только митсубиси fuso официально

Окраска и опознавательные знаки самолетов Мицубиси А6М

 

За свою долгую службу истребители А6М носили несколько совершенно раз­личных типов окраски и камуфляжа. Императорский ВМФ издал несколько приказов, жестко регламентировавших тип окраски боевых самолетов, однако эти приказы довольно свободно «интер­претировались» фирмами, производящи­ми самолет (Мицубиси и Накадзима). Причем колебания касались как оттенков применяемых красок, так и схемы окрас­ки самолетов. Кроме того, это подтверждают многочисленные фотографии, су­ществовало огромное количество неофи­циальных типов камуфляжа, применяв­шегося в полевых условиях. Часто случа­лось, что даже машины одной части были окрашены по-разному.

Японский ВМФ, подобно большин­ству военно-морских флотов мира (и в отличие от армейской авиации), прида­вал окраске самолетов очень большое значение. Это было связано с тем, что морские самолеты в большей мере под­вергаются воздействию неблагоприят­ных условий, и в первую очередь - воз­действию морской воды. Поэтому к ок­раске внутренних поверхностей японские морские летчики относились так же тща­тельно, как и к внешней окраске. Внут­ренние поверхности покрывали тремя слоями красно-коричневой защитной краски (red-brown primer FS *0166), а за­тем двумя слоями краски, которой окра­шивали самолет снаружи. Кроме того, изнутри самолет лакировали нескольки­ми типами защитных лаков (например в кабине использовали противобликовый лак). Однако следует заметить, что к кон­цу войны - в 1944-1945 годах - когда за­воды уже не могли удовлетворить даже самых насущных потребностей армии, а промышленность, в целом, находилась на грани полного развала, качеству окрас­ки самолетов придавали все меньшее и меньшее значение.

Если говорить о цвете использовав­шихся красок, то дело весьма осложня­ется тем, что в Японии не существовало системы эталонов, а имевшиеся самоле­ты и документы были утеряны вскоре после окончания войны. Кроме того, для окраски самолетов производители произ­вольным образом смешивали различные пигменты. Поэтому приведенные здесь названия цветов представляют собой ре­конструкцию, проделанную японскими и западными экспертами, и могут рассмат­риваться только как примерные!

Заводская окраска А6М (в том числе и прототипы) до середины 1943 года: весь самолет - светло-серый (UN Gray, Мицубиси - FS *6492, Накадзима - FS *4424), кожух двигателя - черный, кок и передние поверхности лопастей винта - цвет нео­крашенного алюминия, задние поверхно­сти лопастей винта - матово-черный или коричневый.

Первые серийные А6М2 использова­лись в Китае, и благодаря минимальным потерям более года использовались в за­водской окраске. В дальнейшем возник­ла необходимость перекрасить самолеты, поскольку более светлые пятна новой краски, которую накладывали вместо сошедшей старой, создавали определен­ную путаницу. Поэтому у всех самолетов была перекрашена задняя часть фюзеля­жа до середины Хиномару (так называл­ся государственный герб Японии - сим­вол Восходящего солнца). Так появилась характерная двухцветная окраска неко­торых первых А6М2. Когда возникла не­обходимость подновить заводскую ок­раску, то из-за отсутствия оригинальных красителей использовали бесцветный лак, который придал самолетам более темный и несколько смолисто-коричне­вый оттенок. Достоверно известно, что подобные методы уже не применялись после 1942 года.

Уже во время боев за Соломоновы острова (осень 1942 года), когда Япония постепенно начинала терять превосход­ство в воздухе, появилась необходимость ввести для «Зеро» защитный камуфляж. В частях верхние и боковые поверхности истребителей покрывали темно-зеленым цветом. Обычно это был цвет, уже при­менявшийся на флоте (примерно FS *4062), однако не исключалась возмож­ность использовать трофейные амери­канские или голландские краски. Мно­гое зависело и от личного «вкуса» людей, проводивших камуфлирование самоле­тов. Поэтому камуфляж машин колебал­ся в значительных пределах, как по типу примененных красок, так и по типу самого камуфляжа. Одни самолеты были целиком перекрашены в зеленый цвет, на других машинах использовали пятнистый камуф­ляж, на некоторых - сетчатый и т.д. Иног­да Хиномару обводили белой каймой, кок и лопасти пропеллера и дальше оставались цвета неокрашенного алюминия.

Летом 1943 года официально ввели новую схему окраски самолетов Импера­торского ВМФ. Следует заметить, что официальный приказ только закрепил схему, которую начали использовать зна­чительно раньше, еще с весны 1942 года. Новый камуфляж был следующим: верхние и боковые поверхности фюзеляжа, а также верхние поверхности крыльев и хвостового оперения - темно-зеленый (UN Green: Мицубиси - FS *4092, Накад­зима - FS *4058), нижние поверхности -светло-серые (UN Gray), кожух двигате­ля - черный. Передние кромки крыльев от фюзеляжа до середины длины - апельсиново-желтая узкая идентификационная полоска (эту полоску официально ввели несколько раньше остального камуфля­жа). На некоторых А6М полосы были светло-серого цвета, ее часто дорисовы­вали на самолетах, несущих полевой ка­муфляж. Хиномару официально получил белую кайму шириной 75 мм. Кок и обе поверхности винта - красно-коричневые (FS *0166 - эта краска также использова­лась для защиты внутренних поверхнос­тей самолета), однако попадались темно-зеленые и неокрашенные коки и винты. В 1945 году от желтых идентифика­ционных полос отказались (хотя их про­должали наносить на новые самолеты, а на старых самолетах не закрашивали), равно как и от белой каймы на Хинома­ру, которую наоборот в полевых услови­ях часто замазывали темно-зеленой или любой другой доступной краской темно­го цвета. В 1944-1945 годах уже не уделя­ли столько внимания качеству окраски самолетов, часто даже не использовали защитной краски, поэтому случалось, что в части поступали самолеты с неокрашен­ными нижними поверхностями фюзеля­жа и крыльев.