Огневая мощь

 

Если не считать скорости, силь­ное вооружение Me 262 было его глав­ным козырем. Но даже четыре тридца­тимиллиметровых пушки казались не­мецким конструкторам недостаточны­ми. Было решено еще увеличить огне­вую мощь самолета.

Первой модификацией была установка на «швальбе» двух пушек MG 151/20 калибра 20 мм с боезапасом 146 снарядов на ствол, двух пушек МК 108 калибра 30 мм с боезапасом 66 сна­рядов на ствол, а также двух МК 103 того же калибра с боезапасом 72 сна­ряда на ствол. Этот вариант обозна­чался Me 262 A-la/Ul. Пушки разме­щались попарно одни над другими. Выше всех находились MG 151/20, а ниже - МК 108. Построен один такой самолет (хотя часть источников сооб­щает, что три, а еще одни - что был изготовлен только макет отсека воору­жения), но в итоге такая версия не по­шла в производство.

Дальнейшие пробы усиления огня «швальбе» привели к появлению варианта Me 262 A-la/U4, называемо­го в обиходе Pulkzerstorer. В конце 1944 г. появилось предложение воору­жить самолет пушкой фирмы Рейнметалл ВК 5 калибра 50 мм. Однако это оружие в конце концов так и не появи­лось на Me 262. Привлекла внимание другая пушка того же калибра - МК 214 фирмы Маузер. Под конец февра­ля 1945 г. машина W.Nr.l 11899 была переоборудована в качестве прототи­па новой версии. Пушка МК 214А ус­тановили в носу фюзеляжа и ствол вы­ступал вперед почти на два метра. Её размеры привели к необходимости пе­реконструировать переднюю стойку шасси, которая теперь убиралась в нишу с поворотом на 90? таким обра­зом, что колесо лежало там горизон­тально. Испытывали самолет пилоты Мессершмитта, Гофман, Баур и Линднер, а также фронтовой летчик майор Хергет. Полеты в Лехфельде проходи­ли в марте-апреле 1945 г. Большинство источников утверждает, что несмотря на значительное изменение силуэта характеристики машины почти не из­менились; например, максимальная скорость по-прежнему составляла 845 км/час. Однако, принимая во внимание габариты пушки, это представляется маловероятным. Пробные стрельбы выполнялись по наземной цели шири­ной 32 м, что соответствовало разма­ху крыльев четырехмоторного бомбар­дировщика. Огонь открывался с дис­танции 1200-1500 м. Оказалось, что точность стрельбы очень высока. Из 30 выпущенных снарядов в цель попало от 25 до 27, в то время как уже несколь­ких попаданий было достаточно для уничтожения любого самолета против­ника. Следует, однако, учитывать, что цель была неподвижной. Теоретичес­кая скорострельность МК 214А состав­ляла 75 снарядов в минуту, но уже пос­ле первых выстрелов пилот переставал видеть цель, ослепленный дульным пламенем. Окончание войны прервало испытания Pulkzerstorer. Второй ма­шиной, оснащенной МК 214А, была W.Nr. 170083. Только в проекте оста­лись установка пушки МК 114 калиб­ра 55 мм, а также револьверных пушек фирмы Маузер МК 213 калибра 20 мм, скорострельностью 1100 снарядов в минуту и начальной скоростью снаря­да 1075 м/с. Что касается МК 213, то возможно ими был оснащен один Me 262 A-la.

Следующим вариантом «швальбе» с усиленным вооружением был Me 262 A-la/U5, получивший до­полнительную пару пушек МК 108, размещенных ниже уже имевшихся че­тырех. Так был переоборудован самолет W.Nr.l 11355.

Действия ночных истребителей показали, что весьма эффективным оружием в бою с союзными бомбарди­ровщиками были установленные в оригинальной позиции пушки, про­званные Schrage Musik. Размещались они в фюзеляже под углом таким об­разом, чтобы стрелять вверх и вперед. Это позволяло атаковать бомбарди­ровщики снизу, т.е. со стороны наиме­нее защищенной. Планировалось при­менить подобную схему на Me 262 и, может быть, на одном или двух само­летах такие пушки даже были смонти­рованы. Из документов следует, что это должны были быть МК 108, уста­новленные за пилотской кабиной. Ве­роятнее всего, такое решение предус­матривалось исключительно для ноч­ных версий.

Кроме усиления стрелкового вооружения, огневую мощь «швальбе» увеличивали использованием ракет. Первоначально на узлах подвески бомб устанавливались трубчатые направляющие для неуправляемых ракет WGr.21 калибра 210 мм. Ракета весом ПО кг (из них 40,8 кг приходилось на боевую часть) и длиной 1,26 м имела дальность от 500 м до 7,85 км. Несколь­ко самолетов из JG 7 получили направ­ляющие для WGr.21, но их боевое при­менение не дало удовлетворительных результатов из-за малой меткости. Аналогичная судьба ждала и тяжелые ракеты фирмы Borsig R 100 BS, испы­танные на W.Nr. 111994. Me 262 должен был нести пять таких ракет. R 100 BS длиной 1,8 м имела зажигательную боевую часть с 460 термитными патронами весом 0,055 кг каждый. Даль­ность действия достигала 1,2 км.

Самыми эффективными оказа­лись устанавливаемые под крыльями на деревянных направляющих неуп­равляемые ракеты R4M «Ураган» ка­либра 55 мм (по 12 штук под каждым крылом; испытывались также направ­ляющие на 17 и 24 штуки). Они были сконструированы Куртом Хебером и производились на заводе DWM (Deutsche Waffen - und Munitionfabrik) в Любеке. Обозначение R4M можно расшифровать как «Rakete - 4 kg -Minen Gescho», т.е. «четырехкилог­раммовая ракета с фугасным зарядом». Она имела длину 0,8 м, а из четырех килограммов веса 0,45 кг приходилось на боевую часть из гексогена. Даль­ность действия достигала 1,8 км. Тра­ектория полета ракеты была очень сходна с траекторией полета снаряда пушки МК 108, что позволяло пользо­ваться тем же самым прицелом Revi 16В. Ракеты выпускались практически

залпом, с задержкой между пусками 0,03 секунды, и в полете немного рас­ходились, создавая «веер», который на расстоянии 600 м покрывал простран­ство, как раз занимаемое четырехмо­торным бомбардировщиком. До кон­ца войны произведено 10000 R4M, но в боевых действиях использовано лишь 2500 штук. С их помощью уничтожено почти 500 самолетов (очевидно, не только с Me 262). Свыше 60 «швальбе» получили по 24 направляющие (2x12), а еще шесть - 48 (2x24).

Основным недостатком неуп­равляемых ракет было отсутствие кон­троля их полета после пуска. Это по­зволяло упростить их конструкцию и удешевить производство, но значи­тельно уменьшало точность и действенность. Эффективность ракет R4M объяснялась тем, что их выпускали одновременно в большом количестве в направлении огромных соединений бомбардировщиков, насчитывавших сотни машин. При такой плотности целей в воздухе вероятность попадания была достаточно велика - какая-ни­будь ракета в конце концов должна попасть в какой-нибудь самолет. Буду­щее, однако, принадлежало сложным и дорогим, но зато очень точным уп­равляемым снарядам. В Германии ра­боты над таким оружием продолжа­лись уже давно, и их результатом ста­ло появление ракеты Х-4 Ruhrstahl, спроектированной профессором Мак­сом Крамером. Она весила 59 кг, име­ла длину 1,96 м и дальность действия до 5 км. Вес боевой части составлял 25 кг (взрывчатка - 20 кг). Силовая уста­новка представляла собой ракетный двигатель на жидком топливе BMW 109-548. Х-4 управлялась по проводам, длина кабеля составляла 5,5 км.

В начале 1945 г. Герд Линднер летал на самолете W.Nr.l 11994, осна­щенном подкрыльевыми держателями для двух Х-4 (по одной под каждым крылом). Планировалось, что в даль­нейшем «швальбе» будет брать четы­ре таких ракеты на узлах подвески ETC 70/С1 или ZK 60. После налета союз­ников, из-за которого продолжение производства двигателей BMW 109-548 было практически невозможно, работы над Х-4 были прекращены.

Другим управляемым снаря­дом, который намеревались испытать на Me 262, была управляемая по радио ракета фирмы Хеншель Hs 298. Веро­ятно, 5 ноября 1944 г. Линднер летал на «швальбе» с двумя подвешенными Hs 298. Планировалось, что в дальней­шем самолет будет брать три таких ракеты на специальных держателях.

Помимо перечисленных, на «швальбе» также испытывали такие передовые системы оружия как безот­катная двенадцатиствольная пусковая установка неуправляемых ракет RZ.73 (Hs 217, Fohn), обозначаемая SG 500 Jagerfaust. С декабря 1944 г. по март 1945 г. испытывались противосамолетные бомбы, сбрасываемые сверху на соединения бомбардировщиков. Их тестировали с использованием взрыва­телей барометрических (Ваго 1), акус­тических (Ameise) и электродистанци­онных (Pollux). Для прицеливания ис­пользовался вначале только Revi 16B, но в январе 1945 г. доктор Кортум из фирмы Цейсе разработал специальный прицел GPV 1 (Gegner-Pfeil-Visier) для «воздушных бомб». В него вводились параметры полета самолета-носителя и самолета-цели, атмосферные усло­вия, баллистические характеристики применяемых бомб и в результате по­лучали точное время сброса, который выполнялся в пикировании под углом 20°. Предлагаемая тактика заключа­лась в атаке четверкой Me 262 с пре­вышения в 1000 м.

Важную роль играет не только сила огня, но и его точность. После­дняя в значительной степени зависит от поведения самолета в воздухе - от его продольной и поперечной остой­чивости. Эта проблема занимала мно­го места в программе полетных испы­таний экземпляра Me 262 A-la. На ма­шине V056 (W.Nr.l70056) тестирова­лись остойчивость и аэродинамика планера «швальбе». В целом ряде экс­периментов исследовалось влияние размеров оперения на стабилизацию самолета в полете. С этой целью вертикальный киль несколько раз умень­шался, потеряв в конце до 1/3 своей первоначальной высоты. 12 декабря 1944 г. Линднер совершил на V056 вы­нужденную посадку, но после ремонта машину вернули на испытания. Теперь она служила для аэродинамических тестов антенн радаров, разработанных для ночного истребителя Me 262 В-2а. Исследовались их влияние на полетные характеристики, а также воздействие стрельбы из пушек на работу антенн. Антенны Hirschgeweich, предназначав­шиеся для радара FuG 218, монтиро­вались в носу фюзеляжа. В ходе проб на левом крыле появились две мечевид­ные антенны солидной высоты. Пер­вый полет самолета в такой конфигу­рации выполнил Карл Баур 9 марта 1945 г. Тестировались также антенны, по форме напоминающие лопасти вин­та. Вообще формы антенных стержней подбирали исходя из принципа их наи­меньшего аэродинамического сопро­тивления, чтобы свести к минимуму потерю машиной скорости. В резуль­тате удалось добиться того, что поте­ря составила только 13%. Проводив­шие испытания специалисты отдавали предпочтение      антеннам      типа Morgenstern или тарельчатым, полно­стью скрывавшимся в носу фюзеляжа; именно такие планировались для сле­дующих вариантов ночных истребите­лей. Большинство источников сообща­ет, что самолет V056 был оснащен ра­даром FuG 218, а затем FuG 226 Neuling. Но это не так. V056 никогда не имел никакого радара. После окон­чания антенных тестов машина была возвращена в первоначальное состоя­ние и далее участвовала в исследова­нии остойчивости.

V056 был одним из более чем 35 самолетов, использованных для прове­дения различных испытаний, главным образом в E-stelle Тарневиц, E-stelle Рехлин-Ларц и Лагер-Лехфельде.

Увеличить боевую эффектив­ность Me 262 пробовали также путем обеспечения способности действовать в любых погодных условиях. Появи­лась версия Me 262 A-la/U2, «нафар­шированная» специальным радиообо­рудованием, делающим возможным полет без видимости земли. На ней смонтировали, между прочим, радио­навигационный прибор FuG 125 Hermine с дальностью действия до 200 км, работавший на частоте 33,3 МГц. В 1945 г. выпустили только малую се­рию FuG 125, предназначенную глав­ным образом для одномоторных ноч­ных истребителей.