Система бортовых обозначений

 

1 мая 1939 г. в Люфтваффе была принята новая система такти­ческих бортовых обозначений, просуществовавшая до самого кон­ца войны. В этой системе использовался код из четырёх символов (Verbandskennzeichnen), который наносился на фюзеляже самолё­та: два символа перед крестом и два после него (В истребительных эскадрах и эскадрах непосредственной поддерж­ки войск использовалась иная система бортовых обозначений).

При этом не надо путать тактические бортовые обозначения боевой авиации с заводскими регистрационными кодами, которые также состояли из четырёх символов (Stammkennzeichnen). В про­цессе производства символы заводского кода наносились на фю­зеляж и нижнюю поверхность плоскостей самолёта и позволяли затем идентифицировать его изготовителя.

 

Первые буквы заводского кода

 

Фирма-изготовитель

 

FO

DN, СЕ

HS

JU

DJ, NO, HE

Focke-Wulf

Messerschmitt

Henschel

Junkers

Heinkel

 

После прибытия нового самолёта в боевую часть заводской код на фюзеляже обычно закрашивался, а поверх него наносились символы тактического кода. Однако при этом во многих случаях заводской код всё же оставался на нижней поверхности плоско­стей. На самолётах же т.н. второй линии, т.е. не участвовавших непосредственно в боевых действиях, заводской код сохранялся полностью и на фюзеляже, и на плоскостях.

Четырёхсимвольный тактический код позволял чётко идентифи­цировать принадлежность каждого самолёта. Первые два символа (бук­ва и цифра), нанесённые перед крестом и обычно имевшие чёрный цвет, обозначали эскадру или отдельную авиагруппу. Как видно из табл. 4 «Коды частей штурмовой авиации», когда одна группа преоб­разовывалась в другую, ещё в течение некоторого времени новая группа использовала прежние обозначения.

Последние две буквы кода, нанесённые после креста и име­вшие различные цвета, позволяли идентифицировать самолёт в эс­кадре. Предпоследняя буква была индивидуальным обозначением данного самолёта, а последняя обозначала его принадлежность к конкретной группе и эскадрилье (см. табл. 5 «Коды эскадрилий в штурмовой авиации»).

 

Таблица 4. Коды частей штурмовой авиации

 

Эскадра, группа                                                      Код

Stab/StG1, l./StG1, II./SIG1                                     А5

l./StG1 (до сентября 1943г.)                                   L1

II./SIG1 (до середины 1942г.)                               6G

III./SIG1                                                                   J9

StG2                                                                         T6

Stab/StG3                                                                 S7, 2F

I./SIG3                                                                      S1

II./StG3, III./StG3                                                     S7

III./StG3 (до февраля 1942г.)                                  Т6

Stab/StG5, l./StG5 (до июня 1943г.)                       L1

Stab/StG5, I./SIG5                                                   Q9

III./SIG51                                                                 6G

I./SIG76                                                                   F1

StG77                                                                      S2

III./StG77 (до апреля 1942г.)                                 F1

SKG10                                                                    G3

SKG210                                             .                    S9

SG9                                                                         Р8

SG10                                                                       S3

SG151                                                                    6Q

Erganzugs-Schlachtgruppe, SG152                          4М

4.(Sch)/LG2                                                            3Х

NSGr.1                                                                   V8

Storkampfgruppe /Luftflotte 6, NSGr.2                    D3

Storkampfgruppe /Luftflotte 1, NSGr.3                    U9

Storkampfgruppe /Luftwaffenkommando Don,

Storkampfgruppe /Luftflotte 4, NSGr.4                   1 К

NSGr.5                                                                   F9

NSGr.6                                                                   6K

NSGr.7                                                                   4X

NSGr.8                                                                   6J

NSGr.9                                                                   E8

NSGr.10                                                              5В, Н4

NSGr.11(estnisch)                                                 3W

NSGr.12(lettisch)                                                   6A

NSGr. ?                                                                 Q6

 

Таблица 5. Коды эскадрилий в штурмовой авиации

 

Группа, эскадрилья

Последняя буква в коде

Цвет буквы

штаб эскадры

А

синий

штаб 1-й группы

В

зелёный

штаб 2-й группы

С

зелёный

штаб 3-й группы

D

зелёный

штаб 4-й группы

F

зелёный

1-я эскадрилья, 1-я группа

Н

белый

2-я эскадрилья, 1-я группа

К

красный

3-я эскадрилья, 1-я группа

L

жёлтый

4-я эскадрилья, 2-я группа

М

белый

5-я эскадрилья, 2-я группа

N

красный

6-я эскадрилья, 2-я группа

P

жёлтый

7-я эскадрилья, 3-я группа

R

белый

8-я эскадрилья, 3-я группа

S

красный

9-я эскадрилья, 3-я группа

T

жёлтый

10-я эскадрилья, 4-я группа

U

белый

11-я эскадрилья, 4-я группа

V  

красный

12-я эскадрилья, 4-я группа

W

жёлтый

13-я эскадрилья

Х 

белый

14-я эскадрилья

Y

красный

15-я эскадрилья  

Z

жёлтый

16-я эскадрилья 

Q

белый

17-я эскадрилья

J

красный

18-я эскадрилья

O

жёлтый

19-я эскадрилья

E  

белый

20-я эскадрилья 

I

красный

 

Предпоследняя буква кода, служившая обозначением данного конкретного самолёта в эскадрилье, могла быть белого или чёрно­го цвета с тонкой окантовкой, соответствующей цвету эскадрильи. Обычно самолёты командиров эскадрилий, групп и эскадр имели предпоследнюю букву «А», остальные же самолёты эскадрильи обозначались в алфавитном порядке.

Таким образом, например, бортовой код «Т6+АС» означает, что это самолёт командира II./StG2, a «S2+DH», что самолёт при­надлежит 1./SIG77. Начиная с 1943 г. первая часть кода часто имела гораздо меньший размер, чем вторая, а иногда и вообще отсут­ствовала на самолётах.

В авиагруппах и эскадрах непосредственной поддержки войск, сначала в II.(Sch)/LG2, а затем в Sch.Gl и Sch.G2, вместо двух первых символов кода, обозначавших принадлежность самолёта к той или иной группе или эскадре, был нанесён черный треуголь­ник с белой окантовкой.

18 октября 1943 г. эскадры пикирующих бомбардировщиков были преобразованы в эскадры непосредственной поддержки войск. FW-190, поступавшие на их вооружение, уже имели бортовые обо­значения, как в дневной истребительной авиации. Единственным же признаком, указывающим на их принадлежность к штурмовой авиации, было то, что на борту «Фокке-вульфов» перед крестом наносился не их порядковый номер в эскадрилье, а, как и прежде, буква. Её цвет соответствовал номеру эскадрильи (см. табл. 5).

В то же время отдельные эскадрильи дневной штурмовой авиа­ции и вся ночная штурмовая авиация сохранили до конца войны четырехсимвольный код.