Детальная информация Купить пасту ГОИ здесь.

Мицубиси А7М "Реппу " - преемник, который опоздал

 

В 1940 году, сразу же после принятия на вооружение японской морской авиацией нового па­лубного истребителя "Зеро", начались работы над истребителем следующего поколения. Результатом этой работы стали технические требования 16-Си, сформулированные в начале 1941 года. Воплощением этих требований должна была заняться фирма Мицубиси. которая отлично себя показала в работе над А6М.

Однако фирма в это время была полностью загружена заказами и не могла немедленно присту­пить к созданию нового самолета. Инженерно-технический потенциал Мицубиси оказался недоста­точно сильным - мощностей, которых хватало в мир­ное время, было явно недостаточно для работы на войну.

В апреле 1942 года Штаб морской авиации снова обратилось на Мицубиси, с требованием не­медленно начать работу по переработанному техни­ческому заданию 17-Си.

Техническое задание, кроме сроков, преду­сматривало определенные требования к ТТХ будуще­го самолета. Максимальная скорость на высоте 6000 метров - не менее 640 км/ч, время набора высоты 6000 метров - не более 6 минут, продолжительность полета со скоростью 400 км/ч - не менее 2.5 часов, резерв для получасового полета на максимальной скорости, максимальная скорость пикирования - 830 км/ч, маневренность - не хуже, чем у А6МЗ модель 32, вооружение - две пушки калибра 20 мм и два пу­лемета калибра 13.2 мм,

Требования к самолету в тех условиях были очень жесткими. Реализация подобных требований привела бы к появлению лучшего истребителя в ми­ре.

Официально коллектив инженера Дзиро Хорикоси получил заказ 6 июля 1942 года. Следова­тельно, между окончанием работы над А6М и нача­лом работ над А7М прошло полтора года - как в по­следствии выяснилось эта задержка была роковой. Новому самолету присвоили заводское обозначение М-50 и имя собственное - ''Penny".

Чтобы удовлетворить поставленным требо­ваниям, Дзиро Хорикоси решил поставить на буду­щий самолет "будущий" двигатель - восемнадцатици­линдровый радиальный мотор А-20, создаваемый в это время на Мицубиси. Ожидаемые параметры дви­гателя А-20 могли обеспечить самолету необходимые качества. Стартовая мощность двигателя составляла 2100 л.с. (1545 кВт) при 2900 мин'1, а на высоте 2000 метров мощность равнялась 1900 л.с. {1398 кВт) при 2800 мин'1. На высоте 6000 метров двигатель разви­вал мощность 1760 л.с. (1295 кВт). Однако из-за тех­нологических трудностей двигатель ожидался не ра­нее весны 1943 года. Поэтому, чтобы не тормозить начатую с опозданием работу, Штаб морской авиации в сентябре 1942 года поручил установить на новый самолет двигатель Накадзима Хомаре-22 (NK9H). Этот двигатель развивал на высоте 6000 метров мощ­ность 1500 л.с. (1104кВт).

Инженеры, работавшие на фирме Мицубиси, в это время оказались завалены работой по доводке также опоздавшего истребителя-перехватчика J2M "Райден" и модернизации начинавшего стремительно устаревать А6М, поэтому сборка первого прототипа М-50 "Penny" началась лишь в апреле 1944 года. Но­вый самолет получил официальное название "17-Сики-кандзё-сентоки Penny" - "Морской 17-Си па­лубный истребитель Penny" (А7М1). На прототип установили двигатель Хомаре-22. Конструкция само­лета имела несколько новых - для Японии - техниче­ских решений: самогерметизирующиеся топливные баки, бронеспинку кресла пилота, гидравлически складываемые оконечности крыльев. Складывающие­ся крылья были важным элементом конструкции, поскольку самолет имел внушительные для своего класса габариты. Размах крыльев равнялся 14 метрам, а площадь - 30.86 м". Такие размеры - в полтора раза превышавшие размеры А6М - пришлось использо­вать, чтобы удовлетворить техническому заданию. Самолет должен был развивать высокую скорость -требовался мощный, но большой и тяжелый двига­тель. Самолету необходимо держаться в воздухе 3 часа - необходимо место для топливных баков боль­шой емкости. Маневренность нового истребителя должна быть не хуже чем у предшественника - требу­ется крыло большой площади.

6 мая за штурвал прототипа сел летчик-испытатель Эйсаки Сибаяма, который и совершил первый полет на этом самолете. Во время разбега выявились недостатки шасси, но в целом машина получилась очень удачной. На протяжении следую­щих трех недель продолжались испытания и шло устранение замеченных недостатков. Потом самолет взяли в свои руки военные летчики. Отзывы об ис­требителе были положительные, особенно летчики отметили хорошую устойчивость и управляемость, а также маневренность, которая оказалась даже луч­шей, чем у А6М. Хорошая маневренность достига­лась за счет дополнительных закрылков, которые пилот мог выпускать во время полета, нажимая на кнопку, расположенную на штурвале. Пока пилот жал на кнопку дополнительные закрылки находились в выпущенном состоянии, но как только кнопку отпус­кали - закрылки автоматически убирались. Однако остальные требования к самолету не были выполне­ны. Поскольку двигатель Хомаре-22 на высоте 6400 метров развивал только 1620 л.с. (1192 кВт), поэтому самолет развивал максимальную скорость 555-575 км/ч, а высоту 6000 метров набирал за 10-11 минут.

Поскольку требования оказались невыпол­ненными, 30 июля 1944 года Штаб морской авиации приказал приостановить работу над самолетом. Также приостановили сборку третьего, четвертого, пятого и шестого прототипов.

Результаты испытаний не оказались удиви­тельными для Дзиро Хорикоси, поскольку тот еще до первого полета говорил, что из-за недостаточно мощ­ного двигателя самолет не разовьет требуемой скоро­сти. Поэтому Хорикоси получил разрешение устано­вить на шестой прототип двигатель Мицубиси МК9А. Это был более мощный, чем А-20 мотор, который развивал на старте мощность 2200 л.с.( 1619 кВт). Прототип с новым двигателем получил обозначение А7М2. Диаметр МК9А составлял 1230 мм, на 50 мм больше, чем NK9. Винт оставили прежний - четырехлопастный изменяемого шага диаметром 3.60 метров.

Поскольку размеры нового двигателя были больше, пришлось переделать мотораму и переднюю часть фюзеляжа. Эта работа была закончена в начале октября 1944 года, а 13 октября новый прототип под­нялся в воздух. Несмотря на то, что двигатель не по­казал проектной мощности самолет показал характе­ристики близкие к техническому заданию. Предпола­галось, что после установки вооружения, самолет сможет развивать на высоте 6000 метров скорость 627 км/ч. При хорошей маневренности это давало бы японскому самолету преимущество над американски­ми F6F-5 Hellcat и F4U-1D Corsair, которые развивали примерно ту же скорость.

Поскольку результаты испытания оказались многообещающими, военные решили начать серий­ный выпуск этой машины, получившей к тому време­ни обозначение "Морской палубный истребитель Регату модель 22" (А7М2). Выпуск самолетов плани­ровали развернуть на двух заводах, принадлежавших Мицубиси: на Самолетном заводе Оэ (Нагоя) и заводе Нанкай (Осака).

Самолеты Л7М2 модель 22 должны были получить два варианта вооружения: четыре 20-мм пушки Тип 99 модель 2 или две 20-мм пушки и два 13.2-мм пулемета Тип 3. Вооружение устанавливали в крыльях вне плоскости винта.

В декабре 1944 года в Нагое произошло землетрясение, а последующие налеты В-29 довершили разрушение завода. Стало ясно, что выполнить планы не удастся, тем более, что досталось и моторострои­тельному заводу Дайхо, выпускавшему двигатели МК9А. Неудачи продолжали преследовать японцев. В результате аварии при посадке был полностью раз­рушен второй прототип. Первый, третий и пятый прототипы погибли под американскими бомбами. К концу войны уцелели только два прототипа - четвер­тый и шестой. Третий экземпляр А7М2 был уже пер­вой и единственной серийной машиной.

Тем временем Штаб морской авиации разра­ботал техническое задание 17-Си В на истребитель-перехватчик наземного базирования, который должен был быть построен на базе А7М2. Техзадание было предложено Мицубиси в феврале 1944 года. Главный акцент у перехватчика делали на скороподъемность и большую максимальную скорость на значительной высоте. Вооружение самолета составляли четыре 30-мм пушки Тип 5, установленные в крыльях. Еще две направленные назад и вверх пушки должны были быть установлены за кабиной пилота.

Чтобы удовлетворить подобным требовани­ям конструкцию самолета пришлось полностью пере­работать. Прежде всего пришлось увеличить профиль крыла, чтобы разместить там столь мощное вооруже­ние. Шасси было усилено - использовали колеса большего диаметра и ширины, чтобы самолет мог стартовать с полевых аэродромов. В результате уве­личилась хорда крыла в районе фюзеляжа. Сам фюзе­ляж также усилили, и установили там крепления для пушек. Новый перехватчик получил обозначение "Морской 17-Си В опытный истребитель-перехватчик Penny Кай модель 34" (A7M3-J "Penny" Кай модель 34).

На самолет планировали установить двига­тель с турбонаддувом - MK9A-R.U. Предполагалось, что самолет сможет развивать на высоте 10000 мет­ров скорость 648 км/ч, на такую высоту набирать за 15 минут.

В самые сжатые сроки была подготовлена полная документация на самолет и уже в феврале собрали макет самолета в натуральную величину, который предстал перед комиссией Штаба морской авиации. Штаб дал добро на серийный выпуск пере­хватчика и разработал график постройки прототипа, который должен был быть готов в октябре 1945 года. Внешне перехватчик отличался от А7М2 более длин­ным фюзеляжем, в котором дополнительно разме­шался компрессор. Компрессор расположили в ниж­ней части фюзеляжа на высоте кресла пилота. Ком­прессор соединялся с системой выхлопа длинным шлангом. Воздухозаборник для компрессора распола­гался над двигателем и также соединялся с компрес­сором через длинный воздуховод. Сжатый воздух подавался к двигателю через большой радиатор, рас­положенный за мотором. В корпусе перед противо­пожарной переборкой также располагался 200-литровый бак для водно-метанольной смеси. Смесь впрыскивалась в двигатель при форсировании.

Поскольку конструкторы предвидели труд­ности с доводкой турбокомпрессора - а японцы до той поры имели очень мало опыта по созданию по­добных устройств - был сконструирован "заместитель" перехватчика, самолет А7МЗ модель 23. На модель 23 устанавливали двигатель МК9С с трехступенчатым компрессором, отбиравшим мощ­ность от вала двигателя через увеличивающую пере­дачу (мультипликатор). В отличие от A7M3-J, кото­рый был коренным образом переделан, А7МЗ модель 23 очень походил на А7М2. Среди отличий можно назвать нескладывающиеся крылья и дополнитель­ный фюзеляжный топливный бак, как у A7M3-J. Го­лову пилота планировали защитить пуленепробивае­мым стеклом. Вооружение А7МЗ модель 23 состояло из шести пушек Тип 99 модель 2 калибра 20 мм. Тео­ретические расчеты показали, что самолет на высоте 8700 метров будет развивать скорость порядка 642 км/ч. Первый прототип этого самолета планировали закончить в декабре 1945 года.

После окончания военных действий на Ти­хом океане - 15 августа 1945 года - оба проекта были свернуты.

В конце войны Штаб морской авиации вы­дал техническое задание 20-Си А фирме Мицубиси на постройку истребителя А8М "Рифуку". Конструкция А8М опиралась на конструкцию A7M3-J. До конца войны этот проект не прошел стадию проектных ис­следований.