые Fw-190 к бом­бардировщикам. В августе на каждый сбитый тяжелый бомбардировщик ВВС США приходился один погибший летчик-истребитель люфтваффе. Од­ним из первых в II./JG-300 погиб над Эрфутом 28 июля командир 5-го стаффеля обер-лейтенант Эрнст-Эрих Хиршфельд, одержавший 8 ночных побед, всего же он сбил 24 самолета союзни­ков, включая несколько тяжелых бом­бардировщиков. Не взирая на потери, штурмовые атаки тяжелых бомбарди­ровщиков прекратились только в пер­вые недели 1945 г.

В начале сентября только три штурмовых группы в силах обороны Рейха имели на вооружении Fw-190. Три группы фокке-вульфов к этому времени вернули из Франции, но они были истощены, и им требовалось время на «зализывание» ран. I./JG-1 и II./ JG-1 проходили переформирование в северных районах Германии, в то вре­мя как I./JG-11 оставили для защиты Западного вала в качестве Frontgeschwader'a; JG-2 была направ­лена в район Франкфукрта-на-Майне. Между тем появились новые подразде­ления, вооруженные истребителями Fw-190. В августе две группы из ZG-26 подполковника Йоахана Коглера, имевшие на вооружении двухмотор­ные истребители Ме-410, начали про­цесс перехода на Fw-190. Потери воо­руженных Ме-410 групп при отраже­нии налетов тяжелых бомбардировщи­ков были выше, чем в группах, летав­ших на Fw-190. После переоснащения фокке-вульфами эскадра получила но­вый индекс - JG-6. В то же самое время вторая группа «Диких кабанов», I./JG-301 также начала перевооружение с Bf.l09G на Fw-190. В сентябре с Вос­точного фронта в Германию была пе­реброшена IV./JG-54. За три недели боев с самолетами 8-й воздушной ар­мии эта группа потеряла 30 летчиков, одержав всего десять побед в воздуш­ных боях. В начале октября IV./JG-54 направили на переформирование.

Худо-бедно оборона Рейха посте­пенно укреплялась. Важный шаг был сделан в сентябре, когда III./JG-54 пер­вой получила длинноносые Fw-190D-9. В период боев над Нормандией лет­чики III./JG-54 гауптмана Роберта «Баци» Вейсса добились наивысшей среди действовавших здесь ягдгрупп результативности, сбив более ста само­летов. Группа заплатила высокую цену за свой успех, потеряв за две недели боев 75% летного состава. Для воспол­нения потерь в людях и технике груп­пу вернули в Ольдендорф, где III./JG-54 сдала уцелевшие Fw-190A-8, а вза­мен получила новые Fw-190D-9.

Курт Танк считал Fw-190D-9 вре­менной мерой, пока не будет готов к серийному производству более совершенный Та-152. На «Доре» удалось ликвидировать порок всех прежних Fw-190 - не слишком хорошие высот­ные характеристики. Fw-190 с мотом жидкостного охлаждения Юмо-213А стал летать на 40-50 км/ч быстрее, од­нако его маневренность по сравнению с «Антонами», особенно угловая ско­рость крена, ухудшилась. Вооружен Fw-190D-9 был слабее, чем его пред­шественники: два фюзеляжных пулеме­та MG-131 и две крыльевые 20-мм пуш­ки MG-151. Многие немецкие летчики считали Fw-190D-9 лучшим поршне­вым истребителем, принятым на воо­ружение люфтваффе, однако очень не­многие их них имели счастье полетать наТа-152!

«Баци» Вейсс считал «Дору» луч­шим истребителем, из числа тех, на которых он летал. Не все пилоты раз­деляли мнение командира. В группе было много новичков с налетом менее 100 часов - они больше интересовались техникой пилотирования, а не особен­ностями поведения самолета в воздуш­ном бою. С пополнением пришли во­левым решением назначенные «истре­бителями» пилоты бомбардировщи­ков. Они имели большой, порой ог­ромный налет, но ровным счетом ни­чего не смыслили в искусстве воздуш­ного боя. В который раз неудовлетво­рительная подготовка летчиков приве­ла к высоким потерям, когда в октяб­ре два стаффеля III./JG-54 направили на аэродромы Ахмер и Хисипе, где «Доры» прикрывали уязвимые на взле­те и посадке Ме-262 из «коммандо Новотны».

Второй группой, получившей Fw-190D-9, была II./JG-26; в августе 1941 г. именно эта группа первой получила Fw-190A-l. Последний крупный бое­вой вылет на Fw-190A летчики II./JG-26 выполнили 19 ноября с аэродрома Кикхеллен. Первый боевой вылет лет­чиков группы на Fw-190D-9 ознамено­вал и первый успех нового истребите­ля. 19 «длинноносых» взлетели на пе­рехват 23 декабря группы американс­ких бомбардировщиков, однако попа­ли на сравнительно небольшую груп­пу британских самолетов: 27 «Ланкас­теров» и три «Москито» бомбили железнодорожную станцию в предместье Колона. «Мустанги» RAF, прикрывав­шие ударную группу, сбили истреби­тель фельдфебеля Вернера Фрасс, но уже в первой атаке за гибель своего летчика расплатился командир II./JG-26 майор Антон «Тони» Хакль. Хакль сбил ведущий «Ланкастер». Чуть поз­же были сбиты еще три «Ланкастера» и один «Москито».

К концу года на Fw-190D-9 пересе­ли летчики I./JG-26, но перевооруже­ние этой группе происходило непос­редственно на аэродроме постоянного базирования (две первые группы отво­дились для перевооружения на тыло­вые базы). Группой командовал май­ор Карл Боррис - тот самый Боррис из Erprobungsstaffel-190.

В декабре 1944 г. долгое время дей­ствовавшая под контролем Приллера III./JG-54 официально была включена в состав 26-й эскадры, однако обозна­чение на IV./JG-26 сменила только в феврале 1945 г. Изменение статуса группы, очевидно, стало недобрым знаком: через четыре дня после вклю­чения группы в состав JG-26, 29 декаб­ря, понесла тяжелейшие потери. 29 де­кабря вписан в историю III./JG-54 как самый черный день. Ошибочно разде­ленная на стаффели командами с зем­ли III./JG-54 была наведена на вдеся­теро превосходящую ее по численнос­ти группу «Спитфайров». В воздушном бою гауптман Роберт Вейсс успел одер­жать свою 30-ю победу на Западе, прежде чем погиб в числе восьмерых летчиков III группы.

До конца войны переход на «Доры» начала 2-я эскадра. Первыми Fw-190D-9 получили Geschwaderstab и III группа гауптмана Зигфрида Лемке.

Пока Frontgeschwadern получали «Доры», оборону внутренних районов Рейха от налетов тяжелых бомбарди­ровщиков несли на своих плечах быв­шие «Дикие кабаны», ставшие Sturmgruppen. Две группы 1 -и истреби­тельной эскадры после Франции оста­вались небоеспособными в течение трех месяцев. Вновь эскадра вернулась к боевой деятельности в середине но­ября 1944 г.

Осенью 1944 г. все три группы 301-й эскадры были перевооружены истре­бителями Fw-190A-8/A-9. В отличие от JG-300, в JG-301 не имелось специали­зированных Sturmgruppe и двух эскор­тных групп. Роль Sturmgruppe на ротационной основе выполняла одна из трех ягдгрупп, в то время как две дру­гие выполняли задачу прикрытия «штурмовиков». 26 ноября летчики III./JG-301 выполняли задачи ударной группы в ходе отражения налета аме­риканской авиации на Ганновер. Один из них вспоминал:

-1 группа и большая часть II груп­пы вступила в бой с «Мустангами». Наша, III группа, атаковала строй «Либерейторов». Мы атаковали сзади с превышением в 500 м обычным по­рядкам - по два звена. Непосредствен­но перед заходом пары выстраивались в линию, чтобы ведомый мог самосто­ятельно прицеливаться.

- Я выбрал цель. Тянущиеся от са­молетов противника трассы напомина­ли струи дождя - так их было много. Ранее я всегда стремился первым делом выбить хвостового стрелка бомбарди­ровщика, который на мой взгляд пред­ставлял наибольшую опасность. От­крыв огонь из пулеметов с дистанции 400 м я видел, как трассы заканчива­ются прямо в хвостовой части бомбар­дировщика - там где находится место воздушного стрелка.

- Я перенес огонь чуть левее, меж­ду фюзеляжем и внутренней мотогон­долой, после чего нажал на гашетку 20-мм пушек. Эффект в виде толстого шлейфа черного дыма последовал не­замедлительно. Я сократил дистан­цию. После следующей очереди «Ли-берейтор» взорвался в воздухе.

-  Мои товарищи также добились успеха. Брешь в строю «Либерейто­ров» удалось пробить, несколько бом­бардировщиков покинули строй. Воз­душное пространство наполнилось ог­нем и дымом - горели как самолеты противника, так и наши истребители. На землю они падали один за другим.

Фактически американцы в тот день потеряли 21 «Либерейтор», однако потери JG-301 также оказались тяже­лыми. В атаке принимало участие 120 фокке-вульфов, 26 летчиков погибло, 13 получило ранения. Более 80% по­терь пришлось на две группы, прикры­вавшие ударные самолеты.

При таком уровне потерь (более трети принимавших участие в бою са­молетов) истребительные силы ПВО Рейха к концу 1944 г. могли просто прекратить существование.

Frontgeschwader'bi также несли тяже­лые потери в воздухе и на земле. Кому-то представлялось, что ситуацию еще можно переломить, одним решитель­ным ударом вернув господство в небе Европы самолетам люфтваффе.

Изначально такой удар планиро­вался в рамках наступления в Арден­нах - последнего стратегического на­ступления Гитлера во второй мировой войне. Удар получил кодовое наиме­нование операция «Боденплатте» («Bodenplatte»). В ударе по передовым аэродромам союзников, расположен­ным на территории стран Бенилюкса и в Восточной Франции, должны были принять участие все способные летать немецкие истребители Западного фронта, включая самолеты сил оборо­ны Рейха. Плохая погода, стоявшая в период наступления вермахта в Арден­нах, минимизировала активность авиации с обоих сторон. Окончательной датой проведения операции «Боденплатте» утвердили 1 января 1945 г.

К участию в налете готовилось примерно 1000 человек из состава эки­пажей самолетов, в операции принима­ли участие и двухмоторные машины, которые играли роль лидеров для ог­ромной массы «зеленых» пилотов, не имевших серьезной штурманской под­готовки. Праздник Нового года для этих парней сильно отличался от Но­вого года образца 1944 г. Приказом строжайше устанавливалось «ни кап­ли алкоголя и ранний подъем». Вопрос стоял ребром: или удастся вырвать гос­подство в воздухе у англо-американс­кой авиации, или ягдваффе на Запад­ном фронте прекратят существование.

Четырнадцать из 33 задействован­ных в операции «Боденплатте» истре­бительных групп имели на вооружении самолеты Fw-190. ПВО союзников нанесла атакующим тяжелейший урон, не отличая фокке-вульфов от мессершмиттов.

В численном отношении самые тя­желые потери понесла 2-я эскадра. Са­молеты JG-2 обнаружил на подходе к бельгийскому аэродрому Сент-Тронд американский радиолокатор, установ­ленный для отслеживания самолетов-снарядов V-1, запускаемых по Антвер­пену. Потери эскадры составили 40% -37 пилотов погибло, было ранено или пропало без вести. Целью атаки для летчиков JG-6 являлся аэродром в Фолькеле, Голландия. Эскадра потеря­ла 23 летчика, в том числе командира, подполковника Йоханна Коглера. Коглер воспользовался парашютом, а после приземления попал в плен. Сре­ди погибших оказались два команди­ра групп и три стаффелькапитана.

Операция «Боденплатте» превра­тилась в настоящее избиение командиров ягдваффе. Над Маастрихтом был сбит Ац-190А-9 майора Гюнтера Спех-та из 11-й эскадры, а на Сент-Трондом - Fw-190F подполковника Альфреда Друшеля из SG-4. Собственными зе­нитчиками был сбит подполковник Герберт Иглифильд из JG-1. Иглифильду повезло больше, чем другим сбитым командирам групп - он свер­шил вынужденную посадку в располо­жении немецких войск.

Людские потери, понесенные ягд­ваффе 1 января, составили 250 человек, из них 19 - командиры. Союзники ли­шились примерно 500 самолетов, 80 из которых были сбиты в воздушных боях. Англичане и американцы вос­полнили выбитые самолеты всего за две недели (потери они понесли, глав­ным образом материальные, а не люд­ские). Люфтваффе восполнять свои потери возможности не имели. К тому же в январе началось наступление Красной Армии на Восточном фрон­те, для его отражения пришлось сроч­но перебрасывать самолеты с Западно­го фронта. Советские войска стояли на Одере - последнем естественном рубе­же на пути в Берлин.

Периметр Великого Германского Рейха сжался настолько, что термины «Запад» и «Восток» для 1945 г. приме­нимы лишь условно. Остатки истреби­тельных групп могли в одном полете сначала штурмовать наступающие части Красной Армии, а потом атако­вать американские тяжелые бомбарди­ровщики. Процесс распада ягдваффе активизировался в марте 1945 г. Одно за другим исчезали подразделения, до­минировавшие в небе Франции, сра­жавшиеся в Северной Африке, проти­востоявшие авиации союзников над Анцио и наносившие тяжелые пораже­ния зачаткам 8-й воздушной армии.

Приллеру не довелось стать свиде­телем конца эскадры, которой он про­командовал более двух лет. После того, как Приллер одержал свою 101-ю победу (сбил «Мустанг» южнее Вюнсторфа 12 октября 1944 г.) его назна­чили в конце января 1945 г. на пост инспектора истребительной авиации Запада. Последним командиром JG-26 стал майор Франц Гётц, долгое время служивший в 53-й истребительной эс­кадре. III./JG-26 расформировали в конце марта 1945 г., в апреле пришел черед IV./JG-26. Летчики II./JG-26, первой группы, получившей на воору­жение Fw-190, одержали последнюю вол второй мировой войне победу 24 апреля - сбили над Берлином истреби­тель Р-39 «Аэрокобра» ВВС Красной армии. В мае I и II группы получили приказ перебазироваться в Прагу, од­нако личный состав последней во гла­ве с командиром майором Карлом Боррисом продолжению борьбы пред­почел сдачу в плен британским войс­кам в Шлезвиг-Гольштейне.

Как и JG-26, все группы 2-й эскад­ры в конце войны имели на вооруже­нии Fw-190D-9. Следующий боевой вылет после операции «Боденплатте» летчики группы выполнили только в середине января. Эскадра сражалась до самого конца войны, точка в ее истории была поставлена 7 мая 1945 г. Пос­ледним командиром являлся подпол­ковник Курт Бюхлинген.

Летчики I и II./JG-1, сдав после­дние Fw-190A в марте 1945 г. начали процесс переучивания на реактивные истребители Не-162 Volksjager. I и III./ JG-11 продолжали летать на фокке-вульфах над Берлином до конца апре­ля; в делах эскадры есть запись о нео­бычных победах одного пилота, сбив­шего 24 апреля над Темпельхофом «Мустанг», «Спитфайр» и Як! Преем­ником сбитого 1 января Гюнтера Спех-та стал майор Юрген Хардер, бывший пилот JG-53. Хардер погиб над Берли­ном в феврале. Шестым и последним командиром JG-11 являлся майор Ан­тон «Тони» Хакль, ранее служивший командиром групп в JG-11 и JG-26, a затем командиром JG-76 и JG-300. Личный состав эскадры вначале мая ушел на Запад, где сдался англичанам.

Прежние штурмовые группы, IV./ JG-3 (на Fw-190A-8) и II./JG-4 (на Fw-190D-9) прежде чем сдаться в плен за­падным союзником последние боевые вылеты сделали на штурмовку советс­ких войск. Третья штурмовая группа, II./JG-300, в октябре 1944 г. базирова­лась в Лёбнитце, севернее Лейпцига. Здесь она оставалась до начала апре­ля 1945 г.

Осенью и зимой последнего воен­ного года летчики II./JG-300 причини­ли тяжелый урон американским тяже­лым бомбардировщикам из 8-й воз­душной армии, однако и группа несла тяжелые потери. Часто боевые вылеты возглавлял командир эскадры подпол­ковник Вальтер Даль. Штаб эскадры был единственным подразделением, имевшим на вооружении истребители Fw-190. В январе 1945 г. Даль получил назначение на пост «Inspecteur der Tagjager» и звание полковника, но про­должал летать на боевые задания. 24 апреля 1945 г. Даль сбил над Мюнхе­ном «Летающую Крепость», через два дня над Аугсбургом - «Мустанг».

Вальтер Даль сбил 36 тяжелых бомбар­дировщиков, больше, 44, было только на счету лейтенанта Герберта Роллвага из 53-й эскадры.

После ухода Даля на более высо­кий пост, 300-ю эскадру возглавил Тони «Хакль», в марте 1945 г. ее при­нял майор Гюнтер Ралль. Ралль был в люфтваффе четвертым по результатив­ности летчиком-истребителем. На Во­стоке он сбил 271 самолетов, в то вре­мя как на Западе сумел уничтожить всего четыре! С середины января 1945 г. пилоты JG-300 дрались и на Западе, и на Востоке. В последние недели вой­ны они сдались в плен американцам на территории Австрии.

Еще оставалась 301-я эскадра...