Окраска и обозначения Ил-2 и Ил-10

 

Прототипы самолета Ил-2 были окрашены светло серой крас­кой, однако уже ЦКБ-55П имел стан­дартную схему окраски, типовую для всех фронтовых самолетов ВВС Красной Армии - верхние и боковые поверхности покрывались темно-зе­леной краской, а нижние - светло-го­лубой темноватого оттенка (соответ­ствующей лазурному цвету u RAF). Все самолеты первой серии имели металлическую обшивку поэтому краска давала выразительный полублестящий эффект. Только на элеро­нах и оперении краска выглядела по­луматовой, так как они были обтя­нуты полотном.

Перед началом Великой Оте­чественной войны, в начале июня 1941 г. приступили к быстрой разра­ботке многоцветного (двух- н трех­цветного ) камуфляжа верхних повер­хностен для всех боевых самолетов, в том числе и для Ил-2, который од­нако не успели применить до 22 июня 1941 г. Хотя, в период лета н осени 1941 г. можно было заметить много самолетом ВВС Красной Армии име­ющих двухцветный камуфляж (нано­симый в частях на базовый темно зе­леный цвет), однако известные изоб­ражения Ил-2 того периода не указы­вают на то. что так поступали и с ними. Это положение вероятно со­хранялось до осени (зимы?) 1941 г., и до этого времени Ил-2 служил в од­нотонном темно-зеленом «мундире». Однако ввиду эвакуации заводов за Урал, с конца лета 1941 г., «Штурмо­вик» начали окрашивать различны­ми красками выпускающимися про­мышленностью, либо имеющимися в поисках, которые имели зеленый или оливковый оттенок, или похожими на них, использовали даже коричне­вый.

В зимний период в фронтовых частях, а довольно часто так же и на запасных аэродромах, Ил-2 покры­вался белой краской. Наиболее инте­ресно такая окраска выглядела пер­вой военной зимой 1941/42 гг., когда зачастую Илы покрывались непра­вильными белыми пятнами на кры­льях и задней части фюзеляжа. Иног­да например покрывались белым только верх задней части фюзеляжа и стабилизаторы, а остальное оста­валось в летней окраске. Кроме этой системы зимой 1942/42 гг. была вве­дена новая, которая состояла в окрас­ке самолета в однотонной белый цвет. В 1943/44 гг. варианты окраски были ограничены только однотонной белой, а во время последней военной зимы 1944/45 гг. виду господства ВВС Крас­ной Армии в воздухе, от этой проце­дуры отказались вообще.

С определенной уверенностью можно сказать, что примерно с нача­ла 1942 г. Илы начали окрашиваться в стандартный камуфляж советских ВВС - верхние поверхности окраши­вались светло оливково-зеленым цве­том, на который наносились пятна черно-зеленого. Пятна наносились на заводах по разработанной схеме, либо если они не были нанесены, а это было необходимо, то в частях следуя схеме или «на глаз». Если са­молеты приходили в части без черно-зеленых пятен, а цвета окружающей местности были специфическими, то тогда камуфлировали самолет в со­ответствии с окружающими цветами, то есть вместо черно-зеленых пятен накладывали пятна песочного цвета, коричневого либо тик же темно-зеле­ного. Если этого требовала ситуация, то самолеты окрашивались в трех­цветный камуфляж ( то есть на свет­ло оливково-зеленый накладывались, например пятна темно-зеленого и песчаного). Когда самолет окраши­вался не по официальным схемам, то обычно величина пятен отличалась. С точки зрения колористики окружа­ющей местности (резкое освещение, большие лесные пространства) и вре­мени года (например осень), в север­ных районах СССР «Штурмовики» камуфлировались большими по раз­меру и количеству пятнами черно-зе­леного. В противоположность этому, в весенний период на территориях с большими пространствами полем их старались делать поменьше.

Вместе с улучшением ситуа­ции на фронте и нормализацией снаб­жения, изменились так же п основы окраски самолетов. Прежде всего, во второй половине 1942 г. была разра­ботана новая схема окраски, кото­рую начали вводить весной 1943 г. Новый трехцветный камуфляж, в слу­чае Ил-2, отличался от предыдущих более богатой палитрой красок, был введен второй основной цвет - тем­но-серый. Кроме него стандартным цветом был темно-зеленый. Допол­нительными цветами были либо тем­но-коричневый, либо песчаный. Воп­реки разработанным схемам повсеме­стно применялся темно-коричневый цвет, на что со всей определенностью указывают фотоснимки. Эта же тем­но коричневая краска использова­лась вместе с песчаной для создания двухцветного камуфляжа. Подобная схема использовалась и на Илах, хотя в этом случае данные относятся толь­ко к двухместным вариантам, начи­ная с 1943 г.

Нижние поверхности так же покрывались новой светло-голубой краской имеющей светло-серый отте­нок. Она была заметно светлее своей предшественницы (лазурной).

Трехцветный камуфляж суще­ствовал в двух вариантах, отличав­шихся расположением пятен и их со­четанием. Анализ фотоснимков Илов указывает на то. что чаше использо­вался вариант с наполовину темно-серым килем на левой стороне само­лета. Со 100% достоверностью изве­стны две комбинации цветов: темно-зеленый/ темно-коричневый/ темно-серый и темно-зеленый/ песчаный / темно-серый. Почти наверняка мож­но утверждать, что существовал так же третий вариант: темно-коричне­вый/ песчаный/ темно-серый в кото­ром песчаный цвет занимал место темно-зеленого. Таким образом, в сумме что даст шесть разновидностей камуфляжа. Есть основания пола­гать, что существовали еще две до­полнительные разновидности этого камуфляжа, в которых использова­лись различные оттенки этих же кра­сок. Примером служит окраска пред­ставленная в этой публикации, состо­ящая из пятен следующих цветов: темно-зеленый/ песчаный/ темно-се­рый, но с измененным их расположе­нием - темно-зеленая на том месте где должна быть темно-коричневая. Так как эта окраска воспроизведена на основании воспоминаний пилота, то в ней возможны ошибки, возникшие из интерпретации цветов. Так вмес­то сочетания темно-коричневый/ пес­чаный/ темно-серый, возможно соче­тание темно-зеленый/ песчаный/ тем­но-серый. С другой стороны, нельзя однозначно исключить вероятность существования такого варианта ка­муфляжа в рамках одной части, по­этому представленный рисунок сле­дует считать полностью правдопо­добным.

В таких трехцветных схемах камуфляжа, базовым цветом, являю­щимся основой для камуфляжных пятен был темно зеленый цвет.

В соответствии со стандарта­ми 1942 г. краска наносилась кистью либо распылителем ( но с 1943 г. рас­пылитель стал уже стандартом), та­ким образом, что бы добиться резких линий раздела (либо даже штриховой линии раздела в случае нанесения краски (ок) кистями), а не как преж­де, когда цвета сливались благодаря широким (в несколько сантиметров) границам раздела, благодаря чему издалека создавалось впечатление одноцветности.

Самолеты Ил-10 окрашива­лись сверху темно зеленым, а снизу светло голубым, теми же красками которые использовались для Ил-2. Информация о камуфлированных Ил-10 практически отсутствуем, за исключением венгерских самолетов (например самолет с кодом G2).

 

Описание цветов:

Зеленый (обозначение по ка­талогу производителя 741.760) - темно-зеленный с небольшой добавкой коричневого, в результате чего это был цвет оливкового оттенка. В тек­сте использовано название темно-зе­леный.

Голубой (обозн. кат. 952.953) - голубой из семейства светло-голу­бых, но более темный и более голу­бой чем его аналоги в английской и немецкой авиации. В тексте исполь­зовано название светло голубой (ла­зурный). Оба этих цвета были из се­мейства нитроэмалей и давали полублестящий эффект на металлических поверхностях и полуматовый на де­ревянных либо полотняных. Их ис­пользовали с начала войны до истощения запасов, после чего стали при­меняться следующие цвета:

Защитный (обозн. кат. 736.737) - светло зелено-оливковый. Летчики сравнивали его с цветом ко­ричневатой листвы или травы. Это был цвет светло-зеленый с примесью цвета из семейства светло-коричне­вых.

Серо-зеленый (обозн. кат. 749.750) - черно-зеленый с шаровым оттенком; этот цвет на архивных снимках очень часто производил впе­чатление черного.

Для такого сочетания красок использовался цвет светло-голубой (лазурный) на нижних поверхностях.

Для трехцветного камуфляжа были созданы следующие цвета:

Светло-голубой (обозн. кат. 938.957. войсковое обозначение АМТ-7) - светло-голубой, похожий на немецкий RLM 65, однако с лег­ким серым оттенком, заметно светлое чем светло-голубой (лазурный).

Темно серо-голубой (обозн. кат.820.82, войск, обозн. АМТ-12) - темно-серый с голубым (синим) от­тенком. В тексте использовано назва­ние темно-серый.

Зеленый (обозн. кат.741.760. войск, обозн. АМТ-4) - темно-зеленый с небольшой добавкой коричне­вого, в результате чего это был цвет оливкового оттенка. В тексте исполь­зовано название темно-зеленый. По сравнению со своим предвоенным аналогом это была уже матовая крас­ка, как и остальные краски этого пе­риода. В советских источниках обо­значается как грязно зеленый. В тек­сте использовано название темно-зе­леный.

Желто-землистый (обозн. кат.209.210, войск, обозн. АМТ-1) - темно-песчаный. Использовался вме­сте с темно-коричневым в двухцвет­ном камуфляже. В тексте использова­но название песчаный Темно-коричневый (обозн. кат.666.667) - вероятнее всего цвет близкий к шоколадном).

Опознавательные знаки, циф­ры и другие элементы выполнялись цветами:

Красный (обозн. кат.009.011) - нормальный красный, однако нано­симый на темную поверхность при­обретал несколько коричневатый от­тенок.

Белый (обозн. кат.802.803) - с очень легким желтым опенком.

Желтый (обозн. кат.220.221) - светло-желтый.

Темно-серый (обозн. кат.824.827) - оттенок между темно-серым и серым с легким темно зеле­ным оттенком: применялся для ок­раски внутренних поверхностей.

Голубой (обозн. кат.415.416)- обыкновенный голубой.

 

Ил-2 имел шесть красных звезд с тонкой черной каемкой, ко­торую в 1942 г. часто не рисовали. Позднее, с начала 1943 г. звезды по­лучили двойную окантовку (сначала белая, а за ней красная). Звезды ри­совали на нижней стороне крыла, на обеих сторонах фюзеляжа и киля. Около них на руле направления или фюзеляже наносился номер самолета который информировал о принад­лежности к данному полку в дивизии (каждый полк имел выделенные ему цифры, например от I до 40, следую­щий от 41 до 80 и т.д.). а так же иден­тифицировавшей данный самолет в полку. Самолеты командиров эскад­рилий часто обозначались белыми полосами вокруг хвоста, для первой эскадрильи - одна, для второй - две, для третьей - три (возможны были полосы в цветах эскадрильи). В бо­лее поздний период от этого отказа­лись и полосы стали использовать как идентификационные знаки диви­зий либо корпусов. В этой ситуации их наносили в разном стиле и различ­ными цветами на фюзеляже либо на киле. Обозначения дополнялись лич­ными значками пилотов пли полков либо изображениями наград и орде­нов полученных частью или пилотом.

Гвардейские части имели изображе­ние гвардейского значка. Очень час­то на фюзеляжах наносились патри­отические надписи.