Нормандия

 

С первыми лучами солнца 6 июня 1944 г. пилот разведывательного Bf. 109 из 3./NAGr.l3 лейтенант Адальберт Барвольф обнаружил корабли десанта совсем рядом с побережьем Норман­дии. Подняться в воздух, чтобы немед­ленно нанести удар по силам вторже­ния союзников могли лишь несколько истребителей люфтваффе!

ПВО Нормандии обеспечивала 2-я истребительная эскадра майора Курта Бюхлингена, подразделения эскадры были разбросаны на большой площа­ди. Ближе всего к району высадки со­юзников базировались стаффели I группы майора Эриха Хохагена. От аэродрома группы в Кормейллисен-Вексин до пляжей Нормандии было всего 60 км. Группа совсем недавно вернулась из Италии. Хохаген поднял в воздух все свои (чуть больше двад­цати) фокке-вульфы. Над западным краем участка высадки «Омаха» лет­чики Fw-190 перехватили группу бом­бардировщиков В-26 из 9-й воздушной армии ВВС США.

Сам Бюхлинген в это время нахо­дился севернее Парижа, в Крейле, где базировались мессершмитты 1I./JG-2. III группа гауптмана Герберта Хуппертца находилась в процессе перебази­рования с аэродрома Кормейллисен-Вексин в Фонтене-ле-Комте. Аэродром Фонтене-ле-Комте находился на побере­жье Атлантики севернее Ла-Рошели.

Самолеты 260-й эскадры Пипса Приллера базировались на еще боль­шем удалении от района вторжения. II./JG-26 дислоцировалась на побережье Атлантики между Боро и испанс­кой границей, в Монт-де-Марсан. I и III перебазировались в Реймс и Метц соответственно. Приллер неоднократно выражал озабоченность по поводу чрезмерного широкого разброса групп эскадры по территории Франции. Каж­дый раз ему отвечали, что командир эскадры - не должность, на которой можно оценить обстановку в целом.

И вот теперь командир JG-26 мог поднять в воздух на отражение десан­та союзников аж два исправных Fw-190 штабного звена: свой собственный истребитель и самолет ведомого унтер-офицера Гейнца Водарчика. Приллер так и сделал: вместе с Водарчиком об­стрелял британские войска на участке высадки «Суорд». Действия авиации противников в день 6 июня лучше всего характеризуют цифры - истребители люфтваффе выполнили 170 самолето­вылетов, авиация союзников - 14 000!

Ближе к вечеру в небе Нормандии все-таки появились истребители I./JG-26 и III./JG-26. Восточнее Кана коман­дир 2./JG-26 обер-лейтенант Франц Кунц сбил «Мустанг», а мессершмитты III группы яростно штурмовали наземные войска. Штаб II./JG-26 в Монт-де-Морсане получил информа­цию о десанте примерно в 5 часов утра 6 июня, первый боевой вылет состоял­ся двумя часами позже. Более подроб­ной информации о действиях II./JG-26 в день «Д» история не сохранила.

После того как в эфире прозвуча­ла кодовая фраза «Dr Gustav Wilhelm» (Drohende Gefahr West - опасность уг­рожает с Запада), командование люф­тваффе начало стягивать истребитель­ные подразделения ближе к Норман­дии. В первые 36 часов сюда перебро­сили около 200 самолетов Fw-190 и Bf.109, оборонять небо Германии ос­талось только шесть истребительных групп. Перебазирование оказалось не простым делом. Самолеты перегоня­лись по воздуху, но все наземное аэродромное оборудование перевозили по авто- и железным дорогам. Пути сооб­щения подвергались постоянным уда­рам авиации союзников. Большинство французских аэродромов находились в неудовлетворительном состоянии - на них не были устранены последствия рейдов английских и американских бомбардировщиков. Поэтому боль­шинство истребительных подразделе­ний разместилось на небольших хоро­шо замаскированных передовых пло­щадках, которые сложнее было обна­ружить пилотам истребителей-бомбар­дировщиков союзников. Ягдваффе, в дословном переводе «охотничьи силы», окончательно стали дичью.

Из-за нехватки специализирован­ных ударных самолетов к 10 июня 150 истребителей были оборудованы бом­бодержателями. Удары по войскам со­юзников были рискованной работой. Высокие потери несли как истребите­ли-бомбардировщики, так и «чистые» истребители, которые эскортировали самолеты с бомбами. Тем не менее, командующий 3-м воздушным флотом пошел еще дальше: отдал приказ об установке бомбодержателей на все ис­требители. Высшим приоритетом те­перь стала штурмовка наземных целей, а не сбитые самолеты противника. Однако уже 12 июня высшее командо­вание вооруженных сил Германии предписало всем истребительным группам сосредоточиться на завоева­нии превосходства в воздухе над клю­чевыми районами боевых действий!

К концу июня ягдваффе потеряли над Нормандией 230 летчиков убиты­ми и 88 ранеными, 551 истребитель в воздухе, еще 65 истребителей было уничтожено на земле, 290 самолетов получили повреждения. Несмотря на все трудности, немецкие летчики-ис­требители сбили 526 самолетов союз­ников, включая 203 «Тандерболта». Четыре победы занес на свой счет Пипе Приллер: 7 июня сбил «Мустанг» и «Тандерболт», 11 июня - «Лайтнинг» и 15 июня - «Либерейтор». Либерейтор стал 100-й победой аса в воздушных боях. Ряд летчиков сбили по несколь­ко самолетов. Командир 8./JG-26 лей­тенант Вильгельм Хофман сбил над Каном 8 июня три американских истре­бителях. Ставший командиром 6./JG-26 «Адди» Глунц 10 июня за 2,5 мину­ты завалил три «Тандерболта» север­нее Лизью.

В первых воздушных боях над пля­жами Нормандии 2-я истребительная эскадра сильно пострадала. III группа потеряла командира, гауптман Гер­берт Хуппертц погиб в бою с «Тандерболтами» в районе Кана 8 июня. Хуппертца на посту Gruppenkommandeur'a сменил майор Йозеф Вурмхиллер, свои первые семь побед одержавший еще в 1940 г. над Дьеппом. Зепп Вурмхиллер по праву считался одним из опытней­ших пилотов неба Ла-Манша, но про­командовал он III группой всего 15 дней - 22 июня его Fw-190 над Аленконом подловил американский «Мус­танг». Йозеф Вурмхиллер сбил. 102 са­молета, в том числе 13 четырехмотор­ных бомбардировщиков.

Даже если такие ветераны боев над Каналом, как Вурмхиллер, станови­лись жертвами истребителей союзников, то что уж говорить о летчиках сил обороны Рейха, большинство из кото­рых знало лишь один вид маневра - атаку в лоб тяжелого бомбардировщи­ка? Над Нормандией их ждали мало­высотные «собачьи схватки».

Основными противниками фокке-вульфов из 1-й и 1-й эскадр выступали американские истребители Р-47 «Тандерболт» и Р-51 «Мустанг», британские «Спитфайры» и «Тайфуны». В кон­це августа обе эскадры отвели обрат­но в Рейх, но к этому времени они ли­шились почти ста летчиков и вдвое большего количества истребителей. Для сравнения за этот же период дей­ствовавшая на Восточном фронте III./ JG-1 в воздушных боях с советскими истребителями лишилась только од­ного пилота!

С проигрышем битвы в Нормандии все уцелевшие истребительные группы сил обороны Рейха вернули в Германию на переформирование и пополне­ние, в некоторых группах оставалось всего по одному исправному самолету. Два же «западных» ягдгешвадера оста­лись на фронте, прикрывая отход не­мецких войск к границам Тысячелет­него Рейха. Процесс сопровождался потерями. 2-я эскадра в августе и сен­тябре лишилась четырех стаффелькапитанов. В бою с «Тандерболтами» 3 сентября над Сент-Трондом в Бельгии погиб назначенный 29 июня команди­ром I./JG-26 известный ас Восточного фронта (около 150 побед) гауптман Эмиль Ланг. Ланг за короткий срок успел сбить на Западном фронте 25 са­молетов союзников.

Защитники западных рубежей Рей­ха продолжали свою работу, несмотря на то, что война в Европе вплотную подошла к развязке.